Каждый из нас переживал, а кто-то и сейчас переживает тяжелые жизненные кризисы, испытания, вызванные различными обстоятельствами. Они могут быть самыми разными: известие о болезни или даже смерти близкого человека; семейные неурядицы; предательство друзей; финансовые проблемы; а для кого-то это переживания, связанные со служением в церкви.
В трудных обстоятельствах человеку становится необычайно тяжело, прежде всего эмоционально. Ощущается глубокое отчаяние, беспокойство, напряжение, волнение, страх. Естественно, возникают вопросы: как пережить эту боль? как взять ее под контроль, и не позволить ей разрушить вашу жизнь?
Мир предлагает обратиться к психологам, искать утешение в алкоголе, греховных развлечениях, но для христиан все это неприемлемо. Мы знаем, что такие средства по-настоящему не помогают даже неверующим. Да, они могут дать временное облегчение, но неспособны решить проблемы, вызывающие кризисы, и неспособны принести подлинное утешение. Что говорит Слово Божье о том, как верующему человеку нужно вести себя в дни жизненных потрясений? Обратимся к повествованию евангелиста Марка, который описывает безмерно скорбящего Христа. Будем учиться у нашего Господа Иисуса Христа. Посмотрим на Него в тяжелейший момент Его жизни.
Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь. И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня (Мк. 14:32–42).
Рассматривая Его достойный пример, поговорим о том, как нам следует вести себя во время жизненного кризиса.
Первое, что необходимо делать:
I. Ищите поддержку друзей-христиан
Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь. И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте (Мк. 14:32–34).
Покинув горницу, в которой была установлена новая заповедь (вечеря Господня), Иисус с одиннадцатью учениками, поднявшись по Елеонской горе, пришел в «…селение, называемое Гефсимания…», более точный перевод – «в место, называемое Гефсимания». Слово «Гефсимания» буквально означает «маслодавильня». В той местности росли оливковые деревья, из плодов которых изготавливали при помощи специального пресса оливковое масло.
По свидетельству евангелиста Иоанна на склоне Елеонской горы находился огороженный сад. Такой сад мог принадлежать только состоятельному человеку, который хорошо относился к нашему Господу, позволяя пользоваться им. Подойдя к саду, Иисус оставил восемь учеников у входа, а с тремя прошел через калитку. Зачем наш Спаситель взял с собой Петра, Иакова и Иоанна? Господь ищет поддержки со стороны Своих самых близких людей (в тот момент именно Петр, Иаков и Иоанн являлись самыми близкими людьми для Иисуса). Конечно же, Он желает преподать будущим лидерам церкви урок того, как следует переносить страдания. Некоторые толкователи считают, что Сын Божий не стремится получить поддержку от духовно незрелых учеников, а только лишь желает преподать им урок. Но многие исследователи не разделяют такой категоричности. Просьба Иисуса «…побудьте здесь и бодрствуйте» на фоне страха перед страданиями за грехи мира говорит о том, что Мессия просит поддержать Его, понять, разделить Его боль.
Может быть, это покажется кому-то удивительным, но Иисус, являясь не только Богом, но и человеком, действительно боялся. Он находился в страхе в преддверии распятия.
Обратите внимание на слова Марка: «…начал ужасаться и тосковать». Слово, переведенное как «ужасаться», происходит от греческого слова, означающего «быть потрясенным, расстроенным». В данном случае указывается, что в ожидании приближающихся событий Иисуса охватила дрожь. Слово, переведенное как «тосковать», происходит от греческого адэмонео, означающего «быть в сильной тревоге, которая вызвана внутренним колебанием перед принятием ответственного решения». Употребление этих двух слов вместе указывает на высшую степень страха.
Сам Иисус говорит о Своем состоянии так: «…душа Моя скорбит смертельно…». Другими словами: «Я охвачен такой скорбью, что могу умереть». И скорбь перед разобщением с Отцом ради принятия на Себя грехов мира действительно убивала Иисуса. Как сообщает Лука, Спаситель дошел до такого нервного напряжения, что Его тело не выдерживало, и Он покрылся кровавым потом (Лк. 22:44).
Бог так устроил человека, что любовь, забота и поддержка близких в трудную минуту имеет для него большое значение. Если Иисус в час скорби просил учеников побыть рядом с Ним, то для нас это тем более необходимо.
Переживая жизненные кризисы, стремитесь к общению с благочестивыми людьми. Хотя грех и плоть могут побуждать к изоляции, оставлению церковного собрания, поддаваться этому нельзя.
Поддержка благочестивых христиан несет утешение в трудную минуту, поэтому Павел в Послании к Галатам призывает: «Носите бремена друг друга…» (Гал. 6:2). Бремя – это груз искушений, переживаний, скорбей. Когда вы чувствуете, что бремя страданий вот-вот раздавит вас, просите друзей-христиан о помощи. Также в Послании Иакова сказано: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14–15). Скорее всего, речь идет о духовной болезни и эмоциональной немощи, которые могут привести к физическому заболеванию. Общение с пресвитерами, исповедание грехов в их присутствии, молитва с ними – все это ведет к духовному ободрению и восстановлению.
Христианин, переживший очень большое испытание, недавно сказал мне: «Если бы не поддержка церкви, я бы не выжил! Когда мне было трудно, духовно зрелые люди протянули мне руку дружбы, общения. Мы говорили о многом, молились вместе, вкушали пищу, совершали прогулки. И Господь утешил меня, исцелил сердечные раны и обрадовал».
Второе, что необходимо делать:
II. Молитесь, смиряясь перед провидением
И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты (Мк. 14:35–36).
Пройдя вперед, Господь пал на землю. Иисус обращается к Богу: «Авва Отче!» «Авва» означает «папочка». Так обращались малыши к своим отцам в Палестине. Это искреннее сердечное обращение, подчеркивающее уникальную близость между Богом Отцом и Богом Сыном.
Содержание просьбы очень простое: «…все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня». «Чаша» – символ голгофских страданий. Зная всемогущество Отца, Иисус просит избавить Его от крестных мук. Если возможно спасти избранных каким-нибудь другим способом – пусть это произойдет.
Признавая превосходство Божьего плана, провидения, над Своей просьбой, Иисус добавляет: «…но не чего Я хочу, а чего Ты». Сын готов покориться замыслу Отца! Он готов пить из чаши страданий, если так нужно.
Смиренная просьба Иисуса осталась без ответа. Отец не избавил Его от искупительной смерти. Но ободрение Иисус получил – «Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его»(Лк. 22:43).
Молитесь в скорбях, просите Бога, но будьте готовы сказать: «Да будет воля Твоя». Небесный Отец удовлетворит вашу просьбу, если она соответствует Его плану. И, даже если не удовлетворит, а вы будете готовы принять это, само молитвенное общение с Создателем принесет благословение.
Если общение с благочестивыми людьми ободряет скорбящих, то тем более общение с Господом в молитве проливает «живительную влагу» на терзающуюся душу, подобную сухой потрескавшейся земле.
Если вы смиряетесь перед волей Бога, которая не соответствует вашей молитвенной просьбе, как Иисус, то вы обретете сердечный мир и покой. Если вы не смиряетесь, а наоборот, бунтуете, говоря: «Бог, почему Ты не даешь мне то, о чем я прошу? Почему Ты не изменяешь обстоятельства?», то ваши душевные страдания усиливаются, поскольку ко всем вашим бедам добавляете грех ропота против Бога. Смирение перед неизменным Божьим планом утешает. Бунт против Божьего плана усиливает уныние, ведет к тяжелейшей депрессии.
Третье, что необходимо делать:
III. Выполняйте свои обязанности
Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня (Мк. 14:37–42).
Бывает так, что человек просит своих близких поддержать его, просит Бога изменить обстоятельства: исцелить больных, остановить делающих зло; но не получает поддержки от людей и не получает просимого от Небесного Отца. Что же делать в этом случае? Пример Христа дает ответ на этот вопрос.
Молитвенная просьба Иисуса осталась без ответа, а друзья-ученики оказались совершенно безучастными к Его скорби. Три раза Иисус заставал учеников спящими.
Проведя в молитве один час, Господь встал с земли, подошел к ученикам первый раз и нашел их спящими. Сначала Иисус обратился к самому пылкому ученику: «…Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час?» Затем Господь сказал всем троим: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна».
«Дух бодр» – ученики имели высокие, праведные стремления: «Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я… Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили»(Мк. 14:29,31).
«Плоть же немощна» – греховная плоть может подавить праведные желания (ученики хотели многого – сохранить верность Иисусу даже перед лицом смерти, а реально не могли сделать малого – не спать всего лишь один час). Чтобы не позволить греховной плоти склонить вас к непослушанию, необходимо бодрствовать и молиться.
После этого Иисус опять отошел для молитвы и, вернувшись, во второй раз нашел учеников спящими.
И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать (Мк. 14:39–40).
Продолжив молиться, Господь в третий раз застал учеников спящими.
И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников (Мк. 14:41).
Тот, Кто так много сделал для учеников: нашел их в мире греха, призвал к служению, удостоил чести быть Своими друзьями – просил Петра, Иакова и Иоанна совсем о малом, но получил отказ.
Христиане часто отказывают своим духовным наставникам в поддержке и понимании. Причина этого в том, что многим легче понять те страдания, с которыми сами столкнулись, и намного труднее понять то, чего не переживали. Болезни, материальные проблемы, потеря близких – бедствия, понятные большинству. Тяжесть ответственности за духовное развитие сотен христиан; постоянное нахождение на передовой в духовном сражении; бесконечная клевета врагов церкви – все эти реалии пасторского труда до конца прочувствовать может только тот, кто сам посвящен такой работе. Многие христиане готовы сострадать вдовам, инвалидам, нищим, но им трудно понять, что служители церкви терпят такие эмоциональные перегрузки, которые большинству людей даже неведомы. Но, даже когда сердце разрывается от боли, которую окружающие не могут разделить, истинные пастыри продолжают выполнять свой труд.
Не получив просимого от Небесного Отца и не увидев никакого сострадания со стороны учеников, Иисус просто встал и пошел навстречу предателю: «Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня» (Мк. 14:42). Господь делает то, что должен делать, к чему призван, ради чего воплотился.
Как бы трудно вам ни было, с какой бы скорбью вы ни столкнулись, выполняйте свой долг перед Богом и людьми: стремитесь к благочестию, заботьтесь о семье, участвуйте в деле созидания церкви. Отчаяние нередко проявляется в том, что человек отказывается выполнять свои обязанности, и это только усиливает душевные терзания. В таком случае наблюдается пренебрежение духовными упражнениями: чтением Слова и молитвой. Женщины перестают убирать в доме, следить за собой, выполнять свой долг перед мужем и детьми. Мужчины перестают трудиться, служить, созидая церковь.
Как известно, апостол Павел, поглощенный заботами о коринфской церкви, был так сильно расстроен, что, оказавшись в Троаде, даже не смог исполнять свой долг апостола – не смог проповедовать Евангелие (2 Кор. 2:12–13).
В учебнике по-христианскому душепопечению Джей Адамс отмечает: «Женщины, служители и все категории людей, которые сами регулируют свое время, чаще подвергаются приступам депрессии, чем люди, имеющие нормированный рабочий день. Это происходит потому, что никто не настаивает на выполнении обязанностей, и чувства берут вверх». Тому, кто занят трудом и служением, некогда концентрироваться на своих чувствах, некогда заниматься самосожалением, поэтому такому человеку будет проще преодолеть любые скорби.
Подражая примеру достойного поведения нашего Господа и Спасителя в тяжелейший момент Его жизни, вы сможете перенести любые жизненные кризисы, потрясения и скорби.