Найти в Дзене
Белорус и Я

Белорусскую железную дорогу не смогли остановить ни "шпионы", ни супердиверсия

Оглавление
Первой регулярной трассе Российской империи исполняется160 лет

160 лет по шпалам

Скромно отпраздновав в 1962 году столетний юбилей БЖД, партийное руководство решило вести отсчет рождения «чугунки» с 1871 года. Мол именно в этом году впервые соединены железнодорожным путем Москва и Минск. В итоге столетний юбилей Белорусская «железка» вторично отметила в 1971 году. Но для специалистов оставалось очевидным: все началось с открытия регулярного («правильного», как называли его в те времена) движения в 1862 году.

Пригородный электропоезд серии ЭПг швейцарского производства
Пригородный электропоезд серии ЭПг швейцарского производства

XIX век

В начале 1852 года Управление железных дорог под руководством Павла Мельникова разработало первый государственный план будущей сети магистралей Российской империи. Некоторые основные линии должны были пересечь белорусские губернии.

Рельсовый путь в долине реки Припяти в 1883-1885
Рельсовый путь в долине реки Припяти в 1883-1885

Императорский указ гласил:

«Сеть эта будет простираться: от Санкт-Петербурга до Варшавы и прусской границы, от Москвы через Курск и низовье Днепра до Феодосии и от Курска или Орла через Динабург до Либавы – и таким образом непрерывным через 26 губерний железным путем, соединятся взаимно: три столицы, главные судоходные реки наши, средоточие хлебных наших избытков и два порта на Черном и Балтийском морях, почти весь год доступные; облегчится сим образом вывоз заграничный, обеспечится провоз и продовольствие внутреннее».

Из предложенного Николай I утвердил к первоочередному строительству линию Санкт-Петербург–Варшава. Строительство началось в 1852 году, финансировалось государством и поначалу шло довольно успешно. Но помешала начавшаяся в 1853 году Крымская война.

20 октября 1862 года главный инспектор частных железных дорог Андрей Дельвиг сообщал: работы на участке от Ландварова до Варшавы Санкт-Петербургско – Варшавской железной дороги завершены и он может быть открыт “в непродолжительном времени для постоянного движения”. 24 октября 1862 года из Департамента железных дорог поступило сообщение о создании комиссии для “обсуждения вопроса о возможности открыть постоянное движение между Ландварово и Варшавой”.

-4

Комиссия приняла документ, датированный 15 декабря 1862 года. Именно эта дата стала днем рождения Белорусской железной дороги.

Начало XX века

С началом Первой мировой войны железнодорожная сеть Российской империи была поделена на два района: Западный, подчинявшийся Военно-полевому управлению и Восточный, остававшийся в распоряжении гражданского Управления железных дорог. Граница между районами проходила западнее условной линии Петербург - Бологое - Смоленск - Бахмач - Харьков и далее на юг. Белорусским железнодорожным хозяйством стали руководить военные.

Первая мировая стала серьезным испытанием для транспортной системы империи. На территории Беларуси, занятой кайзеровскими войсками, тоже происходили серьезные подвижки: железнодорожная колея переводилась на западноевропейский стандарт, а немецкие дорожники построили около 1100 км железных дорог.

Разрушенный железнодорожный мост в Гродно, сентябрь 1915 года
Разрушенный железнодорожный мост в Гродно, сентябрь 1915 года

В 1917-м железнодорожники стали одними из главных героев в ликвидации царского режима.

Из обращения Председателя Государственной Думы В. Родянко и члена Государственной Думы А. Бубликова:

«Железнодорожники, старая власть, создавшая разруху всех отраслей государственного управления, – оказалась бессильной. Государственная Дума взяла в свои руки создание новой власти. Обращаюсь к Вам от имени Отечества: от Вас зависит теперь спасение родины – она ждёт от Вас больше чем исполнения долга, она ждёт подвига. Движение поездов должно производиться непрерывно с удвоенной энергией. Слабость и недостаточность техники на русской сети должны быть покрыты Вашей беззаветной энергией, любовью к родине и сознанием важности транспорта и благоустройства тыла».

Огромное внимание в деле функционирования железных дорог в БССР отводилось обеспечению политически благонадежного, с точки зрения власти, состава работающих на них. В 1923 году на основании приказа Наркомата Путей сообщения создана Особая комиссия по чистке транспорта от различного подозрительного элемента и агентов польской, латвийской, литовской, румынской и финской национальностей.

Вид на советскую погранзаставу, 1920 год
Вид на советскую погранзаставу, 1920 год

В июле-августе 1937 года на Белорусской железной дороге «вскрыто несколько шпионско-диверсионных гнезд и широко разветвленная японо-немецкая, троцкистско-бухаринская вредительская организация». Среди особенно пораженных назывались важнейшие железнодорожные узлы Гомель, Могилев, Жлобин, Осиповичи, Унеча, Кричев, Слуцк, Гомельский ПВРЗ, Гомельские мастерские связи.

Из докладной записки начальника политотдела Белорусской железной дороги:

«… Враг народа, бывший начальник дороги Владимирский, за сравнительно короткий срок (июль–ноябрь 1936 г.) вовлек в антисоветское подполье значительную группу врагов. Многие разоблаченные и ныне арестованные показывают, что они были вовлечены в контрреволюционную шпионско-диверсионную организацию Владимирским. Воспользовавшись тем, что создавалась новая дорога, Владимирский легально под видом комплектования аппарата дороги привлек с Южной и бывшей Западной дорог многих вредителей и диверсантов...».
Брест, смена узких европейских колесных пар на широкие, лето 1941 года
Брест, смена узких европейских колесных пар на широкие, лето 1941 года

К СВЕДЕНИЮ

В мае 1928 года после восьмилетнего пребывания в Италии на родину возвращался писатель Горький. На государственной границе - белорусской станции Негорелое - его встречала делегация московских и белорусских писателей, представителей ЦК ЛКСМБ. Плакат оптимистично призывал: «Пусть живет Горький!». Об этом сегодня напоминает мемориальная доска на здании вокзала. Проезд через Негорелое отразил в стихах и Маяковский:

«На горизонте – белое.
Снега и Негорелое…
Голая, нищая
бежит Белоруссия»
(«Они и мы»).

В Европу он, как и все, проезжал через Столбцы, находящиеся тогда на польской стороне. Говорят, именно здесь родилось знаменитое «Читайте, завидуйте, я – гражданин Советского Союза».

Середина ХХ века

К началу сентября 1941 года вся Беларусь оккупирована немецкими войсками. Их встретило мощное сопротивление. Центрами становились крупные железнодорожные узлы. Прославились оршанские подпольщики и руководитель подпольной организации оршанского железнодорожного узла, а позднее командир партизанского отряда знаменитый Константин Заслонов.

На Осиповичском железнодорожном узле произошло событие, названное немецким командованием «супердиверсией Второй мировой войны». Электромонтер Федор Крылович в ночь на 30 июля установил две английские магнитные мины на эшелон с топливом, который должен был направиться в район Курской битвы. Но эшелон стали перегонять в парк, где находились составы с боеприпасами. От взрыва детонировали боеприпасы в соседних эшелонах, а расцепить вагоны было нельзя. Взрывы продолжались 10 часов.

Результат работы немецкого путеразрушителя. 1943-1944 годы
Результат работы немецкого путеразрушителя. 1943-1944 годы

За героизм и самоотверженный патриотизм звание Героя Советского Союза получили около 20 железнодорожников Беларуси.

Железную дорогу восстанавливала вся страна. К концу 1945 года эксплуатационная длина ж/д в пределах БССР - 5013 километров - 87 процентов довоенного уровня. А с мая 1946 года начался перевод железной дороги на нормальный режим: отменялись сверхурочные работы, предоставлялись очередные отпуска.

Прибытие первого поезда Москва-Минск. 1944 год
Прибытие первого поезда Москва-Минск. 1944 год

К СВЕДЕНИЮ

Со 2 апреля 1962 года начал курсировать фирменный поезд Минск – Москва № 1/2 «Белоруссия».

Проводники лучшей бригады фирменного поезда «Белоруссия» Пархимчик Г., депутат Октябрьского райсовета Минска член КПСС Валькович И.  и член КПСС Борискевич А., 1973 год
Проводники лучшей бригады фирменного поезда «Белоруссия» Пархимчик Г., депутат Октябрьского райсовета Минска член КПСС Валькович И. и член КПСС Борискевич А., 1973 год

Новейшая история

  • К концу 70-х по протяженности железнодорожных путей БССР находилась на четвертом месте в СССР, по плотности – на шестом. По Белорусской железной дороге проходило более половины туристических поездов СССР.
  • В октябре 1991 года дорога из союзного подчинения принята в республиканскую собственность.
  • За 2001–2011 годы перевозка грузов увеличилась более чем на 50 процентов.
  • В июле 2008 года Гомельский вагоноремонтный завод выпустил первый пассажирский купейный вагон. А через год появился первый спальный, выпущенным заводом имени А.Ф. Мясникова. В апреле 2011 года в Минске запустили в опытную эксплуатацию первый белорусский маневровый тепловоз серии ТМЭ1, изготовленного в локомотивном депо Лида.
Пассажирский тепловоз серии ТЭП70БС
Пассажирский тепловоз серии ТЭП70БС
  • Сегодня БЖД занимает одну из ведущих позиций в системе экономической интеграции стран Азии и Европейского союза, является связующим звеном Транссибирской магистрали и железнодорожной сети стран Центральной и Западной Европы.

Елена ФИРИНОВИЧ, Валентина ЯНОВСКАЯ

© "Союзное государство", №3/2020

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!

Другие материалы портала на тему История Союзного государства смотрите здесь

Топ-3