Найти тему

Слон, божества и сирень. Что можно увидеть во дворе Кунсткамеры?

Так бы и оставался этот двор ничем не примечательным петербургским «колодцем», если бы в середине 1960‑х годов по инициативе Ростислава Кинжалова, заведовавшего тогда в Кунсткамере отделом этнографии Америки, не были перенесены во двор из временного хранилища несколько железобетонных копий фигур загадочной культуры Сан-Аугустина. Как нам рассказали в Кунсткамере, культура Сан-Аугустина существовала примерно между V веком до н. э. и V веком н. э. Ее многочисленные памятники обнаружены на территории юго-западной Колумбии. Каменные изваяния изображают антропоморфных и зооморфных божеств (ягуар, лягушка, орел, обезьяна, летучая мышь), которых устанавливали в полуподземных святилищах. #INJECT_1# В 1913 году железобетонных божеств привез в Кунсткамеру из Германии Лев Штернберг, хранитель музея. Копии были сделаны по гипсовым слепкам, которые снял с оригиналов этнограф Карл Теодор Штепель. Он изучал монументальные каменные статуи в местечке Сан-Аугустин (южная Колумбия), откуда произошло название культуры. В начале 1970‑х годов колумбийский кинорежиссер Альфредо Санчес снял небольшой фильм о «ленинградском оазисе» Сан-Аугустина. Необычные изваяния породили несколько городских легенд. Главная — рядом с божествами нельзя врать. Говорят, что девушки назначают свидания молодым людям во дворе Кунсткамеры, чтобы проверить их чувства. Еще один обитатель двора — слон из проволоки — появился здесь в 2019 году, когда Кунсткамера впервые участвовала в «Ночи музеев». Эта скульптура отсылает к известному стихотворению Ивана Крылова «Любопытный», в котором посетитель Кунсткамеры начала XIX века делится своими впечатлениями от увиденного в музее. Басня заканчивается фразой, которая стала крылатой: «Слона‑то я и не приметил». В середине XIX века чучело слона перевезли из Кунсткамеры в Зоологический музей. В мае 2022 года к 350‑летию со дня рождения Петра Великого, основателя Кунсткамеры, во дворе были высажены два куста сирени сортов «Красавица Москвы» и «Андрюша Громов», названного селекционером Леонидом Колесниковым в честь ученика и коллеги Андрея Громова. Кстати, несколько лет назад в архиве был обнаружен документ от 1715 года о приказании Петра закупить сирень: «белаго и синяго кустов по полтараста или более». Нынешней осенью во дворе Кунст­камеры начнутся реставрационные работы. Будет обновлено булыжное мощение, проложена дорожка для маломобильных, облагорожены тропинки. Вместо прихотливых вязов появятся мелколистные липы.