Найти в Дзене

Саперы его величества. Как возник современный поселок

Необходимость создания воинских формирований для инженерного обеспечения императорской гвардии стала особенно острой во время войны против Наполеона. Прежде, в случае необходимости, создавались лишь малочисленные инженерные команды. И лишь указом императора Александра I от 27 декабря (по старому стилю) 1812 года накануне Заграничного похода русской армии был создан лейб-гвардии Саперный батальон, оставивший яркий след в истории и культуре Петербурга. #INJECT_1# Основу нового подразделения составили «лучшие люди и отличнейшие офицеры» других инженерных войск. В их задачу входило укрепление позиций, наведение мостов и переправ, участие в строительстве инженерных сооружений и подготовка унтер-­офицеров для армейских инженерных частей. На протяжении столетия саперы пользовались вниманием и поддержкой августейших особ. Почетными командирами батальона значились российские императоры, начиная с Николая I, великие князья Михаил Павлович, Николай Николаевич (старший), Михаил Александрович и другие. Первым государем, зачисленным в ряды гвардейских саперов с момента своего рождения, стал Николай II, он же последний августейший шеф батальона (с 1916 года — полка). Со дня рождения в списках «изволил числиться» и его сын царевич Алексей. Поэтому неудивительно, что кроме решения военных задач полк, «особо приближенный к императору», в конце XIX — начале XX века вынужден был участ­вовать в подавлении восстаний и забастовок. В 1912 году из печати вышла книга «Сто лет службы гвардейских сапер». Авторы отмечали: «Наиболее крупной работою, исполненной Гвардейскими Саперами за последнее пятилетие, является участие в… постройке в 1909 году, в течение двух месяцев, железной дороги на Балтийском побережье… от Ижоры до Красной Горки». Все работы были закончены уже к 5 ноября, за сутки до срока, назначенного главнокомандующим. За что участникам строительства были пожалованы специальные медали. Автору этой книги русскому военному историку, писателю и археографу Гергию Габаеву в дальнейшем было суждено стать последним командиром полка. Судьба этого человека во многом примечательна. После расформирования полка в 1918 году он перешел на службу в Красную армию, участвовал в обороне Петрограда от войск Юденича. В это же время Габаев стал заведующим одним из отделений Единого государственного архивного фонда. С начала 1920‑х годов он участвовал в работе Военно-­исторической секции Петроградского отдела музеев, научно-технической комиссии Главархива. С середины 1920‑х годов Габаева, как «бывшего царского офицера», неоднократно арестовывали, обвиняя в планах по свержению советской власти. По версии следствия, в новом правительстве ему будто бы отводилась роль военного министра. С 1931 года Габаев находился в заключении на Соловках и в Дмитлаге, продолжая даже там заниматься архивной и музейной работой, участ­вуя в подготовке монографии о Беломорканалe и работая хранителем музея строительства канала Москва — Волга. За годы заключения здоровье Габаева было сильно подорвано. Во время Великой Отечественной войны вместе с семьей он проживал в Калязинском районе в очень стесненных условиях. Пос­ле снятия блокады в 1944 году семья вернулась в Ленинград, но вскоре Габаев был выслан «на 101‑й километр» в поселок Будогощь Ленинградской области. Там он и прожил до самой смерти в 1956 году.