Чтобы понять, насколько инфраструктурно связаны Крым и освобождаемые области, надо вспомнить события, что происходили с полуостровом после референдума 2014 года.
Энергетическая блокада
В октябре 2015 года представители экстремистских группировок повредили опоры ЛЭП, по которым на полуостров подавалось электричество. После этого последовали неоднократные попытки сорвать восстановление линий.
В ноябре того же года линии подачи электроэнергии на полуостров были подорваны окончательно – полностью прекратилась поставка энергии, а ремонт из-за провокаций не могли начать следующие две недели.
Была построена первая нитка, которая соединила полуостров с «Объединенной энергосистемой Юга России». После этого на некоторое время блокада ликвидировалась, однако уже в ночь с 30 на 31 декабря поставки электроэнергии снова прекратились, так как сепаратистами была подорвана опора ЛЭП. Восстановление подачи так и не началось, так как истек срок договора сотрудничества между Россией и Украиной.
Интересный факт: договор не был продлен, так как в договоре украинская сторона хотела прописать, что Крым и Севастополь – их территории. Результаты опроса показали, что жители полуострова выступили резко против такого указания.
Водная блокада
Власти Украины в 2014 году перекрыли подачу воды в Северо-Крымский канал, который использовался полуостровом не только для полива значительного количества сельскохозяйственных угодий, но и для получения питьевой воды.
Проблему частично удалось решить за счет бурения специальных скважин, реконструкции водохранилищ, предполагался еще целый ряд решений – но удовлетворить все потребности в ресурсе не получилось.
В первые дни специальной операции в Херсонской области российским военным удалось разблокировать канал путем подрыва построенных там дамб, вода снова начала поступать по каналу на полуостров.
Что в итоге?
Политолог Ольга Грабовец обращает внимание, что такие тесные инфраструктурные связи как раз и говорят о том, что области неотделимы от России, а также от полуострова.
«Если говорить в целом о юге России, то после присоединения Херсонской и Запорожской областей инфраструктура станет целой, замкнутой. Речь ведь не только о воде и электричестве. Нужно говорить и о промышленной интеграции, торговой, что в сумме поможет развитию не только освобожденным территориям, но и Крыму, югу России в целом», – Ольга Грабовец.
Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий