Найти в Дзене
Записки не краеведа

Из поездки по Хопёрскому округу. Станица Филоновская

(станица Филоновская, Новоаннинский район, Волгоградская область)

Древнейшая, кажется, из всех казачьих станиц, расположенных по Хопру и Бузулуку, многолюдная, прекрасно обстроенная и богатая некогда, Филоновская станица в последнее время экономически совершенно убита грязе-царицынской железной дорогой. Убийца-дорога совершила своё дело с большим глумлением над старой станицей: устроив станцию и вокзал вблизи поселения станицы, но на юртовой земле Аннинской станицы, она не только лишила Филоновскую станицу прежнего её значения для обширной окружности, но ещё и назвала вновь созданный бойкий торгово-промышленный пункт «Филоново», то есть именем жестоко обиженной станицы, тогда как все выгоды многолюдной железнодорожной станции, громадной хлебной ссыпки при ней и торгового ярмарочного и обыкновенного базарного рынка идут в пользу граждан соседней Аннинской станицы.

Филоновская станица исстари славилась троицкой, прасковейской и евдокиевской (1 марта) ярмарками, из которых первая существует уже более 100 лет; в ней издревле в больших размерах производилась ссыпка хлеба, который сюда доставлялся ссыпщиками до прохода грязе-царицынской железной дороги в Урюпин и в город Борисоглебск, причём жители станицы промышляли извозом хлеба и других товаров на 1 000 подводах и более, получая за извоз хлеба до Урюпина 50-60 копеек за четверть, а до Борисоглебска от 1 рубля до 1:20 р. Всё это одних из жителей прямо обогащало, а другим служило хорошим подспорьем в хозяйственном быту.

Даже и после проведения в начале 70 годов грязе-царицынской железной дороги, филоновцы некоторое время ещё благоденствовали. Особенно цвела их жизнь между 1880 и 1885 годами. В это время по станице настроено было большое число новых амбаров и лавок, из которых теперь большинство уже продано на слом, а другие пустуют; хлеба ссыпалось здесь в этот период времени при хороших урожаях до 100 000 вагонов в год; ярмарки процветали, приносили в станичную сумму до 3 000 рублей посаженной платы и, кроме того, давали жителям огромные заработки. От станицы до вокзала около 3-4 вёрст, но путь лежит частью сыпучим песком, частью лугом, где устроен через Бузулук мост на сваях, а через два протока по гати, почему промышленникам приходилось платить за провоз товаров от станции до станичных ярмарочных площадей и обратно в каждый конец от 4 до 5 копеек с пуда. Хлеб же, ссыпаемый в станице, жители доставляли к железной дороге по 10 копеек от четверти. Всё это обывателям было как нельзя более на руку.

Филоновцы не обращали сначала ни малейшего внимания на то, что областное правление решило в благоприятном смысле два ходатайства граждан Аннинской станицы: о распланировании и населении при станции Филоново хутора Привокзального и об открытии при том же хуторе Вознесенской ярмарки с семидневным торгом. Время шло. Аннинцы назначили большую плату и со своих граждан, и с иногородних за плановые места в хуторе Привокзальном, но, несмотря на это, хутор рос не по дням, а по часам; ярмарка на Вознесение тоже быстро входила в известность между торгующим купечеством. Филоновцы встрепенулись, наконец, поняв своё опасное положение только тогда, когда в 1886 году главная их кормилица – троицкая ярмарка – упала окончательно, а на хуторе Привокзальном сразу открылся многолюдный рынок с торговлей всевозможными сельскохозяйственными продуктами и мануфактурными товарами; началась также тут в больших размерах ссыпка хлеба.

Сначала Филоновцы вознамерились было уладить дело мирным дипломатическим путём. Доказывая, что станция железной дороги их, так как находится при поселении станицы и называется её именем, они предложили гражданам Аннинской станицы обменять клочок земли, на котором расположена станция, на другую землю, но аннинцы не поддались на эту удочку. Тогда филоновцы стали хлопотать перед начальством, с одной стороны, об отобрании у аннинской станицы местонахождения железнодорожной станции, так как земля эта до обмежевания аннинского юрта принадлежала будто бы им, филоновцам; а с другой – о закрытии Вознесенской ярмарки при хуторе Привокзальном, так как она подрывает их Троицкую ярмарку. Но оба эти ходатайства до сих пор не могли быть удовлетворены областным правлением ибо:

  1. обмежевание юрта Аннинской станицы произведено было в 1847 году и до сих пор Филоновцы молчали о том, что оно произведено неправильно, так что часть их земли отошла в аннинский юрт;
  2. местный инспектор податных сборов дал заключение, что Вознесенская ярмарка при хуторе Привокзальном весьма полезна для края и нисколько не мешает троицкой филоновской ярмарке, которая умирает в силу местных непреоборимых причин, так что восстановить жизнь и деятельность её нет ни возможности, ни надобности;
  3. торгующее на Привокзальной ярмарке и переставшее ездить на филоновские ярмарки купечество подало от себя особую петицию о том, что Привокзальная ярмарка ему весьма удобна и выгодна; филоновские же пустеют потому, что доставка на них товара сопряжена с большими затруднениями: за расстояние около 5 вёрст по пескам, ярам и плотинам приходится платить по 4-5 копеек с пуда, то есть вдвое более того, что берёт железная дорога за доставку кладей от Борисоглебска до станции Филоново; кроме того, товар портится при перегрузке на станции и провозе, пропадает, торговцы тратятся на проезд туда и сюда за каждой партией товара и нанимают массу караульщиков.

Филоновцы, однако, продолжают свои ходатайства, подобно утопающему, хватаясь за каждую соломинку.

Горько жалуются теперь Филоновские жители на свою беду, а между тем при постройке дороги сами же они отклоняли от себя своё счастье. Дорога проектировалась к переходу через реку Бузулук выше станицы и должна была проходить мимо станицы с восточной стороны, так что сам вокзал и станция находились бы на окраине станицы, но, когда строители приступили к сооружению линии, станичники упёрлись, энергично стали ходатайствовать перед начальством, доказывая, что дорога сживёт их со света, так как будет давить у них кур, свиней и другой домашний скот. Ходатайство это было уважено, и направление линии изменено на запад, мост через Бузулук для железной дороги устроен ниже общественных мельниц и полотно дороги захватило уголок земельных угодий Аннинской станицы, на котором и оказалось удобным устроить станцию.

Филоновская станица владеет юртом в 100 373 десятины 1 756 кв. сажень земли, стала делиться ещё с 1870 года, и теперь выпахана и обеспложена, как, кажется, нигде. В настоящее время юрт делится на 4 754 паевых; на пай приходится 8 десятин пахотной земли и 8 выгонной. Хутора получили землю в трёх-четырёх местах, жители же самой станицы в пяти местах, одну часть при самом поселении, а остальные в 6-18 вёрстном расстоянии от своего места жительства. Пай ходит в аренде от 10 до 12 рублей без леса, а подесятинно земля арендуется от 1 рубля до 1:30 р.

Порядок пользования землёй таков, что в хуторах выгоны для скота постоянные и пашется одна пахотная земля; в станице же выгоны делят пополам и одну половину в течение 3-4 лет пашут и засевают хлебом, а на другой пасут скот. Потом половины меняют, так что система двухпольная.

В 1873 году в станице было:

  • 1 658 дворов,
  • 5 657 мужчин и 5 978 женщин,
  • 4 253 лошади,
  • 20 296 голов рогатого скота,
  • 37 735 овец;

теперь же она имеет:

  • 2 335 дворов,
  • 8 011 мужчин и 8 252 женщины,
  • 4 904 лошади,
  • 19 897 голов рогатого скота,
  • 15 850 овец,
  • 6 092 свиньи.

Справляет ежегодно на службу станица от 60 до 114 молодых казаков. К 1 сентября 1898 года за коренными жителями состояло долгов: за снаряжение к службе 7 958 рублей 86 копеек, в войсковой капитал 251 рубль 85 копеек и в продовольственный капитал за ссуду хлебом 40 948 рублей.

В настоящем году урожай хлеба здесь очень плох.

Иван Тимощенков
Газета «Приазовский край» № 61 от 6 марта 1899 года.

Проводы казаков-переселенцев в Уссурийский край. #2 Станица Филоновская
Записки не краеведа27 августа 2022

Навигатор По округам донской области