Участвует ли Ваша дочь в домашних делах? Есть ли у нее какие-то посильные домашние обязанности, например, загружать посуду в посудомойку?
Частый вопрос любым родителям подросших детей с ОВЗ - есть ли какие-то бытовые навыки и обязанности по дому. Да, действительно, когда ребёнок растёт, то и в саду, и в школе, и дома ребенок осваивает бытовые дела - подмести, помыть за собой кружку, заправить постель, сложить свои игрушки, вещи в шкаф. Элементарно для школьника - поддерживать порядок на столе своем и на полке с тетрадями.
Кто не понимает где он - это канал матери ребенка с ОВЗ. Дочь с аутизмом. Здесь не история успеха. Дочери 15 лет. Не говорю на нее "больная", а на других - "здоровые". В своих статьях ментально сохранных людей и детей называю термином "нормотипичный", чтоб было, заменяя этим слово "здоровый".
Папа не сбежал.
Я вам скажу, что я горе-родитель в этом отношении. Я настолько "как квочка" хожу за своими домашними, что никогда не требовала ни с кого и ни чего. Мало того, я и сама не то, чтоб фея бытовых дел и не драю квартиру три раза в неделю просто так и раз в неделю "генеральная уборка". Помню, что у нас в семье как-то было, что по субботам уборка - пыль, пропылесосить, полы, убрать на столе. Но что-то это мне не передалось.
Я не люблю особо убирать. Я не люблю грязную посуду, которая стоит и воняет, поэтому сразу же все составляю в посудомойку, но при этом у меня все вещи висят на стуле ))) Я не глазу носки и трусы членов семьи и не раскладываю по их полочкам. Да, все должно быть чистое, особенно кухня и сан узлы и пыли на столе не было. Остальное - без фанатизма.
Поэтому я упустила этот момент - приучение ребёнка к помощи по дому. Сначала я считала, что она еще маленькая и не сможет. Потом, мне было сделать проще самой, чем триста раз повторять и показывать. Я понимаю, что это вообще не правильно, от слова совсем. Но все же у меня линия поведения "лучше полчаса подождать, чем два часа уговаривать". Наступит момент и достаточно будет два раза показать и просто потом напоминать, чем ходить и вдалбливать навык целый год.
Было дело, я уже писала статьи на эту тему:
Я не скажу, что дочь не поймёт, если я ей расскажу и покажу как и что делать. Конечно, для неё по дому есть посильные дела. Разобрать посудомойку она может. Но это я должна её позвать, попросить, стоять над ней, постоянно контролировать голосом (иначе после одной тарелки уйдет). Отнести грязное белье в машину - может. Но для этого нужно ей сказать, проконтролировать голосом опять же.
То есть ничего не становится ритуалом или обязательным действом. Потому, что ей это не нужно, не интересно. В принципе, её никогда и не интересовало что там мама на кухне делает или в ванной (так, как это бывает у нормотипичных и не только детей - делать как мама).
Опять же, у меня и самой нет каких-то ритуалов и расписание домашних дел. Придумать день, когда дочь будет знать, что нужно убираться в комнате? Ну так я сама это правило и нарушу - встану утром и мне станет лень. А дочь не будет требовать "вторник! пылесос!". Ей это тоже не нужно. Стремления к порядку у неё нет. Мятая ли, грязная ли одежда - ей все равно.
Поэтому нет, сама дочь не участвует в домашних делах - нет интереса к ним. Обязанностей у неё тоже нет - я и сама все могу сделать, а ей это не нужно. Может ли она сделать и можно ли её научить? Можно. Она поймёт. Но оставить её на самостоятельное выполнение вряд ли получится.
#навыки_при_аутизме #аутизм_и_семья