Скажите, как вы воспринимаете всякого рода субкультуры? Аниме, допустим, всякого рода исторические реконструкции, фанатские сообщества по «Сумеркам», «Гарри Поттеру», комиксам, поклонников настольных игр, квестов и так далее? Правильно, как развлечения. Это и есть развлечения. При всем уважении ко всем людям, кто в той или иной степени в эти и другие субкультуры вовлечен, это является, так или иначе, развлечением – ну, кроме тех, наверное, кто сделал это профессией и имеет доход, допустим, с изготовления костюмов, артефактов, с макияжа, фото и видеосъемки и тому подобное.
Все это – развлечения, и относиться к этому нормально именно как к развлечению. Странно выглядят люди, устраивающие скандал на какой-нибудь интеллектуальной игре соседу по команде за то, что он дал неправильный ответ. Или выговаривающие в длиннющем чате под чьей-то аниме-фотосессией автору за недостаточную длину волос или лишнюю полоску на чулке. Токсичность ли это? О да. Именно токсичностью, в моем понимании, является «звериная серьезность» по отношению к тому, к чему так серьезно относиться явно не стоит.
Не спорю, образ жизни, который мы сами себе выбираем, очень важен, не менее важен, чем вопросы близких и дружеских взаимоотношений, финансов, здоровья, жилья, образования, профессиональной реализации и прочих подобных вещей. Но всегда ли на мельчайшие огрехи наших единомышленников нужно реагировать так, как будто самому образу жизни угрожает опасность? Может ли обнаруженная на комоде пылинка стать причиной землетрясения, которое разрушит дом? Не может, поэтому и реагировать на нее подобным образом не стоит.
Откуда же подобная реакция берется, в чем истоки этой «звериной серьезности»? Да, все верно, в тех же самых детских травмах. Если каждому проступку ребенка придавалось особое значение, если брошенный мимо корзины для белья носок вызывал у родителей сердечный приступ, не мудрено, что ребенок и во взрослую жизнь перенес подобное отношение к вроде бы мелочам. Ему просто никто не объяснил, что является действительно важным, а что нет, или же ребенок так сильно мешал родителям самим своим существованием, что любые его проявления в доме воспринимались крайне болезненно.
Всякое может быть, но результат один – любую мелочь в деле, которое он считает для себя важным, такой бывший ребенок считает очень значительной и относится к ней с гипертрофированной серьезностью. Он выбрал, допустим, эту субкультуру, или эту профессию, или эту квартиру, или этот свой внешний образ в качестве средства самовыражения и даже самоутверждения, поэтому любое несоответствие реальности его представлениям о ней будет такого бывшего ребенка страшно расстраивать. Почему? Потому что родители научили его, что такие вещи должны расстраивать, что на них надо чрезмерно остро реагировать, и никто не учил его, что может быть по-другому.
Что важно? Подобную «звериную серьезность» не стоит отождествлять с чувствительностью – мне кажется, что дело тут совсем не в этом. Чувствительность – особый склад человеческой натуры, особенность личности, она не появляется и не проявляется в результате травмы. Чувствительный человек будет чувствителен во всем. А вот «звериная серьезность» - именно результат травмы, такой человек может быть совершенно невосприимчив к чувствам других людей, относиться с пренебрежением к ущемлению их нужд, не замечать чужие страдания. Травма – это всегда точка, всегда довольно узко определенная область, и именно она будет болеть, если на нее нажать, все остальные области психики никак на это нажатие не реагируют.