Данная статья является продолжением уже ранее объявленной и начатой темы; - ссылка на первую опубликованную главу я указываю в самом конце, которую, при должной заинтересованности, необходимо прочитать, иначе здесь определённо что-то не дочитается......
Суть же и, так сказать, главная "фишка" всего изложения известным писателем Карлосом Кастанедой учения древних и новых "видящих" магов, на фоне всё большей идеализации автором своего учителя, старого мексиканского мага-шамана дона Хуана - состоит в следующем чудесном несовместимом противоречии.. А именно...
Когда читатель проникается, по-настоящему, романтической, ностальгически-поэтической и таинственной аурой всего магического описания К. Кастанеды - у него, у читателя, по отношению к образу дона Хуана не возникает никаких сомнений по поводу того, что этот старый нагваль достиг вершины своей духовной реализации, что он - духовно совершенная личность и, соответственно, исключительно положительный герой, которому можно завидовать. А я в своей первой главе уже отмечал целый ряд достоинств сего "дона", как-то: особая мудрость, обладание воистину подлинными тайными знаниями, способность к энергетическому "видению" и к разному чудотворению вообще, кое-что ещё...
Особняком же, наряду с мудростью и в сочетании с ней, - стоит "доброта" и "сердечность" дона Хуана, ведь он следует "путём сердца", в чём также читатель убеждается неоднократно - так, в минуты буквально смертельной опасности молодого Карлоса, дон Хуан, тут как тут, - он своевременно приходит на помощь и спасает своего ученика от неминуемой гибели. А дон Хуан вообще, будучи самобытным индейцем, любит тихой любовью природу и сострадает в ней каждому живому, органическому существу, включая даже растения!..
В самом деле, уже в самой первой книге Кастанеды мы встречаем понятие о "пути серца", например, в таком вот, где-то, трогательном высказывании дона Хуана, обращённом к Карлосу:
"Я задам этот вопрос тебе: имеет ли твой путь сердце?
Все пути одинаковы: они ведут никуда. Они ведут через кусты или в кусты. Я могу сказать, что в своей жизни я прошёл длинные-длинные пути, но я не нахожусь нигде. Таков смысл вопроса, который задал мне мой бенефактор.
Есть ли у этого пути сердце? Если есть, то это хороший путь: если нет, то от него никакого толку. Оба пути ведут никуда, но у одного есть сердце, а у другого – нет. Один путь делает путешествие по нему радостным: сколько ни странствовать, ты и твой путь нераздельны. Другой путь заставит тебя проклинать свою жизнь. Один путь даёт тебе силы, другой – уничтожает тебя" (К. Кастанеда, кн. 1, гл. 5).
Вообще-то, подобных сентенций о пути сердца для 12-ти книг писателя Кастанеды - где-то, всего с десяток, что очень мало. Но ведь данные положения подкрепляются конкретными поступками самого дона Хуана!..
Примечательна и эта цитата о "мудрости"; дон Хуан вообще засыпает своего ученика Карлоса подобными мудростями, а тот как бы ненавязчиво вводит эти мудрости в сознание своего читателя...
"...Каждый раз, входя в состояние повышенного осознания, я не переставал изумляться тому, насколько различны две стороны моего существа. Ощущение всегда было таким, словно занавес поднимался перед моими глазами. Как будто я был полуслеп и вдруг мгновенно становился зрячим. Меня охватывало ни с чем не сравнимое ощущение свободы и всеобъемлющей радости. Это было так не похоже ни на что, когда-либо мною пережитое. И в то же время в этом ощущении присутствовало пугающее чувство глубокой печали и тоски. Они были неотделимы от свободы и радости. Дон Хуан говорил, что без печали и тоски полнота недостижима. Без них не может быть завершенности, ибо не может быть ни доброты, ни уравновешенности. А мудрость без доброты и знание без уравновешенности бесполезны, говорил дон Хуан" (К. Кастанеда, кн. 7, Предисловие).
Иначе говоря, обладатель подлинной мудрости, по дону Хуану, это человек всегда "добрый", что одновременно означает и человека "любящего" и "сострадающего". И, естественно-автоматически, эта "любовь" и "доброта" вменяются в неотъемлемые качества самой личности дона Хуана. Старый нагваль - несомненно, добрый и любящий! В чём у читателя не возникает никаких сомнений, а с каждой очередной книгой Кастанеды - это впечатление только усиливается всё больше и больше.
Ну, а уж когда писатель в своих последних книгах подчёркивает духовный уровень своего учителя, как "пустого", в смысле "прозрачного," человека, только отражающего собой мир и других людей - а это в христианском понятии есть уже святость, по-восточному же это звучит, как "просветление" или "просветлённость", то...
То это читателем воспринимается именно так: дон Хуан - святой, просветлённый человек!
Итак, мудрость дона Хуана гармонично сочетается с его добротой и любовью. Короче говоря, он - духовный идеал!
Собственно, я сам, будучи немало лет последователем пути сердца магии К. Кастанеды, считал дона Хуана именно таковым и в полном соответствии со всеми книжными описаниями. Но каково же было моё удивление - а я с неких пор стал основательно разбираться именно с личностью сего "дона" - когда в соответствии СО ВСЕМИ ЖЕ ТЕМИ ЖЕ кастанедовскими описаниями - одновременно! - выяснилось, что дон Хуан никакой не добрый и не любящий, а вообще циничный злодей и чёрный учитель!
Но как так??? Как и чем объяснить это несовместимое противоречие? Как это можно представить, изобразить в ОДНОМ И ТОМ ЖЕ ОПИСАНИИ?
С одной стороны, эта полная и абсолютная читательская убеждённость чуть ли не в святости учителя Кастанеды. "Он - учитель также и моей личной жизни!"
А с другой - тому полная противоположность!
А всё дело - в великолепном сталкинге писателя Кастанеды, в его искусстве водить своего читателя "за нос"; напуская много тумана, вводить его в заблуждения.
Да, К. Кастанеда - гениальный мистификатор, гениальный обманщик! Собственно, здесь, по меньшей мере, три основных взаимосвязанных аспекта притягивают к себе внимание читателя к "светлому" образу дона Хуана и вызывают его полное приятие и доверие к нему. И это, как уже ранее (в гл.1) говорилось: - (1) матрица человеческого архетипа Добра и Знания (мудрого Старца); (2) авторитарность познания некоторых действительных тайн сознания человека и нашей планеты; и (3) эффект приобретённых доном Хуаном чудесных способностей.
Да, те чудесные способности, которыми обладает дон Хуан, автоматически засчитываются ему в святость, в непогрешимый идеал. При этом, преданность и любовь к нему многих читателей доходит до страсти и фанатичной веры. Последняя становится непреходящей, а такая любовь, как известно, – слепа. Это своеобразный гипноз (самогипноз). И, пребывая именно в этой своей любви, читатель не способен никак различить, что же представляет собой «безжалостность» и «каким», в действительности, должно быть состояние духовной любви…
В самом деле, нет ничего печальнее и трагичнее, чем проникнуться любовью к носителю холодного, циничного, безжалостного сознания…
Собственно, Кастанеда выстроил своё романтическое изложение таким вероломным образом, что прямые и точные характеристики и дону Хуану, и отдельным магам-толтекам не воспринимаются адекватно. Я вообще немало размышлял над всеми портретами (ещё) будущих магов в описании Кастанеды, изначально людей, в общем-то, обыкновенных, но призванных "абстрактным" Духом (магии). И тут вырисовывается одна картина. Все они были уже словно заранее предуготовлены не просто к магии, а к пути чёрной магии! Предуготовлены своими пороками, определёнными изъянами души. Так, нагваль Элиас (один из учителей дона Хуана) был очень гордым и честолюбивым человеком и, будучи индейцем, хотел стать священником и занять какую-нибудь должность в церковно-католической иерархии. Таким способом он хотел получить определённую (и немалую!) власть над людьми. Но в те времена, при той исторической ситуации в Мексике, для индейца это было неслыханной дерзостью, наглостью. Впрочем, этот нагваль был своевременно соблазнён одной женщиной-магом…
А вот нагваль Хулиан - второй учитель дона Хуана - открыто описан, как настоящий циник, злодей и половой извращенец. Человек полностью бессердечный, коварный, жестокий, к тому же «оборотень» («диалебро»). Взять хотя бы такой фрагмент (из истории его жизни, поведанной самим доном Хуаном):
«Нагваль Хулиан, например, объединил безжалостную эффективность с поразительной способностью становиться тем, кем он хотел. Это не переодевание, он действительно преобразовывался, перемещая свою точку сборки к позиции, соответствующей форме животного или другого человека. Одна из его излюбленных ролей была женская. Один раз, притворившись красивой девушкой, он совратил своего ученика Хуана Матуса, которому тогда было не более двадцати лет, и он был горяч, как молодой бык. Когда они были в кровати, он переместил свою точку сборки в обычное положение и снова стал мужчиной, так испугав юношу, что тот в ужасе убежал из комнаты.
Для менталитета той эпохи, в которой жил Хуан Матус, воздействие оказалось разрушительным. Оно сокрушило его стереотипы…
Дон Хуан никогда не мог простить своему учителю эту шутку, но со временем он научился смеяться над этой историей» (из эл. кн. Армандо Торреса: «Conversaciones con Carlos Castaneda»).
В общем, пора "проехаться" по личности самого дона Хуана...
А он ещё с молодости сочетал в себе следующие отрицательные черты характера: гневливость, неблагодарность, раздражительность, мелочность, неискренность, завистливость, грубость, презрение к людям, злопамятовство…
Любопытно, что магия Кастанеды, впрочем, как всякая и любая магия - вообще не трансформирует, не умаляет всё негативное в человеческой личности, а напротив, - усиливает! И только в конце магического пути лишь делает мага несколько отстранённым (от самого себя). У Кастанеды находим:
«Дон Хуан настаивал, что его достижение не сделало его внутренне другим» (из кн. 8, гл. 6).
Действительно, если проследить по всему контексту, то мы обнаружим, что дон Хуан себя вовсе не изменил. Он только стал к себе самому в определённой степени безразличным, но вот хуже того - к другим он так и остался жестким, безжалостным и циничным…
Вообще-то, ковыряние в «грязном белье» и выискивание конкретных цитат об отрицательных сторонах личности дона Хуана по всем книгам К. Кастанеды - может выглядеть слишком мелким, язвительным. Но ведь речь идёт об "обмане"...
Дон Хуан «был очень раздражительным. Постоянно сдерживаемое раздражение делало его злобным и агрессивным по отношении ко всем окружающим» (из кн. 8, гл. 6);
«Я (дон Хуан) чувствовал себя как ты (Карлос) сегодня, только в пятьсот раз сильнее. Ударом руки я убил человека» (из кн. 1, гл. 3).
Да, выше речь шла о доне Хуан в молодости, о «молодом» и начинающем маге. Но каким он стал впоследствии, двигаясь по пути толтеков, в особенности в роли учителя, то есть в конце своего пути?
И в этом вопросе, при должном наведении конкретного фокуса читательского внимания, весь розовый туман быстро рассеивается и все внешние, маскировочные одеяния этого старого мага быстро спадают.
А вот дон Хуан, пребывая уже в преклонном возрасте, по-учительски наставляет ученика Карлоса, как значимо бороться с со своим Эго, с ЧСВ (чувством собственной важности). Собственно, избавиться от ЧСВ – вот «светлая» цель современных магов. Но почему-то это самое ЧСВ просто «прёт» из самого дона Хуана! Оно выпирает в виде гнева, раздражительности и злости – крайнее выражение ЧСВ! Это невероятное ЧСВ на пике, в своей непреходящей активности. А я ведь недавно отмечал, что молодой дон Хуан был раздражительным и злым, но точно такой же он и "старый". Даю соответствующие цитаты:
«Я (Карлос) встал и начал выхаживать взад-вперёд… Его (дона Хуана) ОХВАТИЛ ГНЕВ, и он заявил, что я ничего не желаю слушать и вообще, похоже, не собираюсь учиться…» (из кн. 1, гл. 1)
«Я (Карлос) почувствовал, что мои расспросы опять его (дона Хуана) РАЗДРАЖАЮТ…» (из кн. 1, гл. 1)
«Через несколько часов дон Хуан сам вернулся к теме союзников, хотя я молчал, чувствуя, что мои вопросы ЕГО РАЗДРАЖАЮТ» (из кн. 2, гл. 2).
Вот какова личность старого нагваля на самом деле, что даётся открытым текстом. Какой же он "добрый"? Какой же он "любящий"?
А добрым и любящим он Кастанедой подан специально, искусственно, при помощи определённых хитрых приёмов обмана...
«Я (Карлос)… попытался придвинуться поближе, но СВИРЕПЫЙ ВЗГЛЯД (ДХ) вернул меня на место» (из кн. 2, гл. 4).
«- Смотри мне в глаза, - велел он (дон Хуан).
В его глазах была ДИКАЯ ЯРОСТЬ» (из кн. 3, гл. 4).
«Я никогда не видел дона Хуана таким РАЗДРАЖЁННЫМ, и меня опечалило то, что он так взволнован…» (из кн. 6, ч. 2, гл. 6)
И т. д. и т. п.
Да. Такова магическая "пустота" (см. адекватные цитаты в гл. 1).
Гнев, раздражительность, злоба, очевидно, связаны с высокомерием и с тем самым ЧСВ, с которым все "новые" маги ЯКОБЫ борются. Но это совсем
не свойственно на завершающем этапе пути настоящей духовной Любви. Да что там «не свойственны» - полностью исключены! И вообще тут вне должного сравнения нет и не может быть понимания. А читатели Кастанеды должны иметь представление о настоящей святости в православии. Чем же отличается православный святой?
В его сознании агрессии и буквально ВСЕХ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ состояний - ноль! Но что же взамен и "вместо"?
А ничего. И только - блаженство, недеяние, совершенное равновесие, глубинный покой, абсолютная свобода и - любовь! Сладость Христовой Любви!
Дон Хуан же... А наш "дон" - очень высокомерен, груб с другими людьми и открыто выражает презрение к ним (что опять-таки говорит о его исключительном ЧСВ):
«Этот старик - редкий грубиян, - добавил Билл (знакомый дона Хуана). - В лучшем случае, ты к нему обращаешься, а он на тебя только смотрит и слова не скажет. А в другой раз и взглядом не удостоит; просто не обращает на тебя внимания, словно ты пустое место. Я один-единственный раз попытался заговорить с ним, и он меня очень грубо оборвал. Знаешь, что он мне сказал? “На твоём месте я бы не тратил энергию на открывание рта. Береги её. Она тебе нужна”. Не был бы он такой старой галошей, я бы врезал ему по носу» (из кн. 10, гл. 1).
А грубость и ненависть к людям дон Хуан проявляет ещё совместно и с весёлым Хенаро, таким же "добрым". Так, донья Соледад, ещё сама не сделавшись ведьмой, о них рассказывает следующее:
«Однажды Нагваль и Хенаро пришли в дом, когда я была одна. Я слышала их за дверью, словно крадущихся ягуаров. Я перекрестилась. Для меня они были демонами. Однако я вышла, чтобы посмотреть, что я могу сделать для них. Они были голодны, и я охотно приготовила им еду. У них были миски (из тыквы), и я налила им обоим супа. Нагваль, по-видимому, не был признателен за еду; он не хотел есть пищу, приготовленную такой слабой женщиной, и он взмахом руки сбросил миску со стола (на пол)…» (из кн. 5, гл. 2)
Нет, сравнение Соледад этих "донов" с демонами – совсем не метафора.
В общем, "пустой", "просветлённый" Хуан наполнен презрением к людям и, собственно, вместо любви, ненавистью к ним!
А эту линию своих глав я продолжу в дальнейшем. Но знаете, почему я такое большое внимание уделяю магии К. Кастанеды?
Потому что данная "магия" - золотой ключ ко всему оккультному познанию многих популярных в России путей и учений, что далеко выходит за рамки понимания личности дона Хуана.
Это - сокровенное знание о чёрной магии - даёт нам полное представление о законах и принципах апофатического познания - "ни делай этого, не иди туда!".
Это настоящая Демонология и учение о Дьяволе.
Который - Сущий. Везде.
Цена? Твоя вечная жизнь "после"!
Предупреждён? Не попадись!
...
Об авторе и его дзен канале, текст: https://clck.ru/XVERQ
Тематический видео-обзор канала: https://zen.yandex.ru/video/watch/62a8d43c9bc8c1016924da1f?t=1
© Терентий Смирнов на дзен Яндексе
© Copyright; авторские права защищены; копирование и распространение данного текста вне л/пользования запрещено.
Некоторые авторские работы по магии К. Кастанеды с изложением личного опыта...
Прощай, дон Хуан, или Ветер нагваля:
https://www.cibum.ru/book/show/39680664
Подводные рифы осознания сновидений:
https://www.cibum.ru/book/show/60882462
Все семь врат сновидений магов-толтеков:
https://www.cibum.ru/book/show/72809120
И др. - https://www.cibum.ru/author/44371177
Ссылка на часть 1: