«Я докажу, что ты мне не нужен!»: как возникает контрзависимость
Они не спешат сближаться с другими людьми, боятся доверительных отношений, выглядят сильными и неприступными… Все это признаки контрзависимости, которая очень часто сочетается с созависимостью. Объясняем, как это происходит.
Я начала обращать внимание на признаки контрзависимости после знакомства с книгой американских психологов-практиков Берри и Дженей Уанхольд «Бегство от близости. Избавление ваших отношений от контрзависимости — другой стороны созависимости». Авторы излагают в ней свою «теорию систем развития»: по их мнению, как каждый человек, так и все человеческие сообщества (супружеские пары, группы, организации, национальные государства) проходят четыре этапа развития:
созависимость,
контрзависимость,
независимость,
взаимозависимость.
Для того чтобы человек мог перейти к следующему этапу, предыдущий должен быть завершен.
ПЕРВЫЕ ЭТАПЫ ОТНОШЕНИЙ
Созависимость
Этап созависимости формируется в возрасте от зачатия до шести месяцев, если ребенку не удалось выработать привязанность к родителям. Это происходит в тех семьях, где родители не считаются с детскими потребностями и не дают безусловной любви, частого телесного и зрительного контакта.
А ведь это важная потребность: любой ребенок нуждается в том, чтобы его часто брали на руки, прикасались к нему, пели, гладили по голове и ласково с ним разговаривали. Уже в этом возрасте нужно уважительно относиться к чувствам детей и их первым попыткам познавать мир.
Если они всего этого не получают, то в зрелом возрасте у них развиваются созависимые привычки, они вступают в созависимые отношения, пытаясь таким образом удовлетворить потребности, оставшиеся без внимания в детстве.
Контрзависимость
Этап контрзависимости начинается примерно в шесть-семь месяцев и длится приблизительно до трехлетнего возраста. Дети начинают физически и эмоционально выходить из-под опеки родителей. Они испытывают естественное любопытство к миру, стремятся к самостоятельности и сопротивляются всему — кормлению, одеванию и так далее. Поэтому это время еще называют «периодом ужасных двухлеток».
Девиз ребенка в этом возрасте: «Я могу все делать сам. Я докажу, что ты мне не нужен»
Если родители выдержат это силовое противоборство, то дальше, в пять-шесть лет, ребенок будет вести себя более покладисто. На этапе до трех лет должно произойти психологическое отделение ребенка от родителей и его «психологическое рождение».
Но в случае, если в первый год жизни родители не уделяли малышу достаточно внимания и безусловной любви, а на втором и третьем году не позволили ему стать эмоционально независимым, то с ребенком происходит то, что психологи называют травмой развития. В результате такой человек в зрелом возрасте остается созависимым или контрзависимым.
ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ
Мои наблюдения показывают, что большинство моих клиентов — выходцев из проблемных семей — сочетают признаки созависимости и контрзависимости.
Возьмем, например, Елену. Она пришла за психологической помощью после развода с пьющим мужем. В браке супруги прожили три года. Молодая, красивая, ярко одетая, успешная бизнес-леди. Хорошо зарабатывает, держится уверенно. Демонстративно отвергает алименты мужа — мол, обойдемся без твоей помощи. В автомобиле она любит ездить только на водительском кресле, не может сидеть рядом как пассажирка.
В то же время Елена запуталась в отношениях с мамой — не может ее ослушаться. Они часто конфликтуют. Но без мамы обойтись Елена тоже не может, и дело не только в том, что та нянчит ее маленькую дочку, свою внучку. Для Елены очень важно, чтобы мама одобряла ее выбор, была довольна ее поведением. Бывают у этой cамоуверенной бизнес-леди и периоды тревоги, слез, почти отчаяния. Тогда она дает себе команду «Не раскисать!» и снова с головой погружается в работу.
Я вижу в Елене сочетание черт созависимости и контрзависимости. Она только демонстрирует завышенную самооценку, но в глубине души ничего хорошего о себе не думает. Отчаянно боится одиночества, но и доверять мужчинам не может.