Найти в Дзене
Надежда Булыгина

Польза игры на блокфлейте для часто болеющих детей и детей с ОВЗ в дошкольном возрасте

Количество часто болеющих детей и имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Ряд речевых нарушений в своей симптоматике имеют нарушения физиологического и речевого дыхания. Дошкольникам с речевой патологией, прежде всего, необходимо развивать объем легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте формировать грудобрюшной тип дыхания. Приближение этих показателей к норме позволяет в дальнейшем перейти к развитию речевого дыхания, так как грудобрюшной тип дыхания является базой для формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание. И в этом случае блокфлейта является отличным тренажером для развития и тренировки произвольного выдоха, способствует постепенному освобождению от мышечного напряжения, вентиляции легких, гипервентиляции мозга. Благодаря этим занятиям дети реже болеют. Проблема сохранения здоровья напрямую связана с состоянием дыхательной системы. Правильное дыхание насыщает кровь кислородом, укрепляет организм, повышает иммунитет. Игра на блокфлейте развивает дыхательный аппарат, увеличивает объем легких. Известно, что дети с диагнозом «астма», в зависимости от формы и степени тяжести заболевания могут лучше контролировать приступы или даже могут полностью излечиться при условии систематических занятий игры на блокфлейте и соблюдении всех рекомендаций лечащего врача. Полученный на занятиях опыт саморегуляции дыхания позволяет им самостоятельно облегчать течение приступа, быстро снимать спазм, управлять своим состоянием. Наиболее полезна игра на блокфлейте для детей, имеющих проблемы в развитии речи – тяжелые нарушения речи. Блокфлейта помогает добиваться успехов в коррекции и преодолении недостатков развития, выражающихся в недоразвитии речи и имеющих, как правило, множественные психомоторные проявления. Педагогическая значимость обусловлена тем, что овладение основами игры на блокфлейте теснейшим образом связано с речевым, интеллектуальным, физическим, эмоциональным и нравственным развитием личности. Благодаря игре на блокфлейте у детей активизируется речь (пение, игра в «музыкальные сказки»), улучшается распределение дыхания, слухомоторная координация. Становится выше уровень общей физической подготовки (хорошая осанка, поставленный корпус),улучшается координация движений, мелкая моторика. Улучшается память: быстрее заучивают песни, танцы, стихи, лучше понимают вербальные и невербальные жесты. Развитый музыкальный слух и хороший фонематический слух взаимосвязаны и являются условием для освоения иностранных языков. Дети овладевают навыками правильного дыхания; реже болеют. Приобретают умения работать в коллективе, организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, видеть красоту музыкального произведения, слышать и слушать музыку, передавать впечатление о прослушанном словами, быстрее осваивают чтение (чтение знаков, нот), математические понятия (количество и счет, выше-ниже – как абстрактные слухомоторные понятия). В процессе обучения дети приобретают способность работать в команде; оказывать посильную помощь, взаимоподдержку и терпение, позитивно оценивать свои исполнительские способности и навыки, проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Упражнения для развития речевого дыхания могут быть использованы для проведения сравнительной диагностики в начале и конце обучения. − «Паровоз»: кто дольше будет тянуть длинные ноты. − Сыграй песню на одном дыхании («Барашеньки», «самолёт»...). Упражнения для развития речевого дыхания учащихся компенсирующей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи проводятся совместно с учителем-логопедом: «Волшебные пузырьки» (дети дуют через трубочку в стаканчик с водой), «Летний ветерок» (дуют на бабочек на ниточках), «Воздушные пёрышки» (сдувают пёрышки с ладошек), «Футбол» (задуй шарик в ворота), «День рождения» (надуй воздушный шарик).Диагностические мероприятия, которые проводятся с участием медицинского персонала следующие: − Пикфлоуметрия (тест на предельную скорость потока воздуха при выдохе), позволяет оценить состояние работы органов дыхания. Показатель значения пиковой скорости выдоха указывает на наличие или отсутствие спазма дыхательных путей. Чем выше показатель, тем легче воздуху проникать в бронхи. − Измерение индекса сатурации с помощью пульсоксиметра. Определение уровня насыщения кислородом в артериальной крови.

В этой статье использованы фрагменты статьи: "Обучение дошкольников игре на блокфлейте как здоровьсберегающая технология, в работе с детьми, имеющими нарушения речи", которая опубликована в Белгородском институте развития образования БЕЛИРО. Авторы Булыгина Н.С. и Копылова Т.К.
В сборнике "Здоровьеориентировнное образование: теория и практика", также опубликованы материалы участников Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой проблеме формирования здорового образа жизни детей и подростков.
https://beliro.ru/dajdzhest-publikaczij/