Изначально этот текст планировался как часть статьи про к-поп термины, но ее формат не позволял в полной мере раскрыть, насколько важным в индустрии являются передачи такого формата, как музыкальные шоу или коротко мьюзик-шоу.
В основном я буду приводить примеры на BTS, потому что только нырнув в их творчество, получила большую часть описанной в статье информации.
Мьюзик-шоу представляют собой еженедельные музыкальные передачи, где транслируются заранее записанные выступления артистов с новинками своего репертуара. Обычно это происходит в первые 2-3 недели с камбэка артистов - именно столько в среднем длится продвижение нового релиза.
Существует отдельная предзапись вокальной части и танцевального выступления. Некоторые группы предзаписывают только бэк-вокал, некоторые - полную звуковую дорожку и на выступлении делают только липсинк - то есть попадают движениями губ в уже записаный вокал. Тут все зависит от интенсивности хореографии и реальных вокальных возможностей отдельных исполнителей.
Такие шоу - самый первый и важный этап промоушена для дебютирующих групп, но попасть в сет-лист мьюзик шоу не так просто, поскольку рынок сверхнасыщен - помимо камбэков уже существующих групп, каждый год дебютируют десятки новых коллективов и артистов, и приоритет у артистов из крупных агентств.
Иногда в борьбу за место под софитами приходится вступать не только с соотечественниками: в рамках промо своих международных концертов и туров на мьюзик-шоу порой заскакивают и западные артисты. В их числе бывают и такие мастодонты музыкальной индустрии, как Леди Гага.
По вышеназванным причинам большинство дебютирующих артистов не могут пробиться на мьюзик-шоу с дебютными релизами. Попадание в хорошее место сет-листа и достаточное время, выделенное для выступления, стоят денег, которые есть далеко не у любого агентства.
Тех же BTS, поскольку они были группой из крохотного агентства с очень скудными финансовыми возможностями, множество раз снимали с эфира с уже отснятым дебютным выступлением - они чудом пробились на M! Countdown лишь потому, что какой-то более известный артист не смог принять участие, и их, в урезанном формате выступления, все же добавили в сет-лист программы.
На предзаписи допускается присутствие зрителей. Исключением были 20-21 годы из-за эпидобстановки. Так, к примеру, промоушен альбома BTS Map Of The Soul: 7, выпущенного в феврале 2020 года проходил без присутствия зрителей, а все бэк-танцоры были в масках.
Возможность присутствовать на предзаписи получают только члены официальных фандомов выступающих артистов - те, за членство в которых надо платить, но это, как правило, смехотворная сумма - около 2000 в год, если считать в рублях - за те привилегии, которые оно дает.
Присутствие на предзаписи бесплатное, нужно оставить заявку на получение входного билета - затем из всех подавших заявку рандомно выбирается фиксированное количество людей, допущенных к посещению. Пройти по чужому членскому билету нельзя - на входе проверяются еще и другие документы, удостоверяющие личность, с этим строго.
Хотя немало раз я видела сообщения о том, что организаторы шоу за деньги давали проходку на выступления представителям "золотой молодежи", которые вели себя не лучшим образом и пытались проникнуть в гримерки исполнителей, думая, что им все позволено, раз у них есть деньги.
На роль ведущих таких шоу обычно приглашают участников относительно новых групп, набирающих популярность. Также в качестве ведущих можно увидеть набирающих популярность молодых актеров. Как правило нанимают их сезонно, на некоторое количество передач.
Но возможны и разовые появления в такой роли - это называется "специальные ведущие", и их как правило, выбирают из числа уже более известных исполнителей или актеров.
Длительность пребывания на посту ведущего зависит от разных факторов: учитывается, насколько удачно показал себя артист в качестве ведущего, насколько он может совмещать роль ведущего со своей творческой деятельностью.
Если группа становится более успешной, творческая деятельность становится приоритетом, и, в случае, когда графики невозможно совместить (например, если артист уезжает в многомесячный тур) артист покидает этот пост. В случае, если группа не так известна, но участник популярен в роли ведущего, график продвижения строится так, чтобы не мешать записи передач, поскольку именно ведение мьюзик-шоу становится основным доходом такого артиста (соответственно, приносит больше прибыли и агентству, к которому относится этот артист)
Бывает и так, что о существовании той или иной группы люди узнают как раз из-за того, что ее участник или участница ведет то или иное мьюзик-шоу. Так что это не только неплохой способ заработка, но и реклама.
По итогам недели некоторые песни, наиболее успешные в плане продвижения, номинируются на первое место в рейтинге, причем не всегда это будут именно те песни, выступления с которыми транслируются в эфире.
Для номинации песни на приз недели учитывается множество факторов, таких как физические и цифровые продажи, упоминания в соцсетях, количество прослушиваний на музыкальных платформах. С недавних пор в рейтинги стали включать и количество просмотров на ЮТ, но они зачастую не имеют серьезного веса.
У каждого из крупных каналов есть собственное шоу, имеющего собственную систему рейтинга для определения лидера текущей недели: где-то больше значения в процентах имеют продажи альбомов, где-то - прослушивания, где-то - голосование зрителей на сайте шоу.
К таким мьюзик шоу относятся:
- M!COUNTDOWN от Mnet
- Music Bank от KBS
- Inkigayo от SBS
- The Show SBS
- Show Champion MBС
- Music Core MBС
Группы стараются прийти на максимальное количество шоу во время своего промоушена, чтобы засветиться на каждом крупном канале и, по возможности, собрать как можно больше наград. Но, ввиду разницы системы подсчетов результата, где-то один и тот же артист с песней может брать первое место, а где-то не попасть даже в тройку лидеров.
Многие группы планируют свои дебюты/камбэки так, чтобы не попасть под камбэк наиболее известных групп (BTS, Stray Kids, BLACKPINK, TWICE, SEVENTEEN), чтобы иметь шанс получить первое место на таком шоу. Некоторые же вообще не получают ни номинаций, ни первого места по той же причине сверхнасыщенности рынка.
Наличие таких наград серьезно сказывается на возможности продвижения, привлечения спонсоров (съемки в рекламе, приглашение на сборные концерты, номинация на премии в конце года), поэтому все их очень ждут.
Раньше количество недель, когда одна песня могла занимать первое место на отдельно взятом шоу, не было регламентировано, но после выхода Dynamite от BTS который чартился несколько месяцев и в итоге взял только на одном из шоу около 10 наград (в сумме даже без присутствия на каком либо мьюзик-шоу с выступлением песня собрала 32 награды, что является абсолютным рекордом в к-поп), было принято решение ограничить количество побед одной песни в рамках отдельно взятого шоу до 5.
Помимо высокого порога входа на шоу к минусам таких шоу можно отнести то, что артисты берут на себя все расходы по оформлению сцены и постановке номера и не получают гонорары за выступление, а вот всю прибыль от трансляции (в том числе, монетизацию выступлений на YouTube) себе забирают организаторы шоу. Артист в этом случае получает только возможность засветиться на большом экране и в случае, если его показатели хороши, получить номинацию или первое место в таком шоу.
До недавнего времени такие шоу (а также каналы, стоящие за ними) были очень серьезной силой, направляющей к-поп тренды. Поэтому в некоторых случаях они выступали еще и карающей рукой, вредящей карьере неугодных им исполнителей.
Так в 2019 году BTS не подтвердили присутствие на ежегодном сборном айдол-концерте MBC Gayo Daejejeon 2019, которое каждый год проводится 31 декабря, в пользу выступления Dick Clark’s New Year’s Rockin 2020, который проходил в Нью-Йорке.
В отличие от MBC Gayо, которое работает по принципу мьюзик-шоу, где артисты сами оплачивают расходы на свое выступление и не получают гонорара, а только появление на ТВ, за выступление в США группа получила установленный гонорар. Кроме того ребята смогли выступить в компании множества звезд мирового масштаба, таких как Дуа Липа, Эйва Макс, Братья Джонас, Сиара, Пост Малон и другие.
В итоге руководство канала MBC... обиделось на все агентство за срыв рейтингов их шоу ввиду отсутствия BTS, и отказало в посещении собственных шоу не только самим бантанам, но также и TXT и GFriend, относящихся к группе компаний HYBE. Кроме того, BTS "отрезали" от возможности получения дэсанов на премии, проводимой данным каналом. Хотя не сказала бы, что это как-то повлияло на популярность указанных групп - а вот рейтинги и акции канала продолжили падать.
К слову в 2022 году во время промоушена с альбомом-антологией PROOF бантаны посетили все мьюзик-шоу, кроме принадлежащих MBC, что также смаковалось в СМИ.
Еще один из неприятных моментов, связанных с шоу - время записи. Артисты прибывают на место съемок начиная с 4-5 часов утра, чтобы нанести макияж, одеться и подготовиться к выступлениям. При этом далеко не всем группам бывают выделены гримерки - такая привилегия есть только у популярных артистов, а также артистов из более крупных агентств. Те, что менее известны, вынуждены наносить макияж и переодеваться в коридорах студии, в уборных и подсобных помещениях.
Сейчас система шоу постепенно теряет свою значимость в связи с развитием соцсетей и ЮТ-каналов, которые ведутся артистами либо большими новостными порталами. Правда, на раскрутку собственных аккаунтов нужно время, а за попадание на популярный канал-агрегатор к-поп тематики агентства вынуждены все также платить, но это уже совсем другая история.