Найти тему
Особое мнение

Две версии фильма "Спуск" (2005) Нила Маршалла

Фильм Нила Маршалла "Псы-воины" (Dog soldiers, 2002) довольно неплохо прошёл в прокате и получил в основном хвалебную критику, в результате чего на постановщика посыпались многочисленные предложения по съёмкам других фильмов в жанре хоррор. Маршалл не особо горел желанием снимать ещё один ужастик, опасаясь ярлыка "режиссёр фильмов ужасов", но в итоге согласился поставить "Спуск", заявив, что он во многом отличен от "Псов".

Режиссёр фильма Нил Маршалл
Режиссёр фильма Нил Маршалл

Поначалу по сценарию предполагалось, что половина героев будет мужчин, а половина женщин, поскольку, в то время это ещё считалось нормой, но Маршалл вопреки устоявшемуся обычаю решил набрать на главные роли одних только девушек. Дабы более правдоподобно изобразить героинь, он обратился за советом к своим знакомым противоположного пола. Вот как он объяснил самое главное различие в поведении своих героинь по сравнению с героями его предыдущего фильма: "Женщины обсуждают свои чувства по отношению к определённой ситуации, чего бы никогда не сделали герои в «Псах-воинах»".

Также, чтобы зрителям было проще различать героинь и сделать их группу более международной, в отличие от чисто британского ансамбля в "Псах-воинах", он каждой героине придумал свой акцент. Соответственно и актрисы все собрались из разных стран: Шона МакДональд (Сара) выросла в Шотландии, Натали Мендоса (Джуно) родом из Гонконга, Алекс Рид (Бет) родилась в Англии, Саския Мюлдер (Ребекка) родом из Голландии, МайАнна Бёринг (Сэм) - из Швеции, а Нора-Джейн Нун (Холли) - ирландка.

Съёмки фильма проходили с 6 декабря 2004 года по 5 февраля 2005 года. Хотя по сюжету действие происходит в Северной Америке, фильм был полностью снят на локациях Шотландии, а сцены в пещере снимались на студии Pinewood недалеко от Лондона.

Решение снимать подземные сцены в декорациях было принято, поскольку съёмки в настоящей пещере были слишком опасными и на них уходило гораздо больше времени. А со временем у фильма были небольшие проблемы, продюсеры старались выпустить его в прокат раньше, чем параллельно снимавшийся в Штатах фильм "Пещера" (The Cave, 2005), у которого и бюджет был в разы больше и актёры там снимались поизвестнее. Из-за чего даже планировавшуюся на ноябрь-февраль дату премьеры перенесли на лето.

На съёмках
На съёмках

Маршал рассказывал, что примерами для создания напряжённой атмосферы в фильме для него были "Техасская резня бензопилой" (The Texas Chain Saw Massacre, 1974), "Нечто" (The Thing, 1982) и "Избавление" (Deliverance, 1972), также он добавил: "Мы очень хотели напряжение нагнетать постепенно, в отличие от всех американских фильмов ужасов, которые вы видите сейчас. В первые несколько минут они доводят его до максимума, а потом просто не могут его поддерживать на том же уровне. Мы хотели показать все эти ужасные вещи в пещере: темноту, воду, клаустрофобию. А потом, когда хуже уже быть не может, сделать еще хуже." (из интервью для газеты The Irish Times, 9 июля 2005 года).

К созданию и съёмкам монстров Маршалл также подошёл очень тщательно. За их дизайн отвечал специалист по гриму и спецэффектам Пол Хайет. На начальных этапах создатели смутно представляли внешний вид подземных обитателей и описывали их как "тварей с большими глазами". Но по ходу работы от больших глаз пришлось отказаться, поскольку с ними существа выглядели довольно глупо, а самим существам придали большее сходство с людьми. Также по задумке у них должна была быть белая кожа, светящаяся в темноте, но и от этой идеи пришлось отказаться, так как существа получались слишком яркими и светящимися для съёмок в темноте съёмочных павильонов.

На съёмках
На съёмках

Режиссёр запретил героиням и актёрам игравшим монстров пересекаться и общаться друг с другом, кроме как для съёмок совместных сцен, чтобы их враждебность по отношению к друг другу выглядела более естественной. Также актрисы не видели существ в гриме вплоть до их первого появления на экране, так что реакция героинь на их появление вполне искренняя. Натали Мендоза так описывает свои впечатления: "Когда это случилось, я чуть штаны не обмочила! После этого я бегала вокруг, истерически смеясь, пытаясь скрыть тот факт, что я была очень сильно напугана. Даже после этого мы никогда по-настоящему не чувствовали себя комфортно рядом с ними."

Также Маршалл вопреки сложившейся традиции на роли подземных обитателей пригласил профессиональных актёров, а не танцоров или каскадёров. Режиссёр хотел, чтобы каждый из них создал для своего персонажа особый, отличный от других характер. А чтобы подчеркнуть резкие и не естественные движения существ Маршалл снимал их с частотой кадров 18 в секунду и углом затвора 45°.

Грим подземных обитателей выглядел очень реалистично
Грим подземных обитателей выглядел очень реалистично

Когда дело дошло до монтажа, то выяснилось, что американскому дистрибьютеру не нравится чрезмерно пессимистичная концовка фильма. Глава отдела маркетинга Lionsgate Тим Пален так высказался по этому поводу: "Это очень напряжённое путешествие, и когда вы добираетесь до финала, вы уже истощены. У Маршалла во время съёмок было на уме несколько концовок, так что он был не против её изменить." Маршалл же в свою очередь так прокомментировал альтернативную концовку: "То, что она выбирается оттуда, не делает концовку счастливой".

В процессе съёмок у Нила Маршалла умерла его любимая собака Мэг, которой он и посвятил этот фильм.

Премьера фильма состоялась 6 июля 2005 года в рамках фестиваля фильмов ужасов "Dead by Dawn" в Эдинбурге, Шотландия, а в широкий прокат в кинотеатрах Великобритании вышел 8 июля. Сборы его только в Англии составили £2,6 млн., было бы и больше, но 7 июля в Лондонском метро произошло несколько террористических актов унёсших жизни 52 человек.

На съёмках
На съёмках

В Северной Америке фильм сначала некоторое время возили по различным кинофестивалям, а в прокат выпустили только более, чем через год 4 августа 2006 года. В кинотеатрах демонстрировалась версия с рейтингом R и продолжительностью 98 минут, на 76 секунд короче английского варианта. В кинотеатрах фильм прошёл весьма успешно, собрав $26 млн., а итоговые общемировые сборы составили $57 млн., что для фильма с довольно скромным бюджетом в £3,5 млн. (≈ $7 млн.) было очень неплохим результатом.

Отзывы критиков на фильм были более чем неплохими: у фильма 86% свежести на Rotten Tomatoes на основании 188 рецензий. Также за время демонстрации на различных кинофестивалях фильм заработал 22 номинации и 8 премий, самой престижной из которых была премия "Сатурн" в 2007 году в категории "Лучший фильм ужасов " американской "Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов".

Спустя четыре года в прокат вышло продолжение под названием "Спуск 2" (The Descent: Part 2, 2009), Нил Маршалл в нём ограничился функциями исполнительного продюсера, а в кресло режиссёра сел монтажёр первого фильма Джон Харрис. Фильм уже не имел такого успеха, как и оригинал, а в США так и не был выпущен в кинотеатрах.

Премьера в США на домашнем видео состоялась 26 декабря 2006 года одновременно на DVD и Blu-Ray. На DVD вышла английская версия фильма с пометкой "без цензуры", а на Blu-Ray можно было выбрать какую версию смотреть, либо "театральную", либо "без цензуры". Продажи фильма на DVD принесли создателям ещё $23,4 млн. прибыли.

Отличия версии фильма "без цензуры" от "театральной" (продолжительность "театральной" версии" (ТВ)- 01:38:08,
продолжительность версии "без цензуры" (ВБ) - 01:39:24).

Единственное, чем версия "без цензуры" отличается от американской "театральной" версии, это финальная сцена. После того, как Сара, выбравшись из пещеры, видит на пассажирском сиденье машины Джуно и кричит от страха, "театральная" версия заканчивается и идут титры. В версии "без цензуры" добавлена сцена, в которой Сара просыпается в пещере у горящего факела, она видит свою погибшую дочку с праздничным тортом на день рождения. Сара смотрит на неё, смена кадра и мы видим, как она смотрит в пустоту за горящим факелом. (время ВБ - 01:33:47, продолжительность 76 секунд)

Нет никакого смысла смотреть "театральную" версию, да и вряд ли её можно будет найти в сети. Американская концовка выглядит бессмысленной и незавершённой, тогда как оригинальная, какой бы пессимистичной она не была, вполне логичная.