Найти тему
Коммерсантъ

Россияне не экономят на питомцах

Номер-люкс с личным диетологом, брендовый ошейник и свитер, как у хозяина. Россияне стали чаще тратиться на аксессуары и услуги для домашних животных. Как рассказали “Ъ FM” ритейлеры и производители товаров для животных, спрос на отдельные позиции в 2022 году вырос в полтора-два раза год к году. Не потерял в популярности и сервис для питомцев: например консультации психолога или няни. При этом большинство игроков рынка с марта повысили цены на 15-20%. С подробностями — Елена Иванова.

   Фото: Александр Петросян / Коммерсантъ
Фото: Александр Петросян / Коммерсантъ

Комбинезон для собаки от Prada за 70 тыс. руб. или фарфоровая миска от Tiffany & Co. за 12 тыс. руб. — это лишь малая часть того, что мировые бренды предлагают владельцам домашних животных. Коллекции дорожных аксессуаров, ошейников и миниатюрной мебели для питомцев в числе прочих запустили Gucci, Moschino, Louis Vuitton и Burberry. Мировой рынок таких товаров, по прогнозам Euromonitor International, к 2025 году вырастет более чем на $10 млрд — до $38 млрд.

В России, по тем же подсчетам, эта индустрия ежегодно растет на 5-7%. И, как утверждают ритейлеры, стабильна даже в кризис. Падающие доходы не повлияли на желание людей заботиться о близких, даже если это корги или шпиц, делится основатель бренда I love dogs Надежда Боровикова: «Все равно люди покупают, например, в качестве подарка. Чаще всего интересуются парными свитерами для хозяйки и собаки или для собаки и ребенка.

Мы будем переходить на отечественных производителей пряжи. Российская подорожала на 20%, а итальянская в три раза. С 2023 года наш продукт вырастет в цене на 20%. Сейчас свитера стоят до 4 тыс. руб. Появятся еще тельняшки в районе 3 тыс. руб. и джемперы в районе 5 тыс. руб. Мы планировали расширять модельный ряд, но притормозили».

С услугами для животных в частности психологическими консультациями ситуация сложнее. Многие состоятельные москвичи, готовые потратиться на лечение депрессии или тревоги, к примеру, у терьера или бульдога весной покинули страну. И забрали питомцев с собой. Те, кто остался в стране, стали чаще просить о скидках, хотя тарифы пришлось повысить, говорит зоопсихолог Мирослав Волков: «Примерно четверть клиентов уехала за границу. Самые рядовые запросы — кошка не туда ходит в туалет, агрессия питомца и порча животным дорогостоящих вещей. Решить среднюю проблему обойдется в среднем в 8-10 тыс. руб. Спрос на услуги растет, но растет и потребность в удешевлении. Люди торгуются. Раньше такого не было. Приток остался, он достаточно сезонный, больше всего работы приходится на осень-весну».

Лето по традиции стало горячей порой для зоогостиниц. Размещение в отдельном номере с теплым полом, занятиями с кинологом и питанием по графику -будет стоит уже около 2 тыс. руб. в сутки. Тех, кто организует для своих питомцев такой досуг впервые стало больше, говорит директор гостиницы для домашних животных Pet hotel Алексей Харкевич: «Февраль-март — пустой сезон. Новый год — это праздник для тех, кто занимается гостиницами для домашних животных. По сравнению с 2021 годом число новых клиентов увеличилось примерно на 50%».

При этом желающих заработать на услугах для животных тоже прибавилось. Как отмечают в сети салонов Groom, заявок на открытие салонов стрижек по фрашизе в 2022 стало в полтора раза больше. Инвесторов привлекают сравнительные скромные вложения и быстрая окупаемость бизнеса, говорит основатель сети Groom Денис Четиков: «Франшизы — это 1,7 млн руб. 30% — это чистая прибыль. У нас 82 филиала, больше открылись за последние два года. В пандемию груминг работал официально, но цены поднялись на 20%.

С марта 2022 года стоимость услуг увеличилась еще на 20%. Стрижка шпица раньше стоила 2 тыс. руб., а теперь 2,4 тыс. руб. Спада выручки нет. Она повысилась на 71%. Дефицита расходных материалов и инструментов сейчас тоже нет. В первые два месяца были проблемы со съемными ножами, которые выходят из строя каждый год, заменить их Китай быстро не мог».

Схожие цифры фиксируют также маркетплейсы и доски онлайн-объявлений. Например, на Ozon штучные продажи одежды для собак в первом полугодии были вдвое выше, чем в аналогичный период 2021-го. Когтеточки и игровые комплексы для котов россияне покупали почти в 2,5 раза чаще. А на «Авито» во втором квартале стали в полтора-два раза чаще интересоваться услугами грумеров и догситтеров.

Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Все материалы Коммерсантъ www.kommersant.ru