- Мамочка! Мама! Мне так страшно, - шептала Лиза еле слышно.
По щекам Татьяны катились горькие слезы.
- Мамочка, прости меня за все. Мама, где ты? Ты только не оставляй меня.
- Тише, тише, детка, я здесь, я с тобой.
Лиза широко распахнула глаза и словно прийдя в сознание, в последний раз взглянула на мать.
- Мама! Ты только не отрывай от моих глаз своего взгляда. Мамочка! Я люблю тебя!
***
В конце семидесятых Татьяна приехала из далёкой провинции поступать в институт. Подав документы на несколько факультетов, баллов хватило только на приборостроительный. Особого желания обучаться здесь у Татьяны не было, но чтобы не терять год, решилась. Да и думала, что в дальнейшем сможет перевестись на другой, более подходящий ей по спецификации.
Валера, красивый статный брюнет, сразу же запал в душу Татьяне. Они с первых дней нашли общий язык, он помогал ей с чертежами, давал списывать конспекты и просто был хорошим другом. Когда дружба переросла в любовь, молодые люди так и не поняли. Но с того дня они просто не могли обходиться друг без друга. А когда пролетели пять лет обучения в университете, молодые люди поженились.
Сначала молодожёны ютились по съёмным квартирам, но в скором времени Валера устроился на престижную работу. Отработав год, резко стал подниматься по карьерной лестнице. А через три, он достиг таких высот, о которых ни каждый может и мечтать, особенно в столь юном возрасте. В его руках было все водоснабжение города, а это особое положение в обществе и большие деньги. Татьяна же, просто сидела дома. Её задачей было обустраивать их семейное гнездышко и встречать мужа с работы.
И как большинство в то время, Татьяна не смогла справиться со свалившимся на неё "счастьем". Пока муж зарабатывал на их безбедную жизнь, Таня пристрастилась к бутылке. Могла без разбору пить все, что горит, начиная с элитных напитков и заканчивая самогоном. Валера пытался лечить жену, ограничил доступ к бюджету, но Татьяна умудрялась находить лазейки.
И Валера не выдержал. Несмотря на безумную любовь по отношению к жене, он решился на развод.
- Таня, я долго терпел, но так жить не возможно. Что тебе не хватает?
- Мне не хватает тебя, - ответила Татьяна и зарыдала, - там, на чужих квартирах, перебиваясь от зарплаты к зарплате, я была счастлива. Ты смотрел на меня влюбленными глазами и проводил все время со мной. А сейчас? У тебя постоянные совещания, деловые встречи. Ты домой приезжаешь, только чтобы переночевать. Не удивлюсь, что еще немного и ты заведешь себе любовницу, если уже не завёл.
- Таня, о чём ты говоришь? Ты себя только послушай! - взорвался Валера, - я зарабатываю для нас. Для тебя, в конце то концов. Чтобы ты ни в чем не нуждалась. Я не хочу разводиться, но ты не оставляешь мне выбора.
- Вот значит как? Ты просто трус и боишься трудностей. Конечно же, легче всего развестись, чем решить создавшуюся проблему.
- Что ты хочешь от меня? Я всего лишь мужчина. Просто пообещай мне, что не станешь больше пить, а я возьму на работе отпуск, и мы полетим с тобой отдохнуть?
- А что потом? Опять я одна у окна, а ты в очередных командировках? Нет, развод, значит развод.
- Таня, а может тебе родить? - неожиданно предложил мужчина, - а что? Вроде бы и не одна, да и скучать будет некогда.
- Валера! Ты себя слышишь? Ребёнок, это не щенок, которого, если не справился, можно вернуть обратно. Я уехала от всего этого, можно сказать сбежала. В моей семье нас было пятеро. Мать с отцом пытаясь заработать бросили нас на бабку, которая кое-как справлялась с оравой вечно орущих детей. Нет, я этого не хочу. Это большая ответственность, ты это понимаешь?
- Я понимаю. Я честно, понимаю, - он обнял её за плечи и зарылся в её роскошных волосах, - Танюшка, роди мне дочку. Мы справимся, я обещаю.
***
Лиза появилась на свет хмурым осенним днем. Вся синюшная после обвития пуповиной, она лишь спустя минуту подала жизненный возглас.
- Мамаша, поздравляю с дочкой, - сказала акушерка, прикладывая малышку к материнской груди.
С роддома Таню с Лизоветой забирал счастливый отец. Пару недель он не отходил от дочки, во всем помогая жене. Но потом все снова вошло в привычное русло. Валера пахал за троих, а Таня из гламурной девицы превратилась в вечноуставшую женщину. Её все раздражало, а особенно маленькая Лиза. Всё труднее ей было вставать по ночам. А когда начался детский сад, водить в него ребёнка. Дошло до того, что она наняла для дочери няню. И удивлялась, видя как подруги безмерно радуются материнству.
Так они и жили долгое время. Валера слыл трудоголиком, Татьяна никчёмной матерью. И от всего этого страдало дитё. Ведь ни материнской, ни отцовской любви не могут заменить дорогие игрушки и шмотки.
Бог даровал Лизовете необычайную красоту, от которой девочка сильно страдала.
Лишь только ребёнок подрос, Татьяна стала таскать её всюду. Во-первых, за счёт ребёнка хотела утвердиться сама, а во-вторых, хотела с её помощью доказать свою значимость мужу. Так, в вечных кастингах, съемках и диетах пролетело Лизино детство.
Где и когда Лизовету подсадили на наркотики, одному лишь Богу известно. Только с тех пор жизнь родителей превратилась в ад. Дома постоянные скандалы между Татьяной и Валерой, с выяснением, кто прав, а кто виноват. На людях, осуждающие взгляды знакомых.
А Лиза в это время уходила в нирвану, не стесняясь это делать даже дома.
Договорившись с клиникой за рубежом, Валера на целый год отправил дочь за границу. Откуда Лиза вернулась другим человеком, но дома её ждало все то же самое. Вечно ноющая мать, которая от безделья не находила себе места и вечно занятый отец. Только теперь они купили для Лизы отдельное жилье и бросили одну.
Говорят же, что бывших наркоманов не бывает. Вот и Лиза не выдержав игнорирования со стороны родных, сорвалась. Старые друзья, и жизнь снова покатилась под откос. Из новенькой квартиры, за неимением денег, было продано все, начиная от пластиковых окон и заканчивая унитазом.
Когда, вызванный сердобольными соседями отец, вошёл в квартиру, он просто не поверил своим глазам. Везде была разруха и голые стены.
На семейном совете семья решила вновь направить Лизу на лечение. Но неожиданно для всех, девушка пропала. Прошли дни, месяца, прежде чем в квартире Валеры и Татьяны раздался телефонный звонок.
- Мам, я так больше не могу. Я решила завязать.
Татьяна не особо верила словам дочери, но единственное чадо нужно было спасать. Лиза появилась на пороге, запущенной бомжихой. Несколько дней у Татьяны ушло, чтобы её отмыть, ещё несколько дней на откорм. А затем все повторилось. Лиза ушла, но на этот раз прихватя с собой крупную сумму из папенькиного сейфа и золото матери.
Так было ещё несколько раз, Лиза то возвращалась, то снова уходила. И родители прощали её, в надежде, что она образумиться. Но когда кто-то из знакомых рассказал семье, что видел их дочь торгующей собой на трассе, это стало последней каплей.
Когда Лиза вновь объявилась, Татьяна просто захлопнула перед нею дверь.
- Ты нам больше не дочь, лучше бы я тебя не рожала.
Выгнав дочь, Татьяна напрочь про неё забыла и завела себе собаку. Для неё она стала отрадой, которая безмолвно терпела все прихоти богатой хозяйки.
***
А через несколько месяцев Татьяне позвонили.
Звонили из какого-то диспансера, просили срочно приехать. Пока женщина ехала, набрала номер мужа.
В больнице Татьяну встретил врач.
- Кем вам приходится Елизавета Валерьевна?
Татьяна хотела ответить, что ни кем, но сердце в груди так сдавило, что ей стало страшно.
- Дочерью, - растерянно прошептала она.
Врач удивленно сдвинул брови.
- Мужайтесь, у меня для вас не утешительное известие. Она попала к нам неделю назад в критическом состоянии. Болезнь поразила всё, начиная от печени и кончая головным мозгом. Она никого не узнает, забывает элементарные вещи. Всего лишь раз прийдя в себя, она смогла назвать ваш номер.
- Мо-ж-но к ней? - заикаясь, спросила Татьяна.
- Да, конечно, но то, что вы увидите, зрелище не из приятных.
Поглубже вдохнув, Татьяна, вслед за доктором, вошла в палату.
На больничной панцирной койки у самого окна лежала женщина, по виду старше самой Татьяны. И лишь кудрявые, пшеничного цвета локоны, позволили Татьяне признать в ней дочь.
Метаясь в агонии, Лиза тихо шептала единственное слово. Услышав которое, Татьяне больно резануло в груди.
- Мама! Мамочка! - вторила Лизавета, - мама, прости, я так виновата.
Татьяна осторожно присела на край кровати, - тише, тише, мама здесь, мама рядом.
В памяти всплыли отдельные картинки из далекого прошлого.
- Это полностью моя вина, - крутилось в голове у Татьяны.
Татьяна повернулась к доктору, чтобы задать вопрос. Но он и так все понял без слов.
- Ей уже ничем не помочь. Нет таких клиник, что возвращают с того света. Может быть полгода назад ещё что-то и можно было сделать. А теперь... Она вряд-ли переживёт эту ночь.
Из глаз Татьяны брызнули слезы. Она наклонилась поближе к дочери и поглаживая по волосам, стала просить, - Лиза, детка, открой свои глазки. Мы так виноваты перед тобой. Прости нас, милая.
Лиза на секунду открыла глаза. Взгляд был ясным и сознательным. Татьяна знала, что так бывает перед самым концом.
- Я так люблю вас, мама, - сказала Лиза из последних сил.
Вдруг девушка громко закричала, начала извиваться, как уж на сковородке. Затем забилась в конвульсиях и в последний раз взглянула на мать.
Когда же Валера, запыхавшись, вбежал в палату, на его дочь уже накинули белую простыню.
Дорогие мои подписчики, от всей души благодарю вас, что остаетесь со мной, что ставите лайки, комментируете. Так же приглашаю присоединиться к нашей дружной компании тех читателей, которые этого еще не сделали. С уважением ваш канал Всегда Разная 💖.