Классическими стали истории о том, что покидающий семью мужчина не платит ни алиментов, ни оказывает помощь. Увы, любой юрист-практик вам подтвердит – это печальная статистика и примерно в 7 из 10 случаев развода у бывшей жены и бывшего мужа наблюдается масса трений по вопросу обеспечения детей.
А вот обратных ситуаций, когда мужчина целиком и полностью осознает свою ответственность перед детьми на порядок меньше. Но и они, благодаря таким вот историям, скоро могут сойти на «нет».
О ситуации рассказал наш коллега из Подмосковья.
Мирно развелись, мирно договорились
Брак Алексея и Марии Р. начал трещать по швам спустя 9 лет вполне счастливой жизни. Со слов Алексея причиной того послужила постоянная жизненная неудовлетворенность его супруги, к 30 годам осознавшей, что «она сделала не тот выбор» и «была достойна большего».
В основном все претензии касались материального обеспечения. Алексей работал и неплохо зарабатывал – был весьма неплохим специалистом банковской сферы, но Мария прекрасно понимала, что амбиций расти выше специалиста у Алексея нет и не будет. Его средний доход не превышал 100-120 тыс. рублей, и если лет 5 назад это были приличные деньги, то в 2018 году на момент развода это был разумный минимум для достойной жизни семьи с ребенком.
А такой расклад ее не устраивал – пока ее подружки покоряли ГОА и Таиланд, они с Алексеем и сыном выбирались раз в год в Турцию или Крым по горящей путевке с максимальной выгодой.
Увы, это не фантазии мужчины – во время бракоразводного процесса в суде Мария так же прямо заявляла, что не удовлетворена уровнем жизни, отсутствием желания стремиться к большему и не видит перспектив к совместной жизни с Алексеем. Не стеснялась заявлять, что «видит более достойные варианты для жизни».
Сопровождавший дело "по знакомству" юрист знаком с Алексеем и Марией, поэтому данный факт оспаривать или подвергать сомнению нет смысла.
Устав выслушивать упреки, Алексей предложил развод. Мария радостно согласилась. Радость была двойной, когда Алексей предложил оставить всю нажитую недвижимость.
Купленная и выплаченная в ипотеку 2-комнатная квартира оставалась жене с передачей ей доли мужа. А принадлежавшая мужу и унаследованная им однушка от родителей – передавалась сыну с переоформлением на него по дарственной. Себе Алексей оставил лишь автомобиль и маленькое нежилое помещение в 9.5 кв.м.
К сожалению, Алексей не заключил соглашение об уплате алиментов, хотя имел все юридические основания внести свое личное имущество – однушку, в счет уплаты алиментов по соглашению. Просто поставив жену перед выбором: или так, или никак. Претендовать на большую долю, нежели ½ от 2-комнатной квартиры, она бы все равно не смогла.
Мир длился недолго
От алиментов Алексея никто не освобождал, да и он сам обещал платить по 20 тысяч ежемесячно и помогать в случае непредвиденных расходов на ребенка.
Со временем помощь стала составлять еще примерно такую же сумму, вплоть до покупки еды.
Ему звонила Мария и прямо заявляла: нам есть нечего, привези еды или переведи деньги. И так день через день. Хотя сама работала в торговле, получала не менее 50 тыс. рублей.
Но это не мешало Алексею закрывать и потребности бывшей семьи и выплачивать собственную ипотеку за небольшую квартиру.
В середине 2020 года на пике пандемии Алексей потерял работу и адекватной замены так и не нашел.
Занимался мелкими подработками и имел доход с аренды нежилого помещения. Доходы упали минимум вдвое, а вот запросы бывшей жены выросли.
При этом обещанные 20 тыс. рублей он выплачивал, снизилась лишь дополнительная поддержка (до 3-5 тыс. в месяц сверх «алиментов»).
В итоге она подала на алименты через суд, потребовав в порядке судебного приказа взыскать ¼ всех видов заработка.
Поскольку на тот момент Алексей работал неофициально, расчеты были произведены по среднему заработку и размер алиментов составил около 15-17 тыс. рублей в месяц.
Ответ из вредности?
Требования бывшей жены никуда не делись. Подает жалобы, постоянно пишет приставам, настаивает на проверке счетов и так далее.
За малейшую просрочку выплаты сразу требует привлекать к ответственности.
Юридические тонкости тут малоинтересны. С Алексеем сыграла злую шутку его доброта.
В текущей ситуации ключевыми ошибками послужили:
- Не оформленная никак передача имущества в пользу ребенка. Дар можно было бы зачесть в качестве алиментов, что позволяет сделать ст. 104 СК РФ.
- Отказ оспаривать судебный приказ и нежелание заменять алименты на ТДС, которые едва ли составят более 1 прожиточного минимума.
С помощью юристов Алексей сам подал на изменение способа взыскания алиментов, настаивая на фиксации выплат в размере 75% от прожиточного минимума.
По первой инстанции он выиграл, бывшая жена подала апелляцию. Но мы уверены, что он добьется снижения размера алиментов – для этого нужно лишь оформиться на МРОТ.
И добровольной помощи в финансовом исчислении уже точно не будет, если только в виде прямых покупок необходимого для ребенка. Либо же в счет уплаты алиментов, если бывшая согласится.
Основная мораль ситуации: зачем кусать кормящую руку?
Ведь при адекватном отношении с нормальным отцом ребенок (да и бывшая жена) получал гораздо больше, нежели при хорошей войне. Особенно в условиях, когда законодательство отнюдь не позволяет взыскать даже те самые 20 тысяч.
Ставьте «Палец вверх», если было интересно и поделитесь своим мнением в комментариях.
Задать вопрос юристу можно на сайте.