Биография знаменитого импресарио, история его показов русского балета в Европе, получивших название «Русские сезоны», хорошо известны любителям изобразительного и театрального искусства. На вернисаже Владимир Гронский, генеральный директор РНБ, напомнил, что Дягилев был читателем Императорской Публичной библиотеки, книги вдохновляли его в работе, будь то организация выставок или балетных постановок. Дягилев был и страстным библиофилом… #INJECT_1# Все пространство выставочного зала занимает огромный «контейнер». Содержание контейнера — это книги, журналы, нотные издания, фотографии, афиши и другие материалы, связанные с бурной деятельностью Дягилева. Это тот багаж, с которым в начале ХХ века импресарио отправился в свое многолетнее путешествие. Как рассказала нашей газете Мария Зотикова, куратор выставки, в то время Россия была развитой страной, готовой делиться своей культурой. Она накопила много культурных практик, и ей было что показать миру. Проект в РНБ пытается ответить на вопрос, какие смыслы и ценности экспортировал Дягилев, чтобы ознакомить мир с богатой русской культурой. Эпиграфом к выставке стал номер журнала «Мир искусства». Издание, как и одноименное общество художников, было задумано Дягилевым в конце XIX века. В этих проектах он набрал часть команды будущих «Русских сезонов». Главный сюжет выставки — история Вацлава Нижинского, человека с душой «без оболочки», который освободил тело от классических канонов. Он любил повторять: «Я не прыгун, я — артист». После фантастического успеха Нижинского в «Русских сезонах» появляются новые танцевальные практики — свободные движения Айседоры Дункан, гимнастика и ритмика Эмиля Далькроза. Дягилев знакомит мир с русской сказкой, представив балет «Жар-птица» в сценографии Александра Головина и Леона Бакста. Позже он покажет «Золотого петушка», который принесет европейскую известность русским авангардистам Наталье Гончаровой и Михаилу Ларионову. В то же время Дягилев открыт миру. Пикассо оформил для него шесть балетов, импресарио работал с писателем Жаном Кокто и художником Андре Дереном. Одна из частей контейнера называется «Этнодрайв» и посвящена энергетике языческой культуры. Сюжет балета «Весна священная» приснился композитору Игорю Стравинскому, который стал после премьеры мировой звездой. Декорации к постановке создал Николай Рерих, как‑то сказавший: «Дягилев был чужд спячке жизни». «Модный Восток. Турнир Бакста и Пуаре» — финал выставки. Балетные костюмы Бакста повлияли на становление европейской высокой моды. Об этом говорит кутюрье Поль Пуаре в своей книге «Одевая эпоху». На выставке показано несколько раритетных изданий. Например, альбом «Солнца России» 1913 года, посвященный русским балеринам. Или русский перевод книги Карла Шторка «Система Далькроза», изданной в 1924 году. В СССР с помощью ритмической гимнастики Далькроза воспитывали нового человека для коммунистического завтра. На стенах контейнера прикреплены библиографические карточки с названиями изданий о Дягилеве и его соратниках, которые хранятся в фондах Российской национальной библиотеки, что облегчит задачу тем, кто захочет узнать о «Русских сезонах» подробнее. Выставка открыта по 15 октября в часы работы библиотеки, вход свободный.
В РНБ открылась выставка к 150‑летию со дня рождения Сергея Дягилева
2 минуты
8 августа 20228 авг 2022