Фильм Нила Маршалла "Псы-воины" (Dog soldiers, 2002) довольно неплохо прошёл в прокате и получил в основном хвалебную критику, в результате чего на постановщика посыпались многочисленные предложения по съёмкам других фильмов в жанре хоррор. Маршалл не особо горел желанием снимать ещё один ужастик, опасаясь ярлыка "режиссёр фильмов ужасов", но в итоге согласился поставить "Спуск", заявив, что он во многом отличен от "Псов".
Поначалу по сценарию предполагалось, что половина героев будет мужчин, а половина женщин, поскольку, в то время это ещё считалось нормой, но Маршалл вопреки устоявшемуся обычаю решил набрать на главные роли одних только девушек. Дабы более правдоподобно изобразить героинь, он обратился за советом к своим знакомым противоположного пола. Вот как он объяснил самое главное различие в поведении своих героинь по сравнению с героями его предыдущего фильма: "Женщины обсуждают свои чувства по отношению к определённой ситуации, чего бы никогда не сделали герои в «Псах-воинах»".
Также, чтобы зрителям было проще различать героинь и сделать их группу более международной, в отличие от чисто британского ансамбля в "Псах-воинах", он каждой героине придумал свой акцент. Соответственно и актрисы все собрались из разных стран: Шона МакДональд (Сара) выросла в Шотландии, Натали Мендоса (Джуно) родом из Гонконга, Алекс Рид (Бет) родилась в Англии, Саския Мюлдер (Ребекка) родом из Голландии, МайАнна Бёринг (Сэм) - из Швеции, а Нора-Джейн Нун (Холли) - ирландка.
Съёмки фильма проходили с 6 декабря 2004 года по 5 февраля 2005 года. Хотя по сюжету действие происходит в Северной Америке, фильм был полностью снят на локациях Шотландии, а сцены в пещере снимались на студии Pinewood недалеко от Лондона.
Решение снимать подземные сцены в декорациях было принято, поскольку съёмки в настоящей пещере были слишком опасными и на них уходило гораздо больше времени. А со временем у фильма были небольшие проблемы, продюсеры старались выпустить его в прокат раньше, чем параллельно снимавшийся в Штатах фильм "Пещера" (The Cave, 2005), у которого и бюджет был в разы больше и актёры там снимались поизвестнее. Из-за чего даже планировавшуюся на ноябрь-февраль дату премьеры перенесли на лето.
Маршал рассказывал, что примерами для создания напряжённой атмосферы в фильме для него были "Техасская резня бензопилой" (The Texas Chain Saw Massacre, 1974), "Нечто" (The Thing, 1982) и "Избавление" (Deliverance, 1972), также он добавил: "Мы очень хотели напряжение нагнетать постепенно, в отличие от всех американских фильмов ужасов, которые вы видите сейчас. В первые несколько минут они доводят его до максимума, а потом просто не могут его поддерживать на том же уровне. Мы хотели показать все эти ужасные вещи в пещере: темноту, воду, клаустрофобию. А потом, когда хуже уже быть не может, сделать еще хуже." (из интервью для газеты The Irish Times, 9 июля 2005 года).
К созданию и съёмкам монстров Маршалл также подошёл очень тщательно. За их дизайн отвечал специалист по гриму и спецэффектам Пол Хайет. На начальных этапах создатели смутно представляли внешний вид подземных обитателей и описывали их как "тварей с большими глазами". Но по ходу работы от больших глаз пришлось отказаться, поскольку с ними существа выглядели довольно глупо, а самим существам придали большее сходство с людьми. Также по задумке у них должна была быть белая кожа, светящаяся в темноте, но и от этой идеи пришлось отказаться, так как существа получались слишком яркими и светящимися для съёмок в темноте съёмочных павильонов.
Режиссёр запретил героиням и актёрам игравшим монстров пересекаться и общаться друг с другом, кроме как для съёмок совместных сцен, чтобы их враждебность по отношению к друг другу выглядела более естественной. Также актрисы не видели существ в гриме вплоть до их первого появления на экране, так что реакция героинь на их появление вполне искренняя. Натали Мендоза так описывает свои впечатления: "Когда это случилось, я чуть штаны не обмочила! После этого я бегала вокруг, истерически смеясь, пытаясь скрыть тот факт, что я была очень сильно напугана. Даже после этого мы никогда по-настоящему не чувствовали себя комфортно рядом с ними."
Также Маршалл вопреки сложившейся традиции на роли подземных обитателей пригласил профессиональных актёров, а не танцоров или каскадёров. Режиссёр хотел, чтобы каждый из них создал для своего персонажа особый, отличный от других характер. А чтобы подчеркнуть резкие и не естественные движения существ Маршалл снимал их с частотой кадров 18 в секунду и углом затвора 45°.
Когда дело дошло до монтажа, то выяснилось, что американскому дистрибьютеру не нравится чрезмерно пессимистичная концовка фильма. Глава отдела маркетинга Lionsgate Тим Пален так высказался по этому поводу: "Это очень напряжённое путешествие, и когда вы добираетесь до финала, вы уже истощены. У Маршалла во время съёмок было на уме несколько концовок, так что он был не против её изменить." Маршалл же в свою очередь так прокомментировал альтернативную концовку: "То, что она выбирается оттуда, не делает концовку счастливой".
В процессе съёмок у Нила Маршалла умерла его любимая собака Мэг, которой он и посвятил этот фильм.
Премьера фильма состоялась 6 июля 2005 года в рамках фестиваля фильмов ужасов "Dead by Dawn" в Эдинбурге, Шотландия, а в широкий прокат в кинотеатрах Великобритании вышел 8 июля. Сборы его только в Англии составили £2,6 млн., было бы и больше, но 7 июля в Лондонском метро произошло несколько террористических актов унёсших жизни 52 человек.
В Северной Америке фильм сначала некоторое время возили по различным кинофестивалям, а в прокат выпустили только более, чем через год 4 августа 2006 года. В кинотеатрах демонстрировалась версия с рейтингом R и продолжительностью 98 минут, на 76 секунд короче английского варианта. В кинотеатрах фильм прошёл весьма успешно, собрав $26 млн., а итоговые общемировые сборы составили $57 млн., что для фильма с довольно скромным бюджетом в £3,5 млн. (≈ $7 млн.) было очень неплохим результатом.
Отзывы критиков на фильм были более чем неплохими: у фильма 86% свежести на Rotten Tomatoes на основании 188 рецензий. Также за время демонстрации на различных кинофестивалях фильм заработал 22 номинации и 8 премий, самой престижной из которых была премия "Сатурн" в 2007 году в категории "Лучший фильм ужасов " американской "Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов".
Спустя четыре года в прокат вышло продолжение под названием "Спуск 2" (The Descent: Part 2, 2009), Нил Маршалл в нём ограничился функциями исполнительного продюсера, а в кресло режиссёра сел монтажёр первого фильма Джон Харрис. Фильм уже не имел такого успеха, как и оригинал, а в США так и не был выпущен в кинотеатрах.
Премьера в США на домашнем видео состоялась 26 декабря 2006 года одновременно на DVD и Blu-Ray. На DVD вышла английская версия фильма с пометкой "без цензуры", а на Blu-Ray можно было выбрать какую версию смотреть, либо "театральную", либо "без цензуры". Продажи фильма на DVD принесли создателям ещё $23,4 млн. прибыли.
Отличия версии фильма "без цензуры" от "театральной" (продолжительность "театральной" версии" (ТВ)- 01:38:08,
продолжительность версии "без цензуры" (ВБ) - 01:39:24).
Единственное, чем версия "без цензуры" отличается от американской "театральной" версии, это финальная сцена. После того, как Сара, выбравшись из пещеры, видит на пассажирском сиденье машины Джуно и кричит от страха, "театральная" версия заканчивается и идут титры. В версии "без цензуры" добавлена сцена, в которой Сара просыпается в пещере у горящего факела, она видит свою погибшую дочку с праздничным тортом на день рождения. Сара смотрит на неё, смена кадра и мы видим, как она смотрит в пустоту за горящим факелом. (время ВБ - 01:33:47, продолжительность 76 секунд)
Нет никакого смысла смотреть "театральную" версию, да и вряд ли её можно будет найти в сети. Американская концовка выглядит бессмысленной и незавершённой, тогда как оригинальная, какой бы пессимистичной она не была, вполне логичная.