Найти в Дзене
Взгляд милитариста

О пользе йода и бинтов: аниме «Гибель Японии 2020»

Оглавление

Доброго времени суток. Если честно, сперва эпиграфом к нашему сегодняшнему гостю должно было стать «2012» по-японски». Однако, несмотря на то, что оно вполне уместно и наверняка способствовало бы большему количеству кликов, сравнение с голливудским блокбастером мне показалось слишком уж очевидным, и я решил вынести в название аспект, вызывающий у меня больше всего вопросов к сериалу и его героям.

Но, обо всем по порядку. И, прежде чем продолжить, напомню, что я не особо стремлюсь привнести интриги в свой рассказ, а делюсь мнением, эмоциями и размышлениями после просмотра. Поэтому в статье присутствуют спойлеры. Много спойлеров. И если с этим мы определились, то пора строить плот.

Сборник № 3 Катастрофы и выживание в кризисных ситуациях в аниме. № 4 Аниме «Гибель Японии 2020»

Аниме «Гибель Японии 2020» или «Nihon Chinbotsu 2020», снятое по мотивам романа 1973 года «Гибель Японии» Сакё Комацу, вышло в 2020 году и, в отличие от большинства собратьев, содержит всего десять серий по двадцать пять с хвостиком минут. А вот завязка особой оригинальностью не отличается. Нам показывают мирные виды Токио, правда, уже озвученное название серии «Начало конца» и взлетевшая стая птиц (помним про поведение животных перед толчками) не дают обмануться, и знакомят с главными героями: семейством Муто. Мать Мари возвращается на самолете из заграничной поездки. Отец Коичиро проводит монтаж освещения под куполом строящегося стадиона. На другом старшая дочь Аюмо, показывающая неплохие результаты в беге, готовится к каким-то соревнованиям и через четыре года ей пророчат участие в международных. Ну а младший сын Го, забравшись под стол и нацепив наушники, играет на консоли по сети с друзьями. Причем так увлеченно играет, что даже не замечает начавшегося землетрясения. Ну, или он настолько хардкорный геймер, что начнись за окном вторжение демонов, сперва бы доиграл катку, и только потом пошел доставать любимый BFG. Впрочем, первые толчки больших проблем не приносят. И хотя борт теперь вынужден задержаться в воздухе, пока не проверят взлетно-посадочную полосу на наличие повреждений, остальные Муто отделались легким испугом и пошли по своим делам. Отец – работать, а дочь - в раздевалку.

Однако, название сериала – «Гибель Японии 2020» подразумевает более серьезные разрушения и проблемы, чем парализованное движение и упавшее со стола бэнто. И они не заставляют себя долго ждать. По застывшему и переводящему дух от испуга городу, с его остановившимися поездами, с вставшим автомобильным движением, с накопившимися на платформах и в иных местах жителями, стихия наносит новый удар. И вот уже раздевалку стадиона, где Аюмо с одноклассницами делятся впечатлениями после случившегося, встряхивает, словно шар со снегом. Все, и людей, и скамейки, и шкафчики, подбрасывает в воздух, подвесной потолок не выдерживает нагрузки и летит вниз. К счастью, после такого Аюмо остается невредимой. Чего не скажешь об остальных. Кого-то убило сразу. Кто-то еще агонизирует, придавленный и раздавленный мебелью. И испытав шок от подобной картины, Аюмо, бросив подруг, бежит прочь. Через разрушенный город в сторону родного дома.

Мари так же уцелела. Пилоты, хоть и впечатались носом в опору железнодорожного моста, но все же приводнили получивший повреждение самолет, и экипаж организовал эвакуацию пассажиров. И даже захлестнувшее его цунами не стало для Мари фатальной проблемой. Она не только выбралась целой из воды, но и успела спасти оказавшегося там маленького мальчика. Коичиро так же выжил благодаря страховке - так что никогда не забывайте соблюдать технику безопасности. Правда, о его коллегах, пусть они тоже были в касках, такого сказать, увы, нельзя, и так же направился к дому. Где, напомню, оставался его сын. Которому все же немного досталось, но не критично.

В итоге, преодолев тернистый путь через разрушенный и полыхающий город, семейство, наконец, воссоединяется. А на утро, пережив богатые на впечатления вечер и ночь, Муто, вместе с другими выжившими, вынуждены сниматься с места - у подножия холма, где группа нашла приют, начинает прибывать вода. Взяв с собой все возможные припасы, пара десятков человек отправляется в путь. И если вам стало интересно, что ждет семейство Муто и пару их знакомых, вскоре отколовшихся от основной группы, и вы не хотите спойлеров, ведь им суждено не только бороться за жизнь в разваливающейся на части и уходящей под воду стране, но и принять участие в добыче критической в этом хаосе информации, можете переходить к выводам, выделенным отдельным заголовком. А я приступлю к более подробному разбору сюжета, продемонстрированных на экране аспектов выживания и персонажей. С них, по обыкновению, и начну.

Семейство Муто
Семейство Муто

Коичиро Муто. Простой работяга (хотя, наверное, не совсем простой, ибо на свою зарплату может позволить себе частный дом по индивидуальному проекту), заботящийся о семье. Первое, о чем он подумал, как только прошли первые толчки – надо позвонить родным. Как только спустился вниз после второй, катастрофической, волны тут же поспешил домой. И, никого там не обнаружив, подсветил разноцветными огнями площадку храма, стоящего на ближайшем холме, и ведущую к нему лестницу. Что, если честно, вызвало у меня вопросы. Про то, что для этого нужна энергия, особо ворчать не буду - небольшими переносными генераторами никого в 2020 году не удивить. Да и сеть могла уцелеть, что, исходя из диалога, и давало энергию. Правда, даже если подстанция и кабель в целости, не должны ли были их обесточить до проверки исправности соответствующими службами всей сети? Но в чем вообще смысл так горбатиться? Такую иллюминацию какое-нибудь поселение в постапокалиптических пустошах может запустить - что бы его окружающим было видно издалека и был обеспечен приток новых жителей. А тут-то зачем? Ведь соседи тоже это увидят и сделают соответствующие выводы. Или хотел собрать максимальное количество знакомых людей в одном месте? Согласен, так выживать, договариваться и просто коммуницировать проще. Но сияющий холм и посторонних привлечет. И не факт, учитывая, насколько нервная обстановка в лагере неподалеку, с мирными намерениями. Да и если Коичиро так уж хотелось создать ориентир для жены и детей, в чем проблема на стене дома то же самое написать или на дверь записку приколоть? «Я на холме, встретимся там». Домой-то точно все возвращаться будут в первую очередь. Но нет, «мы не ищем легких путей», как говорила моя учительница математики.

Впрочем, воссоединившись с женой и детьми, он демонстрирует хороший пример главы семейства и в целом уверенного в себе мужчины. Проявляет лидерские качества, не опасаясь брать на себя принятие решений и в целом руководить группой выживших, хоть, наверное, это громко сказано. Старается не показывать своих переживаний за родителей, впрочем, и не строя иллюзий относительно их положения, подбадривает остальных домашних. Огораживает детей от созерцания тел, которые местами уже начали, не стесняясь зрителей, клевать вороны и не только. Впрочем, и в практических аспектах выживания, благодаря частым выездам на природу и походам с женой в молодости, он неплохо подкован. Оказал Го первую помощь. Кинулся наперерез кабану, защищая дочку. Оседлав животное, смог затыкать его отверткой. После чего разделал и приготовил. При этом ведром с требухой, оставленным чуть в стороне, как понимаю, отвлек от импровизированного лагеря четвероногих хищников. Оценил и первым проверил воду на пригодность к употреблению. Первым спустился по тросу с обрыва, проверяя текущую внизу реку. В общем, на такого человека можно положиться в трудную минуту. Было бы, но об этом чуть позже.

Его жена, Мари Муто, по заверениям Коичиро неунывающая оптимистка, действительно показывает на протяжении всего путешествия неунывающий нрав и волю к жизни, имея для этого две весьма веские причины.

- Мам, куда поедем теперь?
- Одно я знаю точно – загробная жизнь подождет.
Мари Муто

Не демонстрируя, в отличие от мужа, каких-то серьезных навыков выживания в дикой природе, разве что приемы самообороны, она, тем не менее, делает все возможное для спасения своих детей. Муж погиб (да, с Коичиро мы попрощаемся в конце второй серии), а она на следующее утро с непроницаемым лицом ведет остальных дальше. А когда Аюмо закатывает истерику, осаживает ее, прекрасно понимая, что слезами горю не поможешь, и надо двигаться вперед. И показывает свои истинные чувства и тревоги Мари только тогда, когда группа находит приют на территории устойчивого анклава.

Правда, порой ее решения все же вызывают вопросы. То, что Мари старается сделать все возможное, что бы ее дети как можно скорее оказались в безопасности, вполне естественно. Так, узнав, что дочь из-за успехов в спорте попала в список эвакуируемых, она без лишних сантиментов отправляет ее на корабль. И это нормально и логично. Эвакуационный пункт официальный, на месте работают органы власти, все в порядке. И даже успокаивает Аюмо дежурной фразой, что они ее потом догонят. А вот просьба к первому встречному, пусть он и предупредил их до этого об опасности и в целом выглядит дружелюбно, забрать ее сына, уже вызывает вопросы. И что с того, что это известный блогер и его смотрит твой сын? Впрочем, я это говорю с учетом послезнннания, а не стоя на узком перешейке, вниз по склону которого находится скопление ядовитого газа. А вот чего я бы на ее месте точно делать не стал бы, так это сбрасывать Го вниз в реку. Нет, Коичиро, конечно, сказал, что внизу достаточная глубина, и вытащил не умеющего плавать пацана сразу по приводнению. Но припечататься брюхом о воду, упав метров с пяти как минимум, то еще удовольствие. Не безопаснее было бы всем спуститься по тросу, которым до этого воспользовался Коичиро? Ведь спешить было некуда.

Так же не будем забывать, что домой Мари прилетела после операции на сердце, где ей поставили кардиостимулятор, о котором знает муж, но не дети. Последним о приборе она не говорит до последнего, стараясь не создавать им лишних тревог, и даже батареи заряжает подальше от посторонних глаз. И с этим аппаратом, от которого буквально зависит ее жизнь, Мари бегала, дралась и даже провела большое количество времени в воде. Нет, понятно, что такие устройства делают очень надежными и герметичными, да и зачастую выбора особо у Мари не было – или делай, или погибни, но все же к данному прибору я бы относился более бережно.

Главное успеть зарядить
Главное успеть зарядить

Четырнадцатилетнюю Аюмо, как бы я ни старался, вторая неделя уже к концу подходит, за исключением одного момента мне сложно охарактеризовать как-то однозначно. У нее хватает как положительных, так и отрицательных черт. Проявляет заботу о брате и соседе Харуо, искренне переживает о том, что бросила подруг и косвенно причастна к гибели Коичиро и Нанами. От работы так же не бегает, начав в больнице ухаживать за парализованным пациентом. В отношении матери порой ведет себя по принципу «сперва скажу, потом думаю, а стоило ли так резко?», усугубленному потерей отца. Болезненно воспринимает то, что Мари начала сближаться с новым знакомым. А узнав, или вернее, поняв, что она ходит с кардиостимулятором, покинула уже готовый отчаливать корабль и вернулась к семье, параллельно отдав свой пропуск женщине с ребенком. Правда то, что она так долго до этого доходила, немного смущает. Она вообще не знала, зачем Мари летала за границу? Вроде бы нет. И, наверное, о результате ее поездки стоило спросить тут же, как только она появилась? Особенно с учетом того, что все вокруг ходуном ходит. Тут еще хочется отметить и реакцию Мари. Растроганная она уже готова обнять дочь, но делает шаг назад и говорит ей вернуться на корабль.

На происходящее вокруг Аюмо так же реагирует по-разному. Так, она до последнего не верит в то, что Окинава за минуты ушла под воду, и называет выложенное в сеть видео фейком. Даже в лицо лично заснявшему катастрофу свидетелю. Негативно относится к мародерству. Запрещает Го брать шоколадный батончик у того же парня, мотивируя это тем, что он его где-нибудь стащил. Хотя, тут скорее сыграло ее в целом негативное отношение к новому знакомому. А заходя в магазин утешает себя тем, что возьмет только самое необходимое и с подходящим к концу сроком годности. От вида же жарящегося на костре мяса упомянутого выше кабана Аюмо вообще мутит. Впрочем, голод не тетка, и ближе к финалу, дрейфуя вместе с братом в океане, она будет рада и той самой шоколадке, так и не съеденной Го и превратившейся в месиво, и сырой рыбе, и выловленным из воды продуктам.

Ты мне не нравишься.
Ты мне не нравишься.

Го Муто, так же как и сестра, оставил о себе противоречивые впечатления. С одной стороны, это неунывающий, легко находящий контакт как со сверстниками, так и со взрослыми ребенок. Да и во время катастрофы особо не ныл и стойко переносил все превратности судьбы. А на новость о том, что сестра получила возможность эвакуироваться, отреагировал даже как-то слишком спокойно. Мое почтение. С другой стороны, этот мелкий засранец при первом просмотре своими размышлениями вызвал жгучее желание научить его Японию любить. В Эстонию ему, видите ли, захотелось... Современная европейская страна. Прогрессивная. Не трясет. Как же я тогда скрежетал зубами. При повторном просмотре смотрелось уже легче, да и стоит делать скидку на возраст – Го всего десять лет. Но… Ладно в десять, но в восемнадцать зачем про это вспоминать?!

Сны Го
Сны Го

В общем, Муто получились... обычными, что ли. Или среднестатистическими. Похожими на ваших соседей, друзей или просто случайно встреченное на прогулке в парке семейство. Они с равной долей вероятности могут принять абсолютно правильное решение, пусть порой и неочевидное или основанное на не вызывающих у остальных особо доверия фактах, и совершить ошибку или выбрать тернистый путь. Так и с их взаимоотношениями друг с другом. Мне сложно как-то кратко описать весь клубок их чувств, эмоций и размышлений, не ударяясь в самоповтор и не разбирая по полочкам еще десяток-другой сцен, думая, что отсутствие хотя бы одной исказит восприятие семейства. Например, как Аюмо, дважды имея шанс эвакуироваться, отказалась это делать и осталась с семьей. Как Мари переживает из-за недосказанности между ними. Как Го вспоминает отца через призму игры. Еще можно было бы порассуждать о том, что сестра больше привязана к отцу, а сын – к матери, но, наверное, не буду.

После смерти Нанами
После смерти Нанами

Муто могут ссориться, грустить, переживать, быть недовольными жизнью, друг другом, собой, наконец, но все равно остаются дружны и переживающими за близких. Правда, сам я до конца прочувствовать глубину привязанности семейства друг к другу не смог. То ли авторы не сильно на это напирали, то ли после уже пятого или шестого просмотра просто замылилось. Или, может, я уже начал забывать, что значит сильно переживать за кого-то близкого. Тут будет интересно сравнить мои эмоции после повторного просмотра «Вайолет Эвергарден». Так или иначе, конфликт Мари и Аюмо, вызванный гибелью Коичиро, переживания девочки, сомнения матери, их объяснение друг с другом меня не особо зацепили. А вот сцена, когда Мари, по сути, прощается со своими детьми, с моим послезнанием о том, что она знает - скоро ее, скорее всего, не станет, действительно что-то немного шевельнула. О душевных страданиях самой Аюмо в финале расскажу чуть позже. А вот ее с Го разговор ни о чем на спасательном плоту посреди океана, когда их будущее представлялось обоим крайне туманным, мне напомнил слова Эрика Кочера, когда он вспоминал компанию в Ираке, обсуждая с сослуживцами сериал «Поколение убийц»:

Вы знаете Эдди, помощника командира. Ему прямо за мной руки оторвало. Я в шоке слегка, честно сказать, а он тут же шутку отмочил. Мол, надо нам было сегодня проспать. Понимаете? Я такой: каким хреном ты то смеешься?

Еще раз спасибо Сурену Цормудяну за документальный фильм про Корпус морской пехоты США. И да, пример не совсем уместен, но почему-то первая ассоциация у меня всплыла именно такая.

Много вопросов осталось к Харуо Коге, соседу Муто. Нам рисуют молчаливого, отстранившегося от мира парня, который сильно увлечен музыкой. По крайней мере, всю дорогу он не расстается со своей коллекцией пластинок, очень ревностно их бережет, и, пока была энергия, ходил в наушниках. Однако, в чем конкретно причина его отстраненности? В том, что он бывший спортсмен, по каким-то причинам покинувший спорт и потому ушедший в себя? Или дело в том, что прямо у него на глазах погибла его мать? Или причина в ином? Или всего понемногу? Может, стоит все же раскрыть его чуточку лучше? Поскольку если тот же Змей, по своему собственному признанию, ничего в себе не держит и открыт окружающим, то Хару своими терзаниями поделился единожды. Ну или дважды, если считать горячие источники. С другой стороны, если поначалу он держался отстраненно, плетясь в хвосте колонны, и в целом мало что делал, то ближе к концу приключения и за Мари нырнул, и рискнул, что бы достать жесткий диск с важной информацией, да и в целом стал куда словоохотливее.

Харуо Коге
Харуо Коге

Подобранный группой на трассе уже после катастрофы артист Дэниел при первом просмотре так же раздражал. Наверное, еще больше, чем Шия Хаулия. Вообще, с учетом творящегося вокруг я бы поостерегся брать этого голосующего на дороге весельчака в пикап. Хотя, кого я обманываю? Тем не менее, героев ни разу не посетила мысль, что этот парень немного того? Вокруг треш, угар, земля трясется, а он, как ни в чем не бывало, шутки шутит и фокусы показывает? Человек с табличкой «End is near» вызывал бы больше доверия. По крайней мере, его безумие видно невооруженным взглядом. С другой стороны, Дэниэл упоминает, что раньше жил в Югославии и из-за войны потерял родину и семью. Возможно, так он борется с преследующим его прошлым, как Итами Йоджи, по предположению Alexа, нашел отдушину от службы в ССЯ в культуре отаку. Хотя может я просто опять полез в конспирологию и науки, в которых ничего не понимаю, и подобное поведение можно легко объяснить.

Престарелому Кунио и Нанами много времени уделять не буду. Отмечу только, что Кунио в целом получился вполне правдоподобным, с кучей тараканов в голове, усугубленных употреблением морфина. При этом, не смотря на возраст и большие проблемы со здоровьем, довольно проворным и живучим. И, так же как и Дэниел, оставившим после себя больше вопросов, чем ответов. Нанами же запомнилась тем, что приглядела за Го в самом начале, проявляла необъяснимую заботу к Хару, чем вызывала явную ревность у Аюмо, и тем, что я сильно удивился, узнав, что ей двадцать шесть лет.

Ну и, наконец, блогер-миллионник Кайто, он же «Воздушный змей», который, имея все возможности быстро покинуть опасную территорию и наблюдать за происходящим в тепле и комфорте, из-за своего любопытства остался в Японии. И вот он получился, наверное, одним из самых запоминающихся и понравившихся мне персонажей. Своеобразный свободный художник или импрессарио. И на мотопараплане летает, и за рычагами американской амфибии LVTP уверенно себя чувствует, и подводным плаванием, судя по всему, занимается. Знает, как оказывать первую помощь. Догадывается проверить уровень наклона земли и радиоактивность осадков. Причем для этого использует свой телефон. То, что в современных смартфонах есть гироскоп вопросов не вызывает, но счетчик Гейгера – уже большие сомнения. А, нет, прошу прощения, в Японии после аварии на Фукусиме разработали подобные усовершенствования.

Если же смотреть, какое влияние Змей оказывает на происходящее, то он является своего рода двигателем сюжета или палочкой-выручалочкой, подталкивающей семейство Муто и их компаньонов в нужном направлении. Встретил героев около горы Фудзи. С ходу спас Аюмо, вел себя дружелюбно, предложил эвакуировать одного из них. А потом повел всю группу безопасным маршрутом… Так, тут стоит остановиться, а то если я начну пересказывать все его действия, это может затянуться. Только отмечу два момента. Во-первых, при первом просмотре, мне он казался себе на уме, впрочем, так и есть. Но тогда я постоянно ждал от него какой-то подлости и использования остальных втемную. Особенно во время пребывания в городе Шань. К счастью я ошибся. И, во-вторых, влияет Змей и на моральное состояние своих попутчиков. Осаживает Аюмо, когда та начинает давить на Го, да и Харуо, возможно, стал не таким замкнутым после того, как на дискотеке в городе Шань его смог расшевелить Кайто.

И, поскольку перед нами фильм-катастрофа, то по законам жанра не все центральные персонажи доживут по финала. И, если гибель некоторых действительно выглядела естественно, то смерть остальных вызывает огромные вопросы. Нанами надышится газом, скопившимся в низине, куда отойдет по зову природы. Правда, что это за газ такой, бесцветный и без запаха, да еще и убивающий мгновенно. Плюс уже лежащие там трупы животных должны были ее насторожить... Но, допустим, есть такой газ, да и я сам порой не сильно смотрю по сторонам.

Кунио, пусть и был немного или не очень двинутым на голову, просто ушел красиво, перед этим показав на что способен. Тут могу только процитировать Гордона Фримена:

Любой, кто может в его возрасте вот так вот выпрыгнуть из окна офигенно крут. Дедуля был боец
(с) «Разум Фримена»

И для него гибель в разрушающейся статуе, наверное, была самым логичным финалом. Он прожил долгую жизнь, похоронил жену, потерял внучку, а его дело, которому он отдал всю свою жизнь, в буквальном смысле сползло в пропасть. Да и у самого со здоровьем и нервами уже очень не очень. Поэтому пусть мне его жаль, но такой финал я готов принять.

Как и гибель Мари от разрядки батареи кардиостимулятора. Хотя, тут уже есть вопросы. Зачем было нагнетать драмы там, где этого можно было избежать или сделать все не менее печально, но логично и даже красивее? Зная, что ее батарея вот-вот разрядится, Мари решается нырнуть и отвязать трос, удерживающий найденную героями лодку, поскольку ножа, что бы его перерезать, у них нет. Так нам это подают, но! Во-первых, на лодке есть багор. Герои им чуть погодя будут продукты из воды вытягивать. Может им попробовать канат распотрошить? Во-вторых, как насчет перетереть канат об какой-нибудь острый угол? Или пережечь фальшфейером? В общем, способов решить проблему, которая не требует срочного решения - ни цунами, ни неуправляемый корабль-призрак на вас не несется, не прибегая к столь кардинальным мерам, можно предложить еще несколько. И тогда Мари просто умрет от остановки сердца на борту лодки в окружении близких. Это не отменяет того, что Аюмо и Харуо будут тщетно пытаться привести ее в чувство. Не отменяет реакции Го. Не отменяет горечи утраты. Но убирает натужное превозмогание, необходимость которого выглядит крайне сомнительной. Или же, почему бы не добавить то самое быстро приближающееся несчастье, от которого на последних минутах своей жизни, под водой развязав тот самый злосчастный трос, Мари спасла своих детей? Да и так ли безнадежна была ситуация с разрядкой батареи? К тому моменту, как герои нашли моторку, в затянутом тучами пепла небе уже появились, если не путаю, небольшие проплешины света. Доплыть до них на весельной лодке и предварительно зарядить батарею от солнечной панели? Нет?

Так и Харуо с Кайто. Первый решил устроить забег наперегонки с волной, сам прекрасно понимая, что обернуться туда-обратно с добытым диском скорее всего не успеет. В чем была проблема переждать волну в конечной точке? Или Воздушный змей, запустивший воздушный шар с маяком и замерзший насмерть, управляя им... Что, иных способов подать сигнал не было? Может, хоть попробовать сперва что-то менее опасное?

Но премию Дарвина берет глава семейства, Коичиро, решивший порадовать пропустившую ужин дочь (напомню, от вида кровящего мяса Аюмо стало не по себе) блюдом из батата. Нет, поддержать хорошее настроение и атмосферу в коллективе - это правильно. Но, во-первых, на заборе черными иероглифами по ржавому было написано - не копать батат! Так может, стоит пройтись вдоль ограды, еще пару табличек прочесть? Авось и увидел бы ту, где было объяснено - почему. Впрочем, зная себя, я бы сам вряд ли таким заморочился. Но я бы просто знал об опасных местах в округе и почему они таковыми являются. И полез бы проверять холодильник в ближайшем здании, а не грядки окучивать. Но нет, отец года перемахнул через забор и, найдя клубень, стал его активно копать. Да как - стройбат позавидует. За короткое время ушел под землю на весь свой немаленький рост. То есть на метр восемьдесят минимум. И диаметром где-то в метр. Что бы вынуть клубень целиком, а не резать. И докопался до боеприпаса времен Второй Мировой войны. Догадываетесь, что произошло дальше? То, что боеприпас взорвался - особых вопросов не имею. Как-то, думая заняться копом, встречал информацию о том, что срок хранения немецких боеприпасов пятьдесят лет. Тут, конечно, получилось раза в полтора больше, но не зря же на каждый подобный обнаруженный «привет из прошлого» у нас принято МЧС вызывать. Да и по новостям временами репортажи проскальзывают. А вот то, что лопата, которой по бомбе и саданули, ушла в полет целой и невредимой, уже какой-то сюр. Я, конечно, слышал историю, что во время операции в Чечне мост подорвавшегося на противотанковой мине УАЗа через пару дней уже видели на другой машине (опять же, непроверенная информация). Но что-то мне подсказывает, что это явно был не тот мост, колесо которого привело мину в действие. Причем вместе с лопатой полетело и висящее до этого на шее Коичиро полотенце, которым он пот вытирал. Причем оставаясь все таким же белоснежным. Нет, может авторы хотели добавить какого-то символизма, но про здравый смысл забывать тоже нельзя.

Переплюнула же главу семейства только дочь. Нет, она выжила, но в итоге потеряла ногу из-за полученного еще в раздевалке стадиона пореза. И я прошу прощения у читающих это дам, но эта овца несколько суток, если не неделю, с ним проходила и ни разу не обратилась за помощью! Ни на холме, где воссоединилась семья. Причем тогда же Коичиро обработал рассеченные брови Го. Ни позже, например, найдя приют у сектантов, у которых была полностью функционирующая больница. Ни в каком-нибудь другом месте, где можно было бы найти антисептик и перевязочные средства. Мало того, и никто посторонний, особенно Мари, этого не замечал, хотя рана постоянно была на виду. А ведь нам прямо показывали, что вокруг нее кожа постепенно принимает неестественный цвет. При этом рана постоянно загрязнялась. Постоянно намокала, и черт его знает, что там за микроорганизмы в воде водятся... Серьезно? И это спортсменка? Которая хоть что-то про травмы понимать должна. Или в Японии биологии и ОБЖ не преподают? Мама, наконец, в детстве не говорила любые раны, нанесенные металлом, особенно ржавым, тут же обрабатывать? Почему я, пятку пропоров, ее недели три регулярно обрабатывал, а первые несколько дней на измене сидел, как бы внутрь песок, опилки или иная грязь не попали, что бы потом резать не пришлось?! Так боишься йода?!

Или, если уж авторы так хотели показать, что даже потеряв ногу, Аюмо в итоге не бросила спорт и даже с протезом приняла участие в Олимпиаде – отличный посыл, без иронии – в чем была проблема показать, что инфекция проникла в кровь даже не смотря на бинты? И потом сказать, что если бы ничего не делали вообще, то это произошло бы гораздо раньше и девочку было бы уже не спасти? Переживания героини о лишении ее ноги это не облегчило бы. Но хотя бы показало, что толк от правильной обработки был. А так назревает только один вопрос: а чего ты еще ожидала?

При этом, Аюмо не единственная, кому не помешала бы медицинская помощь. Точнее раненому Харуо как раз таки помощь оказали. Воткнувшийся ему в плечо кусок металла вынули и перебинтовали. И он в таком состоянии и плавает, и веслами гребет, и моторной лодкой управляет. Я, конечно, не медик, но у меня сильные сомнения, что без штопки, с одной перевязкой, которую еще неизвестно, меняли или нет, без обезболивающих и коагулянтов, он смог бы около суток вести себя так активно. Опять же, попадался случай, когда улетевший в горный ручей с подорвавшегося на мине БТРа боец с переломанными ногами смог себя быстро переместить на несколько метров и избежал раздавливания летящей вслед за ним «коробочкой». Но, блин, на это минуты максимум ушли. А тут такая активность в течение часов двадцати, не меньше, словно дырки в плече и нет. Впрочем, примеров, когда с легкими и не очень ранениями люди еще несколько суток бой вели и подразделениями командовали не меньше.

И, наконец, капитан подводной лодки Онодеро, которого герои берут с собой из города сектантов. Он, на минуточку, парализован и носит воротник Шанца. Может только двигать пальцами и моргать. Поправьте в комментариях, если ошибаюсь, но разве таким людям не нужны специальные условия? Кушетка? Мониторинг здоровья? Постоянная подпитка питательными веществами? Ведь он же даже говорить не может. Как он минимум двое или трое суток без воды и еды обходился? И вот такого больного перевозят в трясущемся кузове пикапа на мягких носилках. В десантном отсеке LVTP он, правда, уже привязан серьезнее. Плавают с ним по какой-то пещере... Впрочем, без последнего было не добраться до критически важной информации. Но в чем была проблема сдать Онодеру эвакуирующим гражданских военным в порту? Полагаю, их бы заинтересовал человек, предсказавший все то, что происходит сейчас со страной. А там бы и нормальную экспедицию можно было за данными бы организовать. А вас бы в благодарность эвакуировали, и потери бы ограничились лишь Коичиро и Нанами. Но нет, такая мысль в светлую голову никому не пришла.

Онодеро в амфибии
Онодеро в амфибии

И раз уж от персонажей плавно перешли к медицинским аспектам и уже их обсудили, думаю, пора поговорить о том, как показана сама катастрофа, в которой героям пришлось выживать. И начнем с демонстрации силы стихии и ее последствий. Покажут и крупные планы - парализованную транспортную сеть и отделавшихся легким испугом и ссадинами жителей после первых толчков и буквально перекрученный в бараний рог город после последовавшего за ними нового удара стихии. Завалившийся на бок транспорт, поваленные деревья, разрушенные домики, накренившиеся и держащиеся на честном слове небоскребы, рухнувшая Токийская телебашня, торчащие из воды пролеты мостов. И все это снабжено мелкими деталями. Плачущий около придавленного деревом взрослого ребенок, разлившееся и вспыхнувшее на поверхности воды топливо из потерпевшего аварию бензовоза, выбитые сползшей по наклоненному полу мебелью, и, если чуть подумать – теми, кто на ней сидел, окна на верхних этажах зданий, испачканные кровью. Да и сцена в раздевалке, когда шкафчики и скамейки подбросило вверх, заставила поежиться и вызвала в памяти вьетнамские флешбеки о висящей у меня когда-то над кроватью полке с телевизором, которую я в итоге снял, опасаясь, что эта конструкция упадет вниз, повредив мне что-нибудь важное. Правда, вопрос, почему, зная о сейсмической неустойчивости, мебель не прикрутили к полу? Или же тряхнуло так, что все анкеры порвало?

А вот дальше снова начались вопросы. Поскольку сперва японские службы, включая FDMA, Fire and Disaster Management Agency, и ССЯ, отреагировали достаточно оперативно. Только вверх потянулись клубы дыма от пожарищ, а в воздухе уже появились военные и спасательные вертолеты. И даже про подвесные баки на модификациях «Ястребов» художники не забыли. Наземные службы так же приступили к спасению и оказанию помощи пострадавшим, местные власти развернули спасательные лагеря. В один такой, организованный на территории школы, добравшись до родного района сперва заходит Аюмо в поисках родных. Не сидели сложа руки и нашедшие убежище на холме. По крайней мере, смогли обеспечить всех или большинство средствами для ночлега, оказали нуждающимся первую помощь и организовали раздачу продовольствия. Причем последним, как могу судить, поделился один из местных коммерсантов. Но как только они покинут ставший небезопасным холм, спасателей или армии мы практически не увидим. Только посадку на эвакуационные корабли, вернее один корабль, будет обеспечивать десятка два вооруженных мегафоном и ноутбуками человек. А правительство будет напоминать о себе только короткими радио- и телепередачами о том, что не стоит беспокоиться, но тем не менее, эвакуацию мы начинаем, а переговорный процесс с принимающими сторонами малость зашел в тупик.

Впрочем, пропадут не только спасатели, но и гражданские вообще. А речь, не будем забывать, идет о Токио, население которого на 1 октября 2020 составляло чуть более четырнадцати миллионов человек. Сложно говорить, сколько из них погибло во время первых сильных толчков, но даже если половина – и это я сильно, очень сильно, сгустил краски, - куда делись еще семь миллионов? Рассосались по эвакуационным лагерям? Уцелевшим домам? Но что им там делать? Или направились в сельскую местность?

За прекращением подачи электроэнергии последует прекращение водоснабжения муниципальных участков, за этим – разрыв цепочек распределения продовольствия, затем – крушение закона и порядка, после – пожары и мародерство, а за ними – массовые миграции из мегаполисов.
Когда уровень комфорта в городах упадет до нуля, начнется бегство населения из больших городов в тихие изолированные места. Мой отец Доналд Роулс (Donald Rawles), который всю жизнь занимался исследованиями в области физики при Национальной ливерморской лаборатории им. Лоуренса (Lawrence Livermore National Laboratory) в штате Калифорния, шутя называл такое явление «Золотой Ордой», имея в виду монгольскую орду XIII в., но в современном контексте.
(с) «Как пережить конец света и остаться в живых», Джеймс Уэсли Роулз

В таком случае уцелевшие шоссе должны быть забиты транспортом. Но, даже если с учетом изменившего ландшафта выехать на личном транспорте оказалось невозможно, количество людей, покидающих Токио, должно быть значительным. Но, выбираясь из города, Муто встретят только пожилую пару и группу, эвакуирующуюся на велосипедах, самокатах и скейтбордах. А сельская местность окажется вообще обезлюдевшей. Ни живых, ни мертвых, за редким исключением. Словно это не землетрясение, а над страной восходящего солнца стройными рядами пролетели блюдца инопланетян, затягивая лучами внутрь каждого встречного. Если же всех эвакуировали куда-то еще, то почему спасатели не развесили везде, где только можно, плакаты с указанием эвакуационных пунктов?

На колесах проще
На колесах проще

Причем даже в порту, до которого доберутся выжившие незадолго до извержения Фудзиямы и, собственно, погружения всей страны под воду, будет от силы несколько тысяч человек. Это японцы настолько законопослушные, что туда стягиваются только те, кто выбран на основе лотереи? Или так верят своему правительству, что сидят по домам и ждут, когда все утрясется? Что-то сомневаюсь. Да, человек обычно до конца не верит в настолько кардинальные изменения и надеется на лучшее, но не поголовно же. Да и инстинкт самосохранения никто не отменял и вокруг порта должно быть на порядок больше людей, желающих как можно быстрее покинуть опасную территорию. Впрочем, возможно, большинство населения просто решило двигаться к портам, находящимся на побережье Японского моря, а не наоборот. Хотя, от двух с половиной до семи сотен километров до спасительного материка это вам не сорок Ла-Манша. В общем, в обезлюдевшие сельские районы Японии верится крайне слабо. Разве что Муто попали между двумя волнами исхода – после того, как сбежали самые догадливые и до того, как стали сниматься с места до конца надеющиеся на помощь правительства.

А вот дрейф на спасательном плоту Аюмо и Го вышел довольно атмосферным. И хотя я сильно сомневаюсь, что в воде над ушедшим под воду городом мусора и тел погибших не будет от слова совсем, но затянутое тучами пепла небо, через которое не может пробиться ни один луч света, отлично давит на психику. По крайней мере, то, как из тьмы перед плотиком появляется ограждение высотки, полностью ушедшей под воду, или мимо дрейфует облепленный чайками, пирующими остатками команды, небольшой корабль пробирает даже после нескольких просмотров. Хочется как можно быстрее оказаться на твердой земле, подальше от любой открытой воды. Хотя, опять же, поборов первый ужас, по крайней за корабль я бы попробовал зацепиться – на нем должно быть немало полезного. Да и выглядит он как-то понадежнее утлого надувного суденышка. Правда, от чего погибла команда? Снова какой-нибудь вырвавшийся на поверхность газ?

С точки зрения психологии «Гибель Японии 2020» получилась довольно насыщенной и не стесняется показывать неприглядные стороны человеческой натуры. От вполне ожидаемого диаметрально противоположного поведения - помогу ближнему своему или подставлю ему подножку, что бы он упал в лужу, а я прошел по сухому. До более редких тем вроде секты, но о ней поговорим чуть позже. И даже такие обыденные вещи, во-первых, просто показываются - то есть авторы сочли необходимым их показать зрителю, и, во-вторых, смотрятся довольно естественно. Попытка изнасилования, даже две. Пренебрежение элементарными мерами безопасности, вроде не пей за рулем и не кури на заправке. Заодно демонстрирует, как быстро если не благополучное с виду общество, но, по крайней мере, отдельные его представители, деградируют до уровня животных без страха перед наказанием.

Или, например, когда Аюмо с разрешения матери, поделилась водой с пожилой парой. Вот только это была их последняя бутылка, а старички то ли специально, то ли просто не подумав или не услышав возражений от не ожидающей такого Аюмо, на двоих практически приговорили полторашку. А оставшуюся часть убрали в рюкзак. И кого тут винить? Аюмо в том, что не обговорила условия сразу? Стариков, наивных или хитрых? Напоминает ситуацию, когда я, сменив уже школу, первого сентября решил по пути заскочить в уже бывшую и сказать опять же уже бывшей классной пару теплых слов благодарности. А она потянулась к букету у меня в руке, который я дарить ей вовсе не собирался, но даже и не подумал оставить где-нибудь. Пришлось по дороге к новому месту учебы покупать новый. Один в один. Только в «Гибели Японии» цена такого недоразумения, назовем его так, не пара сотен рублей, а силы идти дальше и еще день-два жизни.

А обороняющий свой магазин Кунио, довольно резво обстреливающий непрошенных гостей из лука с галереи. Как он с традиционным юми там развернулся и ловко перемещался опустим, но отметим, что как только он попал в Го, ситуация тут же переменилась. Все, кажется, моментально забыли об опасности и стрелке и кинулись оказывать первую помощь. А сам хозяин прекратил обстрел и сам прибежал извиняться ошарашенный. Мне, конечно, стрелять в людей, да и просто во что-то живое, не приходилось, и надеюсь, не придется никогда, но подобное описание первого огня по человеку я встречал в Мародере Беркема аль Атоми, когда Ахмет, на пару с бывшим коллегой по почтовому ящику сперевший из части внутренник войск три Калашникова и цинки с патронами, от этих самых ВВшников, заметивших грабителей, отстреливался.

Выглянув в щель, Ахмет удивленно уставился на результат: бежавший первым военный, выгнувшись дугой на мокром асфальте, мелко и как-то жутко дергал руками и ногами. Даже издали было видно, как белое лицо военного заливает красным. Остальные остановились и смотрели на упавшего, опустив стволы. Ахмета словно ошпарила какая-то душная, горячая волна
- Ой, ***, я ж ему в голову попал...
Новоиспеченный убийца с трудом сдержал порыв - бежать туда, к подстреленному им человеку, что-то делать, помогать.
(с) «Мародер», Беркем Аль-Атоми

Или, например, сцена с упавшим от перегруза вертолетом, взлетевшим, насколько понимаю, из объятого пламенем эвакуационного лагеря. С одной стороны, казалось бы, перебор. Но вспомним, например, разлетевшиеся по всему миру кадры из Афганистана. Или пожар в отеле Daeyeonggak в Сеуле, произошедший 25 декабря 1971, когда люди, спасаясь от огня и дыма, прыгали из окон с матрасами в обнимку. Подробнее про этот и другие пожары можно прочитать в книге «Пожары-катастрофы» П. С. Савельева. Какая интересная книжная полка была у меня в детстве, не правда ли?

Вертолет
Вертолет

Всплыл на поверхность и японский шовинизм. Сперва с ним столкнулся Го в лице не любящего все иностранное, кроме машин, алкоголя и сигарет, Кунио. Впрочем, ворчание старика и любовь к западным словечкам младшего Муто не помешали этим двоим неплохо ладить и сдружится. Да и кто из стариков не ворчит о том, что трава раньше была зеленее? А вот группа чистокровных японцев, завладевшая плавучим островом, уже посерьезнее будут. Они принимает на свой борт только таких же, как они. Полукровкам среди них не место. И, Мари, что мешало промолчать, что ты филиппинка? Впрочем, тут честность матери спасла семейство. Чистокровные сели на мели и, загоревшись, принялись тушить расположенную на палубе электронику водой. Комментарии излишни. А вот то, что обломки их посудины взрывом швырнуло так, что они посекли подобравшее Муто судно, вполне правдоподобно.

Отдельно стоит уделить внимание секте или, если говорить более обтекаемо, сообществу, на территории города Шань, где герои на какое-то время находят приют и могут отдохнуть от гонки за жизнь перед новым рывком. С ней, как и со всем в «Гибели Японии», все неоднозначно. С одной стороны, нам показывают хорошо налаженное полностью обеспеченное сообщество, со своим жилым фондом, запасами необходимых для выживания припасов, автономными источниками энергии и воды, работающей больницей. Правда, впервые смотря сериал, я скорее ждал, что у героев возникнут какие-то проблемы со взглядами сектантов, и те запрут их по камерам. Или вообще окажутся какими-нибудь каннибалами. Но нет. Экстрасенс Канаэ Мурота и ее секретарь и любовник Осаму Асада выстроили достаточно дружелюбное и терпимое сообщество. Даже Кайто за его неверие в силы Канаэ и в целом проявленное неуважение ничего не было. Мудрая женщина. И даже после отжигов Кунио никаких репрессивных действий в сторону приведших его чужаков не последовало.

С другой стороны надо отметить, что данная организация не только использует, но и сама выращивает запрещенное на территории Российской Федерации дерево, которому обычно не дают вырасти выше куста. Сперва я подумал, что его выращивание и распространение в Японии разрешено, но нет – там конопля тоже под запретом. А тут целая плантация, причем культивируемая еще до катастрофы, безо всякой утайки. И тут есть два варианта – либо сектанты не боятся спутника, поскольку могут всем кому надо заплатить. Либо в данной версии Японии на разведение конопли никаких юридических ограничений и запретов не наложено. И в целом обе версии имеют косвенные подтверждения. Первая в виде сейфа с большим количеством наличности и золота. Вторая – в виде спокойной реакции Мари и остальных, принимающих участие в обработке данной культуры. Да и добавление данного растения в пищу ее никак не побеспокоило.

Те самые деревья.
Те самые деревья.

Еще, увидев у Канаэ татуировку, посетила мысль, но лишь вскользь, что она имеет какое-то отношение к якудза. Впрочем, это может быть совершенно не так, и орнамент на спине скорее несет какой-то духовный смысл. Но факт наличия у сектантов приличного по меркам Японии с ее драконовским оружейным законодательством арсенала все же говорит в пользу данного предположения. Да и сама Канаэ не стесняется обнажить меч.

Канаэ Мурота
Канаэ Мурота

И вот все это с виду благопристойное и сплоченное сообщество посыпалось как карточный домик, когда к ним в ворота постучалась катастрофа. Кто-то сразу кинулся прочь, спасая свою жизнь. О том, что толпа безуспешно пыталась открыть ворота вместо того, что бы просочиться сквозь прутья или перелезть через забор в паре метрах правее или левее, промолчу. Приближенные к верхушке люди кинулись к сейфу, стараясь прихватить кассу, и устроили из-за нее перестрелку. Причем весьма интересную. Когда все поняли, что раскрыты, наставили друг на друга оружие, но курок так никто и не нажимает, понимая невыгодность своей позиции. И натянутую до предела струну нервов рвет упавший с потолка кусок штукатурки, и, дернувшись, палец жмет на спусковой крючок… Причем выживший в ней, с прострелянным брюхом, с последствием удара слитком золота по затылку умудрился даже дотащить набитый желтым металлом чемодан (чемодан, Карл!) до ворот. Воистину, жаба задушила. Хотя, вынося за скобки пришедшую в ярость от такого предательства Канаэ, в сейфе хватило бы на всех. И только пара десятков человек, искренне благодарных основательнице за подаренную надежду и вновь обретенный смысл жизни, остались с ней до самого конца.

И не могу не отметить, скажем так, европейскости, или, вернее, западности «Гибели Японии». По крайней мере, мне трудно вспомнить аниме, в котором будет столько штампов западного, вернее - американского, поскольку с европейским я знаком крайне плохо, кинематографа. Тут и не вполне адекватное поведение героев, совершающих глупость за глупостью и только волей сценарной брони остающихся в живых. И снятие этой брони, когда надо их убрать из сюжета. И предсказание ученого о катастрофе, которого никто не слушал. И неожиданная встреча с этим ученым группой выживших. И разгадка тайны. Или, вернее, добыча жизненно важной информации. Неприкрытая сцена секса между Канаэ и Осаму. Свободное хождение и выращивание запрещенного на территории Российской Федерации вещества. И в целом устроенная в городе Шань дискотека, показывающая всю неприглядность клубной жизни – и упившиеся в хлам, и косяки, и дорожки с белым порошком, и попытка изнасиловать Аюмо в укромном уголке.

Да даже путь Коичиро с места работы до дома. Во-первых, передвигается на мопеде по разрушенному городу, нисколько не думая о том, что за секцией хайвэя не следующая, просто просевшая на метр-полтора (хотя и такое бы препятствие я бы преодолевал спешившись), а бездонная пропасть. Потом на него падает этажей десять-двадцать накренившегося небоскреба. Пытаясь затормозить, он все же падает с мопеда, ничего себе не разбив. Избегает расплющивания огромной глыбой бетона и стали. И, скатившись с накренившегося хайвэя, он пролетает метра два или три и приземляется на крышу оставленной малолитражки. Крыша машины прогибается, лобовое стекло трескается, но Коичиро, судя по всему, ни сотрясения не получил, ни позвоночник, ни даже ребер не сломал. У меня почему-то возникли аналогии с третьими «Трансформерами». И в целом какой-то общий налет неяпонскости всего происходящего.

Так же отмечу наличие небольших моментов, даже мимолетных эпизодов, которые так же придают окружающей обстановке правдоподобности. Например, в самолете стюардесса перед заходом на посадку осведомляется о состоянии здоровья Мари когда еще все спокойно. Тренер говорит девочкам позвонить родителям. А по пути домой Аюмо можно видеть выстроившихся в очередь у уцелевшего таксофона людей, спешащих дозвониться домой.

В техническом плане сериал выполнен довольно неплохо, пусть и не без огрехов. Во-первых, это своеобразная рисовка персонажей. Впрочем, если при первом знакомстве с ней она показалась мне неестественной, то в дальнейшем я к ней вполне привык. А при повторном просмотре воспринимал как еще одну фишку сериала. Правда, ближе к финалу некоторые выражения лиц смотрелись уж слишком гротескно. Во-вторых, это уж слишком откровенное и режущее глаз 3D, особенно в случае со встречей около Фудзи и кораблекрушением. Ну и, наконец, отдельные бросившиеся в глаза огрехи или особенности. Странная перспектива при поездке на пикапе, в целом халтурная анимация его передвижения и двухосный грузовик, в одном из кадров ставший трехосным. А вот наличие нормальных русских слов и бегущей строки в новостях - мое почтение. Как и достаточно чистая русская речь в больнице, куда с ранением ноги попала Аюмо.

И, по традиции, даю наводку на англоязычную Wiki по сериалу. Откуда я, например, узнал, что Кайто не всегда был парнем. Правда, если бы не полез читать, так бы и не сложил два плюс два и не связал бы его с показанными в финале кадрами с маленькой беловолосой девочкой, запускающей воздушного змея. Интересно, поэтому цвет его футболки, которую дали сектанты, был такой же, как у Аюмо и Мари, а не Го и Харуо? Хотя, если смотреть на всех жителей Шаня, цветовая дифференциация у них явно проходит не по половому признаку. В целом же, не смотря на то, что сериал не избежал современных западных веяний, единственная сцена, где я заметил что-то странное - попытка изнасилования Нанами. Когда ей пришли на помощь Мари и Аюмо, а Го и Харуо проспали происшествие. Впрочем, может я просто придираюсь.

Так же обращу ваше внимание на два противоположных по настроению обзора на канале «Baka-Blog» и «аниме с оленем». Не одобряю тона и не разделяю взгляда второго автора на сериал и героев в частности, но у каждого свое мнение. С которым, думаю, вам, возможно, будет интересно ознакомиться. По крайней мере, получилось у них кратко, а не присущее мне занудство на десять с хвостиком страниц. Кажется, длиннее у меня вышел обзор только на третий четвертый сезоны «Подручного Луизы». И там я испытывал ту же проблему – казалось, что не упомянув даже самого незначительного факта, сильно изменю восприятие сериала.

Выводы

Подводя итог, скажу, что «Гибель Японии 2020» получилась довольно нетипичным, по крайней мере относительно того, к чему привык я, аниме. Во-первых, это интересная и незаезженная история. Будем честными, в жанре катастроф не так уж много аниме. Все же обычно если японцы упоминают о каком-нибудь катаклизме, то он является лишь катализатором истории, а основные действия разворачиваются спустя какое-то время после него. Большая приближенность к реальности так же способствовала положительному восприятию истории. Как в плане отсутствия ояшей терминаторов, так и в плане психологического калейдоскопа поведения как отдельных людей, так и сообществ. Тем не менее, поставить аниме «превосходно» я так же не могу. И в первую очередь за глупые поступки персонажей, из-за которых произошло несколько смертей. Если уж авторы так хотели в реализм, почему не сделать их более естественными, заодно показав еще несколько опасных ситуаций. И куда делось все население Токио и окрестностей? Ну и западность... Нет, она нисколько не мешала и в некоторые моменты скорее играла на положительное восприятие происходящего, но все же оставила после себя противоречивые эмоции.

О канале

Я, наконец-то, закончил дачный сезон. Встала на место крыша, при этом лабрадор умудрился всеми четырьмя лапами забраться на стремянку - пришлось снимать, стены были обшиты вагонкой и частично собран пол, на котором уместился весь вывезенный из гаража металлолом. В этот четверг окончательно законсервировал стройку до следующего сезона. Увы, рабочий график по выходным выбираться за город уже не позволяет. Впрочем, справедливости ради, я там почти весь август еще провел. Правда, ни самовар так и не вскипятил, ни по грибы ни разу не сходил.

Канал же возвращается к своему основному контенту - тематическим сборникам, но и остальные рубрики, особенно «Одним глазком» я бросать не буду. И уже подыскиваю шесть претендентов из летнего сезона для ознакомления с новинками. А вот смогу ли выдерживать былой темп публикаций - не реже одной в неделю, вопрос открытый. Не буду ничего обещать и планировать. Но в любом случае в ближайшее время ждите «По горячим следам» с тезисным разбором второго и третьего сезонов «Удара крови» и обзор на следующего участника сборника «Токийское восьмибалльное».

А вообще с платформой творится что-то странное. С июня отмечаю странных ботов, сыплющих цитатами каких-то философов и кровавыми картинками с общим посылом «не покупай шубу, спаси животное». При чем у меня они концентрируются под обзором на «Власть книжного червя». Это их так триггерит слово «страсть» в названии? Ну и напоминаю, что две недели назад в рамках рубрики «Одним глазком» я выпустил небольшой отзыв на первый сезон «Удара крови». А то техподдержка дважды уверяла меня, что на нем нет никаких ограничений, но почему-то количество показов только недавно превысило количество подписчиков.

Заключение

На этом на сегодня все. Надеюсь, вас не сильно утомило большое число отсылок и примеров, и мне не нужно вставлять сюда известную цитату из «Зеленого слоника». Нет, не смотрел, просто вспомнил мем. Тем не менее, надеюсь, что не смотря на то, что обзор получился долгостроем, вам было интересно. Если вам есть что добавить, возразить, указать мне на ошибки и неточности или предложить еще какой-нибудь тайтл для просмотра, не забывайте высказать это в комментариях. С соблюдением приличий, разумеется. С удовольствием прочитаю и по возможности отвечу. Если на канале вы впервые, то можете ознакомиться с имеющимися на нем материалами по этой статье-архиву. Приятного чтения и до скорой встречи.

#аниме #анимэ #анимеобзор