4K подписчиков

Еще порция курьезных аннотаций из российских музеев

914 прочитали

На данном канале я уже неоднократно касался темы странных и курьезных аннотаций (то есть по сути – подписей) к портретам, хранящимся в российских музеях – например, здесь, здесь и здесь. Под курьезными я в основном имею в виду подписи «неизвестный» под изображениями известных исторических фигур, личность которых установима с первого взгляда и не требует настоящей научной атрибуции, а также неверные подписи, абсурдность которых очевидна. Не удержался, и сделал еще одну подборку таких курьезов из Госкаталога музейного фонда.

Вот этот миниатюрный портрет хранится в ГАУК МО «Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина». Изображенный на нем персонаж сотрудникам музея неизвестен. Он так и подписан: «Портрет неизвестного в военном мундире»

На данном канале я уже неоднократно касался темы странных и курьезных аннотаций (то есть по сути – подписей) к портретам, хранящимся в российских музеях – например,  здесь, здесь и здесь.

Что тут скажешь? Можно вспомнить высказывание Sic transit gloria mundi. А можно прокомментировать ситуацию словами самого изображенного на миниатюре: «От великого до смешного один шаг».

Следующий портрет – из ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник». Автор С.С. Щукин, написан портрет в 1808 г. А вот персонаж сотрудникам музея неизвестен.

На данном канале я уже неоднократно касался темы странных и курьезных аннотаций (то есть по сути – подписей) к портретам, хранящимся в российских музеях – например,  здесь, здесь и здесь.-2

Приношу извинения за качество картинки, скачать в лучшем разрешении из Госкаталога не получилось.

Возможно, заклеймив князя Адама Чарторыйского именем «неизвестного», сотрудники смоленского музея таким образом выразили свое отношение к его антироссийской деятельности в поздний период жизни?

Подпись к следующему портрету вызывает не то, что восторг, а просто экстаз. Хранится он в ГБУК Архангельской области «Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей». Вот этот портрет

На данном канале я уже неоднократно касался темы странных и курьезных аннотаций (то есть по сути – подписей) к портретам, хранящимся в российских музеях – например,  здесь, здесь и здесь.-3

Вы мне не поверите, если я скажу вам, как этот портрет подписан в Госкаталоге, а, следовательно, в музейных описях. Приготовились? «Портрет Анны Иоанновны в гвардейском мундире»! Причем, даже если предположить, что человек, атрибутировавший этот портрет как изображение Анны Иоанновны, никогда не видел портретов того, кто на нем действительно изображен, на мысль о нелепости такой атрибуции должны были натолкнуть даже дополнительные сведения, содержащиеся в той же музейной аннотации. Портрет написан в 1804 г (ну же, ну! – кто был императором в этот период?) В описании портрета значится – «на голове светлый парик с небольшими бакенбардами». На мой взгляд, на голове персонажа его собственные напудренные волосы и бакенбарды тоже свои собственные. Но главное – может ли Анна Иоанновна быть обладательницей бакенбард? Я всю жизнь полагал, что это мужская принадлежность.

Разумеется, это Александр I в начале своего царствования. В мундире Лейб-гвардии Преображенского полка, тут они попали. Может быть, «Анна Иоанновна» попала в подпись к портрету по ошибке - одновременно заполняли аннотации к нескольким портретам и не туда внесли?

Следующий портрет хранится в ГБУК Рязанской области «Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина». Автором его является И. Б. Лампи-старший. Числится портрет изображением графа Петра Александровича Толстого

На данном канале я уже неоднократно касался темы странных и курьезных аннотаций (то есть по сути – подписей) к портретам, хранящимся в российских музеях – например,  здесь, здесь и здесь.-4

Почему Толстой? Отчего Толстой? Это известный портрет графа Ивана Павловича Кутайсова, известного фаворита Павла I, отца еще более знаменитого героя Отечественной войны 1812 г. генерал-майора Александра Кутайсова. Изображен И.П. Кутайсов в мундире российского приорства ордена Св. Иоанна Иерусалимского, знак которого виден висящим на шее. У П.А. Толстого не было этого ордена!

В последнем на сегодня случае удивляет Государственный Эрмитаж. Вот это хранящееся в данном музее изображение числится как «портрет Екатерины II в мундире Преображенского полка»

На данном канале я уже неоднократно касался темы странных и курьезных аннотаций (то есть по сути – подписей) к портретам, хранящимся в российских музеях – например,  здесь, здесь и здесь.-5

То, что на портрете представлена именно Екатерина II сомнений и возражений, разумеется, не вызывает. Но где же сотрудники Эрмитажа увидели в ее костюме что-либо «преображенское»? На самом деле наряд императрицы никакого отношения к мундиру Преображенского полка не имеет, а данный портрет является «видоизмененной копией» с портрета работы Михаила Шибанова, изображающего Екатерину II в дорожном костюме. Выше была приведена версия портрета, загруженная в Госкаталог сотрудниками Эрмитажа, а вот аналогичный портрет, хранящийся в Государственном Русском музее

На данном канале я уже неоднократно касался темы странных и курьезных аннотаций (то есть по сути – подписей) к портретам, хранящимся в российских музеях – например,  здесь, здесь и здесь.-6

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.