Найти тему

«Пулково» как прообраз «Внуково»

Прежде считалось, что оно было построено в 1951 году по проекту группы архитекторов, в числе которых были известные ленинградские зодчие Александр Гегелло и Наталья Лансере. #INJECT_1# На самом деле они реконструировали довоенное здание, а не строили новое. В фондах музея сохранился эскиз первоначального сооружения с подписями авторов — двух молодых тогда архитекторов Генриха Майзеля и Евсея Витенберга. Биографических сведений о них известно крайне мало, и лишь благодаря материалам Научного архива Российской академии художеств, ­Центрального государственного архива Санкт-Петербурга и ­Центрального государственного архива литературы и искусства удалось уточнить некоторые подробности. Генрих Майзель,конец 1920‑х гг. Публикуется впервые. / Из фондов Научного архива Российской академии художеств Генрих Владимирович Майзель родился в 1906 году в Витебске. Когда же его семья перебралась в Петербург, отец стал работать провизором в одной из аптек, а мать осталась домохозяйкой. Творческий путь он начал в середине 1920‑х годов в Архитектурном техникуме, затем поступил в Художественно-технический институт. Там на архитектурном факультете в то время работали такие ­мэтры, как Андрей Белогруд, Лев Руднев и Ной Троцкий. Педагоги высоко оценивали учебные работы Майзеля, часть из них была даже напечатана в профессиональных сборниках. После окончания вуза он участвовал в строительстве Института инженеров гражданского воздушного флота (ул. Пилотов, 18, корпус 4). Сейчас там размещается авиакомпания «Россия». Его будущий коллега Евсей Яковлевич Витенберг родился в 1903 году в Вильно (ныне Вильнюс). Жил с матерью, об отце информации найти не удалось. ­После школы поступил в Горный институт, но учеба не заладилась. Юноше подвернулась работа в плакатной мастерской Декоративного института, это и предопределило его будущую стезю. После окончания Художественно-технического института в 1928 году Витенберг спроектировал дом инженерно-технических работников треста «Лакокраска» на нынешнем ­Каменноостровском проспекте, 22. Евсей Витенберг,конец 1920‑х гг. Публикуется впервые. /Из фондов Центрального госархива литературы и искусства В 1936 году по проекту Майзеля и Витенберга началось возведение нового аэровокзала взамен старого деревянного. Однако случилась беда: в 1937 году Майзель был арестован. Его обвинили в шпионаже и диверсионной деятельности в пользу Польши: он якобы передавал секретную информацию о ходе строительства, обо всех авиапроисшествиях и количест­ве подвижного состава. Кроме того, ему вменяли подготовку террористического акта против Жданова. Архитектора, которому не было еще и 32 лет, расстреляли, после чего из периодической печати и документов исчезли все упоминания о строительстве здания и его авторах. Витенберга репрессии обошли стороной, он уехал в Москву, где пригодился предыдущий опыт его работы. Совместно с архитектором Николаем Щетининым он спроектировал аэровокзал «Внуково». Если сравнивать первоначальный облик ленинградского аэровокзала и московского «Внуково», то они очень похожи. К началу лета 1941 года в нем завершали отделку интерьера, торжественное открытие было приурочено к Всесоюзному дню авиации — 18 августа. Помешала война… Архитектора Витенберга эвакуировали в Нижний Тагил, где по его проекту возводили дома в поселке Уралвагонзавода. В дальнейшем он руководил застройкой нового города — ­Ангарска, потом участвовал в проектировании и застройке Кохтла-Ярве в Эстонии. Что же касается ленинградского аэропорта, то с началом войны он из Пулкова переехал в район Ржевки, а недостроенный корпус аэровокзала оказался под ­обстрелами. На немецкой аэрофотосъемке видно, что он был уже подведен под крышу. После войны строительство и отделку завершили уже другие архитекторы. А недавно нынешний аэровокзал «Пулково-2» полностью отреставрировали. По архивным чертежам и фотографиям восстановили оригинальные мозаики, светильники и решетки.