Посмотрите на рублёвского «Спаса», кожей всего вновь коричневого, как и ангелы в его же «Троице». «Спас» крайне нереалистичен и схематичен. Не бывает ни таких носов у людей, ни ртов. Брови выщипаны рейсфедером. Разве что глаза с такими кругами от недосыпа ещё встретишь. Или и они подкрашены тенями для век? Символизирует, конечно, страдание. Что ж ещё! Тем самым подчёркивается духовность облика и его, в конечном счёте, общая нечеловечность, даже надменная надчеловечность. В каком смиренном презрении к смотрящим у персонажа сложены губы, а! Стало быть, парень в лёгководолазном. На задании. Надмевает учительность. Девушки! Вы пошли бы за такого гордого замуж? И как бы жили? Жареной картошкой с солёными огурцами такого разве накормишь? Амбросию ему подавай. Нектар. Шампанского. Устриц.
Сравните с «Христом в пустыне» И. Н. Крамского. Это ж небо и земля! Сразу видишь, где страдающий Бог, а где только принципиальная схема Бога. Как приложение к старым советским телевизорам. Для понимания и ремонта. Выпаивания и замены сопротивления. И облик у Христа И. Н. Крамского реалистично еврейский. И этому Богу, этому человеку русское сердце разрывается от сочувствия.
2018.09.10.