Пройдя процесс покупки автомобиля в Португалии, я заметил некоторые особенности местного авторынка и законов, которые могут открывать большие возможности для людей, занимающихся бизнесом в сфере покупки-продажи авто. Решил выделить 5 фактов, поехали:
1. Искать автомобиль стоит на всех онлайн площадках, не полагаясь на одну-две основных
Основными сервисами поиска поддержанных автомобилей являются OLX и Standvirtual, однако я купил автомобиль на Marketplace Facebook, вы слышали про такой? И я нет, а португальцы (и другие европейцы?) активно им пользуются, и пусть вас не смущает отсутствие описания или фотографий - это нормально. Кроме этого автомобиль можно найти просто через знакомых португальцев, спросив у них а не продает ли кто-то из его друзей случайно автомобиль. Шансы таким образом купить авто меньше чем в интернете, но это тоже работает.
2. Договор купли продажи не составляется
Выбрали автомобиль? Не удивляйтесь, что сделка не будет оформлена в привычном виде с договором, ценой и подписями. Вместо этого в специальной конторе нужно с документами старого владельца перерегистрировать автомобиль, сделать это можно даже без продавца (!), а документы на нового собственника придут по почте.
3. Налог на прибыль не платится
Налог на прибыль с купли-продажи автомобилей не платится, а цена автомобиля вообще нигде не фигурирует. Есть закон, что нельзя более 3000 евро с такой сделки получать наличными и нужно проводить через банк, но на практике это редко соблюдается. Это ли не рай для перекупов?
4. Дорогая страховка
Минимальная страховка по типу ОСАГО не будет стоить меньше 300 евро в год, а по факту - сильно дороже в зависимости от страхового и водительского стажа. Полная страховка по типу КАСКО обойдется в 2 раза дороже, а автомобили старше 8 лет вообще не охотно страхуют по такой страховке.
5. Консервативный рынок
Консервативные португальцы очень недолюбливают автоматические коробки, поэтому рынок более чем на половину состоит из авто с ручной коробкой. Кроме этого предпочитают дизель, чтобы экономить условные 10% на топливе - что кстати очень сомнительно из-за дорогого ремонта дизелей и стоимости дизельного топлива. Я пишу эту статью в сентябре 2022 и сейчас дизель стоит дороже бензина по неведомой мне причине.
Подводя итог, хочу сказать, что португальский рынок отличается от российского буквально во всем, кроме, пожалуй, любви людей к автомобилям, ну а я же выделил только 5 фактов, которые меня действительно удивили.
Я планирую также рассказать об особенностях стиля вождения, правилах дорожного движения и штрафах.