9,3K подписчиков

Айзек Азимов "Приход ночи". Что ждет цивилизацию, когда нагрянет тьма?

536 прочитали

С тех пор, как я прочитал в тринадцать лет первый сборник рассказов Айзека Азимова, его произведения для меня всегда играют особую роль. Я не такой уж большой любитель твердой, чуть ли не стальной научной фантастики. Все-таки читать об открытиях физиков, химиков и прочих, конечно же, интересно, но и всяких приключений хотелось бы. А это непосильная задача для большинства фантастов. Поэтому и выходят обычно, а сейчас особенно, то нудятина, то "прыгнул вправо, плюнул влево, а хотел через плечо".

А вот Азимову как-то удавалось писать так, что было интересно. Кстати, разочарую критиков Азимова: он был не только писателем, но и ученым-биохимиком. Вопросы мироздания, зарождения жизни, изучение астрофизики, сами понимаете, тоже он не мог не изучать. Так что если где-то в чем-то Азимов и ошибся, то это вызвано научными представлениями его времени. А время это немалое: 40-90-е годы прошлого столетия.

С тех пор, как я прочитал в тринадцать лет первый сборник рассказов Айзека Азимова, его произведения для меня всегда играют особую роль.

А вот чего не занимать в его произведениях, так это парадоксальной тематики. Посудите сами: убийство на планете, где людям становится плохо от одной только мысли, что другой человек может находиться поблизости. Или временные парадоксы, требующие глубокой стратегии, ведь на кону судьба человечества. Или распланированное будущее всей межгалактической цивилизации? Это лишь малая толика тем, на которые писал Азимов.

А планета Лагаш, не знающая тьмы, ведь вращается она вокруг шести звезд! И что произойдет с миром этой планеты, если однажды наступит тьма? Если однажды затмение скроет единственное на тот момент солнце, освещающее небосклон?

Исследования ученых категоричны: раз в 2049 лет цивилизация на Лагаше гибнет, а потом возрождается несколько тысячелетий.А так - раз за разом. И очередной временной цикл уже не за горами. Однако еще есть время, чтобы если не спасти все и всех, то хотя бы сохранить знания, накопленные предыдущими поколениями.

Неужто страх темноты окажется сильнее разума? О, те же ученые, как оказывается, могут превратиться в диких зверей. Впрочем, о чем я? Никак детали сюжета раскрыл? Ай-ай-ай...

Конечно же, изначально был рассказ. Азимов на позднем этапе творчества не раз переделывал ранние рассказы в романы. В том числе и в соавторстве. Так, роман 1990 года "Приход ночи" - это совместная с Робертом Силвербергом переработка одноименного рассказа 1941 года. А вот его первоиздание в США -

С тех пор, как я прочитал в тринадцать лет первый сборник рассказов Айзека Азимова, его произведения для меня всегда играют особую роль.-2

Советский читатель познакомился с рассказом "Приход ночи" в 1966 году благодаря издательству "Мир" и его серии "Зарубежная фантастика".

С тех пор, как я прочитал в тринадцать лет первый сборник рассказов Айзека Азимова, его произведения для меня всегда играют особую роль.-3

Но все же я рекомендую не начинать чтение с рассказа. Лучше сначала познакомиться с романом, а потом - с рассказом. Почему? Хотя бы из-за разной концовки. Ага, проговорился, но самую малость.

Для любителей настоящей научной фантастики.