Найти тему
Umma Life

✅ НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ РАЗУМА

✅ НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ РАЗУМА

Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал:

«Как может быть обладателем полноценного разума человек, ослушивающийся Того, в Чьей власти он находится и в Чьём доме он живёт, зная при этом, что Он видит его и наблюдает за ним? Он ослушивается Его у Него на виду и использует дарованные Им же милости для совершения неугодного Ему, ежечасно навлекая на себя Его гнев и проклятие, как будто добиваясь, чтобы Он отдалил его от Себя и прогнал его от врат Своих, отвернулся от него и оставил его без помощи Своей и предоставил его душе его и врагу его. Он стремится уронить себя в глазах Его, и лишить себя Его довольства и любви и той радости, которую приносит близость к Нему и обретение покровительства Его, созерцание Лика Его вместе с Его приближёнными и многие другие проявления почёта, ожидающего покорных Ему. При этом он обрекает себя на многочисленные наказания, уготованные грешникам.

Какой разум может быть у человека, который предпочитает кратковременное наслаждение, которое исчезнет, словно сон, будто его и не было, вечному наслаждению и великому преуспеянию, и даже более того — счастью в этом мире и в мире вечном? Если бы не разум, наличие которого у него служит доводом против него, его можно было бы приравнять к сумасшедшим. Скажу больше: бывают сумасшедшие, положение которых лучше положения такого человека и у которых более благоприятная судьба. Что же касается недостатка житейского разума, то не будь этот недостаток присущ очень многим, покорные Ему увидели бы этот недостаток у ослушников, однако беда эта, увы, всеобщая, и сумасшествие имеет великое множество проявлений.

Удивительно... Будь рассудки здравыми, они бы знали, что наслаждение, радость и благая жизнь — в довольстве Того, в Чьём довольстве всё блаженство, тогда как вся боль и мучение — в Его недовольстве и гневе. В Его довольстве — отрада очей, радость душ, жизнь сердец, блаженство духа, благая жизнь и наслаждение ею — наилучшее наслаждение. Это такое наслаждение, что все наслаждения мира этого никогда не сравнятся и с малой толикой его. Сердце, которому удастся обрести хотя бы малую долю этого наслаждения, никогда не согласится променять его на весь этот мир со всем, что в нём. И при этом они пользуются своей долей в этом мире полнее, чем иные утопающие в роскоши, и при этом их пользование своей скромной долей не омрачается теми тревогами, горестями, печалью и помехами, которыми омрачается пользование роскошествующих. Таким образом, этот человек обретает два наслаждения и при этом его ждут два других, ещё более великих. Что же касается страданий, которые они при этом испытывают, то всё обстоит так, как сказал Всевышний Аллах:

«Если вы страдаете, то они тоже страдают так, как страдаете вы. Но вы надеетесь получить от Аллаха то, на что они не надеются» (сура 4 «Женщины», аят 104).

Нет божества, кроме Аллаха! Как ограничен разум того, кто продаёт молоко за навоз, мускус — за блевотину, а пребывание с облагодетельствованными Аллахом из числа пророков, правдивейших, мучеников и праведников — за пребывание с теми, на ком гнев Аллаха и проклятие Его и кому Он уготовал Геенну, и скверная это обитель!».

См. «Ад-да’ ва ад-дава’»; «Избранное», 3/215-217

@Umma Life