Только в прошлом году в мире зарегистрировано 132 случая нападения морских пиратов. Большая часть подобных чрезвычайные происшествий случилась в Гвинейском заливе. Сейчас, чтобы пройти опасные участки без приключений, суда нанимают вооруженную охрану. Бывает, что пираты и люди, которые охотятся на этих разбойников, живут в одной деревне. Как говорится, ничего личного – только бизнес. А он у каждого свой. Какие они, морские разбойники, и как действуют пираты XXI века – в программе "Как устроен мир" с Тимофеем Баженовым на РЕН ТВ.
Разбойники с большой дороги
Современные пираты делятся на несколько категорий. Первая – отчаявшиеся. Это обычные разбойники с большой дороги: им нужно совсем немного, только семью прокормить. Такие сорвиголовы сбиваются в стайки, добывают оружие, а дальше действуют на авось.
"Как это ни печально, во многих африканских странах люди настолько страдают от нищеты, что от нечего делать только размножаются и ждут хорошей жизни. То есть, а куда девать этих новых людей, детей? Работы нет. Все мы знаем сомалийских пиратов, где мальчишке гораздо дешевле купить автомат и пойти со взрослыми отморозками на дело, поплыть на лодке и кого-то захватывать. Этот автомат гораздо дешевле, чем обучение в школе. Ему элементарно хочется есть," – говорит историк Михаил Медведков.
Такие на рожон никогда не лезут: если слышат выстрелы с судна – улепетывают. Для защиты от таких бандитов нанимают не самую профессиональную охрану. Хотя цена охраны зависит от стоимости груза.
Как действуют морские банды
Организованные банды – другое дело. Они хорошо вооружены, и там обязательно есть командир, который поддерживает строгую дисциплину. Эти разбойники по несколько месяцев не заходят в порт – бороздят океан в поисках подходящей добычи.
"Есть так называемая Mother Vessel, это большое судно, где пираты проводят время, ждут какое-то судно. И к нему пришвартовано много мелких быстроходных лодочек. Соответственно, когда они по приборам понимают, что вот идет такое-то судно, интересное им, они на быстроходных лодках подходят к этому судну и пытаются захватить," – рассказал третий помощник капитана Даниил Колесников.
Даже когда запасы провианта заканчиваются, пираты не уходят. Лет тридцать назад добычей был груз. Потом в приоритете оказались суда, которые можно было выгодно продать. Сейчас охотятся в основном за экипажами, людей берут в заложники. Если это происходит, судовладельцы платят выкуп, чтобы избежать скандала.
"Некоторые суда колючей проволокой борт обматывают и готовят пожарные гидранты, чтобы в случае чего этим напором сбить пирата. Но, как правило, если пират уже залез на борт, ну, то уже все, лучше ничего не делать, сдаваться и все. Потому что жизнь важнее, так скажем," – сказал эксперт.
Профессиональные пираты
Третья категория пиратов – разбойники с профессиональной военной подготовкой. Например, Соединенные Штаты обучают специалистов для государственной армии Сомали. Но через пару-тройку месяцев службы в рядах вооруженных сил некоторые солдаты и офицеры в поисках лучшей жизни уходят в пиратские банды. Эта практика существует уже много лет. Встречи с такими разбойниками даже спустя десятилетия моряки помнят в мельчайших подробностях.
"У меня на вахте был второй помощник, на мосту, он мне звонит, говорит: "Поднимись на мостик." Я поднимаюсь– там уже были мастер и старпом. И мы видим, что к борту причалена шлюпка, и ходят какие-то темные личности. Причем они ходили в комбинезонах, оранжевых — это наш цвет, нашей компании," – говорит старший механик на учебно-производственной судне "Юный Балтиец" Сергей Головачев.
Бой на корабле
"А до этого мы были в Дуале – это Камерун. Погрузили несколько контейнеров на верхнюю палубу. Наверное, информация дошла до грабителей, пиратов. И мы видим, что некоторые контейнеры вскрыты были. Ну капитан стал связываться с портовыми властями. Ему в ответ сказали: “Нет, капитан, помочь ничем не можем," – поделился он.
Команда решила дать бой пиратам. Старпома поставили на тифон, который давал очень громкие звуковые сигналы. Мастер был постоянно на радиостанции и подавал в эфир международный сигнал бедствия "Mayday". А второй помощник, самый молодой, выскакивал на крыло мостика и стрелял ракетами в воздух.
"И они ретировались. Но в этот момент уже отозвалась какая-то военная база, по-моему, голландская. И сказали: "Капитан, что у вас там действительно такая ситуация опасная?" Он говорит: "Да." Они отвечают: "Ну вот, смотрите, через три часа может быть боевой вертолет у вас уже над вами, с десантниками. Если у вас так очень серьезно.” Ну к этому моменту мы уже отбились," – рассказал Головачев.
В плену у пиратов
Пираты-военные никогда не действуют на авось: они заранее выбирают потенциальную жертву, выясняют состав экипажа, а главное – уточняют, есть ли на борту охрана. Пиратство – международный бизнес, где сами бандиты – шестерки, пушечное мясо. За ними стоят переговорщики, адвокаты, банкиры и еще много разных людей.
"У меня товарищ, на 2 года меня старше учился – его захватывали в плен. Он судоводитель, на тот момент, по-моему, был старший помощник. Вся команда закрылась в машинном отделении, один он остался – его одного захватили. Его отвезли в Сомали, он 2-3 недели просидел у них. Но условия были королевские, то есть там боялись на него дунуть, там вода-еда, все было. То есть просто это формально, что его отвезли в гостиницу, человек, посиди здесь, пока мы договоримся. Он посидел пока договорились, ну, соответственно, потом его отпустили," – говорит Колесников.
Сигнал бедствия
Сигнал бедствия – самый главный сигнал на морской дороге. Радисты обязаны принимать его вне очереди, прерывая все остальные сообщения. Однако в начале двадцатого века крупные производители радиопередатчиков использовали свои сигналы: итальянцы - СQD, немцы – SОЕ. Но все-таки нужен был единый, общий. В итоге за основу взяли немецкий сигнал, но букву Е заменили буквой S, чтобы в эфире звучал четкий, ритмичный сигнал: три точки, три тире, три точки. SОS – не слово и не аббревиатура. Он появился только потому что ритмично звучал в эфире и не был похож на осмысленные слова, чтобы радисты не путались. Это уже позже придумали "спасите наши души" или "спасите нас от смерти".
Когда радиотелеграфы на кораблях стали заменять радиотелефонами, вместо SОS появился сигнал Mayday. Чтобы не спутать с какой-либо фразой, есть четкое правило его передачи: три раза произнести "Mayday", три раза название судна, один раз "Mayday".
"Про сигнал SOS. Вот это некий триггер, когда в новостях говорят, что судно подало SOS, то есть профессионалы понимают, что сигнала SOS не существует уже там десятки лет. Потому что есть международный сигнал Mayday, он как на море, так и в воздухе. Соответственно, подается сигнал Mayday. Это общепризнано давно, я уже, честно говоря, и не помню, когда. В современном мореплавании последние 30 – 40 лет сигнала SOS нет," – рассказал Колесников.
Самые загадочные и интересные места нашей планеты, поразительные обычаи народов, невероятные истории и многое другое – в программе "Как устроен мир" с Тимофеем Баженовым на РЕН ТВ.