Найти тему
Думы и размышлизмы

Кризис еврозоны нарастает

Очевидно, что у еврозоны серьезные проблемы. Еврозона настолько сильно зависит от Германии, что последствия тех экономических потрясений, с которыми Берлин сейчас сталкивается, скоро будут ощущаться по всему континенту. "Если падет евро, падет и Европа" , – заявила бывший канцлер Германии Ангела Меркель на пике кризиса суверенного долга 2010 года.

Германия впервые за несколько десятилетий зафиксировала дефицит торгового баланса. Хотя дефицит счета текущих операций в размере одного миллиарда евро может показаться не таким уж и большим, это плохой знак для Германии, чей экономический рост в основном зависит от ее экспорта. Это в обязательном порядке повлияет и на еврозону. до этого года Германия была единственной крупной страной-участницей еврозоны с неизменно положительным сальдо торгового баланса.
Поэтому неудивительно, что по мере того, как слабеет Германия, евро быстро теряет в цене не только по отношению к доллару, но и даже по отношению к швейцарскому франку.

"Нехватка сырья и материалов, проблемы в энергетике, высокий уровень инфляции и рост процентных ставок – эти проблемы для экономики Германии сейчас сильнее, чем когда-либо прежде". Президент Центробанка Германии Йоахим Нагель (Joachim Nagel) предупреждает, что осенью уровень инфляции вырастет до 10% из-за стремительного повышения цен на газ и электроэнергию. Чтобы подготовиться к тому, с чем им предстоит столкнуться в ближайшем будущем, домохозяйствам посоветовали взять прошлогодние счета за электроэнергию и умножить общую сумму на 2,5.

Конечно, все перечисленные проблемы коснулись не только Германии. Но её спад делает внутреннюю слабость еврозоны все более очевидной.

В прошлом году государственный долг Греции составил 200%. А после двух лет введения и отмены локдаунов уровень долга Испании и Италии тоже вырос до 120% и 155% от ВВП соответственно. В июне государственный долг Италии достиг головокружительной отметки почти в 2,8 триллиона евро.

Очевидно, что еврозона оказалась в опасном положении. Тем не менее, еще слишком рано предсказывать ее крах. Европейские элиты, еще теснее привязавшие себя к Евросоюзу и его несовершенным структурам, сделают все, чтобы ее сохранить. Но по мере того, как в Германии разворачивается кризис еврозоны, вера общественности в дальновидность проевропейской элиты будет продолжать слабеть.

Германия пытается винить украинский конфликт во всех серьезных проблемах, с которыми сейчас сталкивается Европа.
Поступая таким образом, она пытается уклониться от ответственности за свои прошлые ошибки. В конце концов именно недальновидное решение отказаться от атомной энергетики, принятое Ангелой Меркель в 2011 году, повлекло за собой злополучную зависимость Германии от российского газа – и это стало одной из главных причин нынешнего энергетического кризиса.

Расплачиваться за прошлые ошибки придется простым гражданам. Но кто будет платить, если рухнет вся еврозона, особенно если ведущая экономика региона не в состоянии справиться со своими собственными кризисами?