Найти тему
Тайные знания Лилит

"Из тка­ней, ко­с­тей, ор­га­нов мер­т­ве­цов он со­тво­рил че­ло­ве­ко­по­доб­но­го мон­ст­ра и вдох­нул в не­го жизнь"

Источник фото: kazanocheka.livejournal.com
Источник фото: kazanocheka.livejournal.com
Яр­кая и тра­ги­ч­ная судь­ба ан­г­лий­ской пи­са­тель­ни­цы XIX века Мэ­ри Шел­ли, на­пи­сав­шей зна­ме­ни­тый ро­ман "Фран­кен­штейн".

Продолжение. Начало ЗДЕСЬ

На­стыр­ная Клер Клер­монт бы­ла по­сто­ян­ной "треть­ей лиш­ней" в се­мье Шел­ли, что, впро­чем, ус­т­ра­и­ва­ло Пер­си. Вре­мя от вре­ме­ни Клер на­хо­ди­ла дру­гое при­ста­ни­ще, но все­гда воз­вра­ща­лась. В 1816 го­ду ей уда­лось по­з­на­ко­мить­ся с лор­дом Бай­ро­ном, к то­му вре­ме­ни уже до­с­тиг­шим сво­его куль­то­во­го ста­ту­са. Она ста­ла его лю­бов­ни­цей и сра­зу же за­бе­ре­ме­не­ла, но Бай­рон твер­до дал ей по­нять, что у их от­но­ше­ний нет бу­ду­ще­го. Она по­пы­та­лась при­вя­зать лю­бов­ни­ка к се­бе, по­з­на­ко­мив его со сво­ей зна­ме­ни­той се­ст­рой и Пер­си Шел­ли. Имен­но Клер ус­т­ро­и­ла их со­в­ме­ст­ную по­езд­ку в Швей­ца­рию на вил­лу Бай­ро­на.

Байрон. Источник фото: globalmsk.ru
Байрон. Источник фото: globalmsk.ru

Ле­том 1816 го­да над Ев­ро­пой ца­ри­ло не­на­стье -- бу­ше­ва­ли ура­га­ны, над гор­ны­ми пи­ка­ми свер­ка­ли мо­л­нии, Же­нев­ское озе­ро по­хо­ди­ло на ки­пя­щий ко­тел. Ук­рыв­шись от сти­хии на вил­ле, по ве­че­рам гос­ти Бай­ро­на ве­ли фи­ло­соф­ские бе­се­ды и чи­та­ли вслух страш­ные рас­ска­зы. В один ве­чер Бай­рон пред­ло­жил всем при­ду­мать свою страш­ную ис­то­рию. Мэ­ри ни­как не уда­ва­лось со­чи­нить до­с­той­ный сю­жет, по­ка од­на­ж­ды но­чью ей не при­снил­ся монстр.

"Гла­за мои бы­ли за­кры­ты, но я ка­ким-то вну­т­рен­ним взо­ром не­обы­чай­но яс­но уви­де­ла блед­но­го аде­п­та тай­ных на­ук, скло­нив­ше­го­ся над со­з­дан­ным им су­ще­ст­вом. Я уви­де­ла, как это от­вра­ти­тель­ное су­ще­ст­во спер­ва ле­жа­ло не­дви­ж­но, а по­том, по­ви­ну­ясь не­ко­ей си­ле, по­да­ло при­зна­ки жиз­ни и не­ук­лю­же за­дви­га­лось. Та­кое зре­ли­ще страш­но, ибо что мо­жет быть ужа­с­нее че­ло­ве­че­с­ких по­пы­ток под­ра­жать не­срав­нен­ным тво­ре­ни­ям со­з­да­те­ля?"

-- так опи­сы­ва­ла Мэ­ри свой но­ч­ной кош­мар. Но ее тут же оза­ри­ла сча­ст­ли­вая мысль -- то, что так на­пу­га­ло ее, на­пу­га­ет и дру­гих, ну­ж­но толь­ко су­меть опи­сать это дол­ж­ным об­ра­зом. Рас­сказ Мэ­ри вос­хи­тил и Шел­ли, и Бай­ро­на, ко­то­рый по­со­ве­то­вал ей не­пре­мен­но за­пи­сать эту ис­то­рию. Ос­нов­ная часть кни­ги бы­ла на­пи­са­на в те­че­ние не­сколь­ких по­с­ле­ду­ю­щих ме­ся­цев при ак­тив­ном со­дей­ст­вии Пер­си.

Фор­ма ро­ма­на Мэ­ри Шел­ли свое­об­раз­на. "Фран­кен­штейн, или Со­в­ре­мен­ный Про­ме­тей" -- ро­ман в пись­мах, на­пи­сан­ных мо­ре­пла­ва­те­лем и ис­сле­до­ва­те­лем Ро­бер­том Уол­то­ном во вре­мя пу­те­ше­ст­вия к Се­вер­но­му по­лю­су. Его ко­рабль за­стре­ва­ет во льдах, и в ле­дя­ной пу­с­ты­не он встре­ча­ет Ви­к­то­ра Фран­кен­штей­на, ко­то­рый рас­ска­зы­ва­ет ему ис­то­рию сво­ей жиз­ни. Та­лант­ли­во­му уче­но­му уда­лось от­крыть се­к­рет ожи­в­ле­ния мер­т­вой пло­ти. Из тка­ней, ко­с­тей, ор­га­нов мер­т­ве­цов он со­тво­рил че­ло­ве­ко­по­доб­но­го мон­ст­ра и вдох­нул в не­го жизнь. Но вид со­з­да­ния Фран­кен­штей­на был на­столь­ко ужа­с­ным и от­тал­ки­ва­ю­щим, что уче­ный бе­жал от не­го.

По­на­ча­лу монстр был кро­ток и добр, "ду­ша его го­ре­ла лю­бо­вью к лю­дям". Но лю­ди бо­я­лись и гна­ли его, и, об­ре­чен­ный на не­на­висть и оди­но­че­ст­во, он бы­ст­ро стал злым и же­с­то­ким и на­чал мстить сво­ему со­з­да­те­лю, уби­вая его род­ных и бли­з­ких. В фи­на­ле Фран­кен­штейн уми­ра­ет, а монстр, горь­ко оп­ла­ки­вая сво­его со­з­да­те­ля, обе­ща­ет по­кон­чить с со­бой.

"Я воз­двиг­ну се­бе по­гре­баль­ный ко­с­тер и пре­вра­щу в пе­пел свое зло­по­лу­ч­ное те­ло, что­бы мои ос­тан­ки не по­слу­жи­ли для ка­ко­го-ни­будь лю­бо­пыт­но­го клю­чом к за­прет­ной тай­не, и он не взду­мал со­з­дать дру­го­го, по­доб­но­го мне",

-- с эти­ми сло­ва­ми не­сча­ст­ное чу­до­ви­ще от­пра­в­ля­ет­ся даль­ше на се­вер, где на­ме­ре­ва­ет­ся на­ко­нец-то об­ре­с­ти по­кой.

В 1818 го­ду ро­ман был на­пе­ча­тан ми­зер­ным ти­ра­жом -- 500 эк­зем­п­ля­ров. Но и это­го хва­ти­ло, что­бы он стал сен­са­ци­ей. Ли­те­ра­тур­ные кри­ти­ки бы­ли в рас­те­рян­но­сти -- од­ни ре­з­ко кри­ти­ко­ва­ли кни­гу за "от­вра­ти­тель­ную аб­сурд­ность", дру­гие вос­хва­ля­ли сме­лость и изо­б­ре­та­тель­ность ав­то­ра. Луч­шей по­хва­лой для Мэ­ри был от­зыв ее от­ца:

"Это са­мое уди­ви­тель­ное про­из­ве­де­ние, на­пи­сан­ное 19-лет­ним ав­то­ром, из всех, что я чи­тал до сих пор".

Продолжение ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал и читай:

"Когда мужчина одержим идеей, у женщины шансов нет". История любви Джорджа Бай­рона и Те­ре­зы Гвич­чи­о­ли

Ири­на Вла­ди­ми­ро­ва (с) "Лилит"