Концептуальное продолжение прошлой статьи, в которой я затронул современную западную пропаганду против России. То, как она адаптируется и эволюционирует "по Дарвину", как она химеризирует основной метод, но при этом не меняя конечной цели. Так же я отсылал к символу самой гнуснейшей и лживой пропаганды - Йозефу Геббельсу, к министру пропаганды Третьего Рейха и ближайшему сподвижнику Гитлера. Собственно, здесь я хочу вспомнить некоторые моменты из тогдашней Западной информационной войны, чтобы вы, уважаемые читатели, как в рекламе - могли сравнить "До" и "После".
В качестве компании по подготовке к вторжению в СССР, которое должно было произойти намного раньше 22 июня (просто Муссолини в Греции подвел Гитлера, и тому пришлось направить войска на помощь союзнику), правительство Третьего Рейха развернуло масштабную пропагандистскую агитацию и уже к началу июля 1941 года, слова "Россия" и "русский" были официально запрещены для употребления в печати. Прессе также запретили публиковать любую информацию о русской культуре. Вместо слов "русский народ" нужно было использовать термин "население", вместо слова "Россия" - "Восточная европа" или "Восток". Геббельс про это писал в личном дневнике:
По моей просьбе фюрер налагает запрет на русских писателей и композиторов. Пока на всех.
Но этого для грязного дела пропаганды было явно мало. Помимо общеизвестных пропагандистских ярлыков вроде "еврейско-большевистское государство" или так называемых "жидобольшевиков", пропагандистскому аппарату Третьего Рейха, необходимо было представить русский народ как "унтерменшей", то есть недочеловеков.
Соответственно, началась компания и по "монголизации" Советского союза и советской армии. Главным персонажем, являвшимся образом русского человека, стал яростный азиат - монгол или бурят, олицетворяющий собой всё русское общество.
Для создания такой картины, среди советских военнопленных тщательно отбирались люди азиатской расы (а еще лучше - с какими-нибудь физическими дефектами: косоглазием, оспинами и т.д). Этих азиатов показывали немецкому народу в еженедельной кинохронике, как самых обычных солдат "большевистского режима".
Цель пропаганды Третьего Рейха была в том, чтобы наглядно показать немецкому обывателю - против кого идёт война на восточном фронте. По замыслу пропагандистов, немецкий солдат воевал против "монголоидной дикой орды", управляемой "жидобольшевиками". Что, мол, на фронте идёт борьба "арийской расы" против "восточной угрозы в лице новой орды Чингисхана". Этих азиатских военнопленных на кинохронике, диктор комментировал фразами вроде: "Вот всего лишь несколько примеров страшного большевистского недочеловека...".
И знаете что? А это работало! В результате пропагандистской компании, выдуманная "монголо-бурятская орда", не имеющая никаких понятий о морали и нравственности, стала настоящим кошмаром для жителей Третьего Рейха. А знаете, как выглядел самый обычный пропагандистский немецкий плакат времен Великой Отечественной? А очень незамысловато: за спиной дикого и злобного монголо-бурята, высился хитрый и жестокий еврейский комиссар...
Русских изображали природными рабами и "биороботами", совершенно чуждыми всяческой культуре, дикой и необразованной азиатской толпой, бездумно исполняющей прихоти "жидобольшевиков".
Причем все эти мифы о необразованности и дикости тогдашней России абсолютно не соответствовали истине. Более того - Советская Россия была одной из самых читающих стран в мире, а русский народ определенно был народом тянущимся к знаниям. Вот например, как про русских писала американка Шейла Фицпатрик, которая посетила СССР в 30-ые годы:
Даже в свободное время, после работы и учебы, советские граждане были заняты самосовершенствованием. Каждый, кто бывал в СССР в 1930-е гг., отмечал среди его населения страстную любовь к чтению и тягу к знаниям. Пушкинский юбилей в 1937 г. стал национальным праздником, в свет выходили объёмистые издания русской литературной классики XIX века. Популярный еженедельник „Огонёк“ в 1936 г. вёл постоянную рубрику „Культурный ли вы человек?“, дававшую читателям возможность проверить свои знания. Культурный советский человек должен был знать названия пяти пьес Шекспира, пяти марок советских автомобилей, четырёх рек в Африке, трёх типов военных самолетов, двух поэм Генриха Гейне, двух советских ледоколов, имена семерых стахановцев и двух представителей утопической социальной мысли...
Но пропаганда делает свою грязную работу. И правда ей абсолютно не интересна. Что в прошлом веке, что сейчас в 2022 году. А "нужные" термины, на самом деле, крайне важны в дискурсе пропагандистской работы. Правильно подобранный термин уверенно занимает своё место в "ячейке" мозга, и после его становится очень трудно оттуда выкорчевать.
Благодарю за внимание.