Найти тему
Записки кочевников

Что случилось с фирменными поездами?

Мне иногда кажется, что в РЖД многие вещи делаются по принципу "Пассажир должен страдать".

Помню, как ехали летом в Армавир в момент, совпавший со временем проведения Чемпионата мира по футболу. И все вагоны с кондиционерами, по словам проводников, были переброшены на чемпионатные направления.

Помните этого персонажа из другой эпохи? Стрелочки как раз показывают направления, по которым разошлись все нормальные вагоны
Помните этого персонажа из другой эпохи? Стрелочки как раз показывают направления, по которым разошлись все нормальные вагоны

Остальные же обслуживала доживающая свой век рухлядь. Было безумно жарко. А когда поезд встал на перегоне на техническую остановку, которая продлилась час, вагон, постоявший на 30 градусной жаре, превратился в настоящую русскую баню.

Хорошо, если можно выйти подышать, но на технических остановках, как правило, нельзя
Хорошо, если можно выйти подышать, но на технических остановках, как правило, нельзя

Кондиционер - это другая крайность. Постоянная борьба между теми, кому всегда холодно, и теми, кому жарко, в условиях когда адское устройство слабо или вообще не поддаётся регулировке - это классическая русская забава в поезде.

А эти эргономически выверенные места для удара головой в вагоне! Кажется, дизайнеры специально предусмотрели, чтобы без шишек не ушёл ни один пассажир.

Ну, и, конечно, стандарты сурового железнодорожного обслуживания. Конечно, всегда есть приятные исключения, и их немало, но в массе своей проводники - люди, от работы уставшие и... не очень клиентоориентированные.

Раньше спасением от стандартов РЖД были фирменные поезда.

Само понятие "фирменный поезд" пришло ещё с советских времен. Первый такой состав под названием "Красная стрела" начал курсировать между столицами в 1931 году.

Отправление ровно в 23.55
Отправление ровно в 23.55

С тех пор каждый фирменный поезд помимо стандартного номера имеет собственное имя, отправляется с первой платформы, идёт быстрее, чем скорый и прибывает, как правило в столицу.

Помню, как поезд трогался с перрона под "Прощание Славянки". И это как-то сразу настраивало на хорошую дорогу.

Москва. Павелецкий вокзал
Москва. Павелецкий вокзал

Лучшими из фирменных были, на мой взгляд, вагоны ТКС. Купе с телевизором, возможностью заказать напитки, выбором питания, включённого в стоимость купейного билета. Особая атмосфера, если едешь с детьми - всегда приятные и полезные подарки: настольные игры, сумочки, подушечки.

У них даже слоган был: "Территория Классного Сервиса". Это было действительно так
У них даже слоган был: "Территория Классного Сервиса". Это было действительно так

Особенно запоминались новогодние презенты от ТКС.

Мило, правда?
Мило, правда?

Потом вдруг вагоны ТКС внезапно исчезли. Их место заняли стандартные вагоны ФПК.

Оказалось, частная компания ТрансКлассСервис, эксплуатировавшая собственный парк вагонов дальнего следования, свернула это направление деятельности в конце 2020 года.

Всё направления регулярных перевозок, на которых курсировали вагоны ТКС отошли к "дочке" РЖД, фактически государственной Федеральной пассажирской компании.

Такие вагоны ТКС остались только на фото
Такие вагоны ТКС остались только на фото

ТКС сфокусировала свою деятельность на другом направлении - железнодорожном туризме. В частности, сейчас она организует поездки на собственном туристическом ретро-поезде "Золотой орёл".

Это направление компания развивала и раньше, но теперь оно стало основным. Первые "Золотые орлы" ходили из Москвы до Владивостока и Пекина.

В настоящее время поезд осуществляет железнодорожные круизы в Улан-Батор (Монголия), Иркутск и Улан-Уде.

Стоимость поездки не сравнится со стоимостью проезда на обычном фирменном поезде. Она стартует от 500 000 рублей с человека. Проезд действительно "золотой", но стоит иметь в виду, что "Орёл" входил в топ-25 лучших поездов мира по рейтингу Международного общества любителей железнодорожных путешествий.

Интерьер поезда "Золотой орел". Фото из сети
Интерьер поезда "Золотой орел". Фото из сети

А что же изменилось в обычных фирменных поездах?

Ехали в Астрахань фирменным поездом Андрей Тульников.

Поезд астраханцы назвали в честь своего земляка-сапера Героя Советского Союза.

Кроме героического имени фирменный поезд ничем похвастаться не может: старые скрипучие вагоны, незастеленные полки (хотя по правилам верхние полки в фирменных поездах застилает проводник), отсутствие элементарно мыла в санузеле. Ни о каких дополнительных сервисах речи нет.

Единственное, при бронировании билетов есть разделение на мужские, женские и смешанные купе, что не всегда плюс. При бронировании на большую компанию (как было у нас) определённо, добавляет неудобств.

Вокзал в Астрахани.
Вокзал в Астрахани.

Вспомнилась история из другого "фирменного" поезда - номер 17 "Саратов".

Вокзал в Саратове
Вокзал в Саратове

В купейном вагоне ночью стоял отчетливый запах санузла. Когда на утро к нам заглянул улыбающийся начальник поезда с вопросом, все ли в порядке (есть сейчас такая практика в поездах - начальнику поезда проходить по вагонам и делать запись бесед с пассажирами), мы прямо обозначили проблему.

"Я вам объясню, почему так происходит" - живо отрапортовал начальник поезда.

Получается, и о проблеме, и о причинах её возникновения они прекрасно знают! После того, как мы объяснили, что нам в принципе не важно, отчего в купе проникает неприятный запах, но хотелось бы, чтобы при поездке на фирменном поезде этого не было, нам пообещали компенсацию бонусами РЖД. Которую мы, к слову, так и не получили.

В конечном счёте, получается интересная ситуация. У нас либо супер-элитные частные круизные вагоны, либо скатывание к сервису а-ля 90е. Золотая середина просто смыта с рынка с уходом частных вагоновладельцев среднего класса.

И это печально. Особенно при особой любви россиян к путешествиям под стук железных колёс.

Путешествия как ожидание чуда
Путешествия как ожидание чуда

А вы сталкивались с низким качеством фирменных поездов? Может, нам просто дважды не повезло?