На данном канале я уже неоднократно касался темы странных и курьезных аннотаций (то есть по сути – подписей) к портретам, хранящимся в российских музеях – например, здесь, здесь и здесь. Под курьезными я в основном имею в виду подписи «неизвестный» под изображениями известных исторических фигур, личность которых установима с первого взгляда и не требует настоящей научной атрибуции, а также неверные подписи, абсурдность которых очевидна. Не удержался, и сделал еще одну подборку таких курьезов из Госкаталога музейного фонда.
Вот этот миниатюрный портрет хранится в ГАУК МО «Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина». Изображенный на нем персонаж сотрудникам музея неизвестен. Он так и подписан: «Портрет неизвестного в военном мундире»
Что тут скажешь? Можно вспомнить высказывание Sic transit gloria mundi. А можно прокомментировать ситуацию словами самого изображенного на миниатюре: «От великого до смешного один шаг».
Следующий портрет – из ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник». Автор С.С. Щукин, написан портрет в 1808 г. А вот персонаж сотрудникам музея неизвестен.
Приношу извинения за качество картинки, скачать в лучшем разрешении из Госкаталога не получилось.
Возможно, заклеймив князя Адама Чарторыйского именем «неизвестного», сотрудники смоленского музея таким образом выразили свое отношение к его антироссийской деятельности в поздний период жизни?
Подпись к следующему портрету вызывает не то, что восторг, а просто экстаз. Хранится он в ГБУК Архангельской области «Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей». Вот этот портрет
Вы мне не поверите, если я скажу вам, как этот портрет подписан в Госкаталоге, а, следовательно, в музейных описях. Приготовились? «Портрет Анны Иоанновны в гвардейском мундире»! Причем, даже если предположить, что человек, атрибутировавший этот портрет как изображение Анны Иоанновны, никогда не видел портретов того, кто на нем действительно изображен, на мысль о нелепости такой атрибуции должны были натолкнуть даже дополнительные сведения, содержащиеся в той же музейной аннотации. Портрет написан в 1804 г (ну же, ну! – кто был императором в этот период?) В описании портрета значится – «на голове светлый парик с небольшими бакенбардами». На мой взгляд, на голове персонажа его собственные напудренные волосы и бакенбарды тоже свои собственные. Но главное – может ли Анна Иоанновна быть обладательницей бакенбард? Я всю жизнь полагал, что это мужская принадлежность.
Разумеется, это Александр I в начале своего царствования. В мундире Лейб-гвардии Преображенского полка, тут они попали. Может быть, «Анна Иоанновна» попала в подпись к портрету по ошибке - одновременно заполняли аннотации к нескольким портретам и не туда внесли?
Следующий портрет хранится в ГБУК Рязанской области «Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина». Автором его является И. Б. Лампи-старший. Числится портрет изображением графа Петра Александровича Толстого
Почему Толстой? Отчего Толстой? Это известный портрет графа Ивана Павловича Кутайсова, известного фаворита Павла I, отца еще более знаменитого героя Отечественной войны 1812 г. генерал-майора Александра Кутайсова. Изображен И.П. Кутайсов в мундире российского приорства ордена Св. Иоанна Иерусалимского, знак которого виден висящим на шее. У П.А. Толстого не было этого ордена!
В последнем на сегодня случае удивляет Государственный Эрмитаж. Вот это хранящееся в данном музее изображение числится как «портрет Екатерины II в мундире Преображенского полка»
То, что на портрете представлена именно Екатерина II сомнений и возражений, разумеется, не вызывает. Но где же сотрудники Эрмитажа увидели в ее костюме что-либо «преображенское»? На самом деле наряд императрицы никакого отношения к мундиру Преображенского полка не имеет, а данный портрет является «видоизмененной копией» с портрета работы Михаила Шибанова, изображающего Екатерину II в дорожном костюме. Выше была приведена версия портрета, загруженная в Госкаталог сотрудниками Эрмитажа, а вот аналогичный портрет, хранящийся в Государственном Русском музее
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.