Яркая и трагичная судьба английской писательницы XIX века Мэри Шелли, написавшей знаменитый роман "Франкенштейн".
Продолжение. Начало ЗДЕСЬ
Настырная Клер Клермонт была постоянной "третьей лишней" в семье Шелли, что, впрочем, устраивало Перси. Время от времени Клер находила другое пристанище, но всегда возвращалась. В 1816 году ей удалось познакомиться с лордом Байроном, к тому времени уже достигшим своего культового статуса. Она стала его любовницей и сразу же забеременела, но Байрон твердо дал ей понять, что у их отношений нет будущего. Она попыталась привязать любовника к себе, познакомив его со своей знаменитой сестрой и Перси Шелли. Именно Клер устроила их совместную поездку в Швейцарию на виллу Байрона.
Летом 1816 года над Европой царило ненастье -- бушевали ураганы, над горными пиками сверкали молнии, Женевское озеро походило на кипящий котел. Укрывшись от стихии на вилле, по вечерам гости Байрона вели философские беседы и читали вслух страшные рассказы. В один вечер Байрон предложил всем придумать свою страшную историю. Мэри никак не удавалось сочинить достойный сюжет, пока однажды ночью ей не приснился монстр.
"Глаза мои были закрыты, но я каким-то внутренним взором необычайно ясно увидела бледного адепта тайных наук, склонившегося над созданным им существом. Я увидела, как это отвратительное существо сперва лежало недвижно, а потом, повинуясь некоей силе, подало признаки жизни и неуклюже задвигалось. Такое зрелище страшно, ибо что может быть ужаснее человеческих попыток подражать несравненным творениям создателя?"
-- так описывала Мэри свой ночной кошмар. Но ее тут же озарила счастливая мысль -- то, что так напугало ее, напугает и других, нужно только суметь описать это должным образом. Рассказ Мэри восхитил и Шелли, и Байрона, который посоветовал ей непременно записать эту историю. Основная часть книги была написана в течение нескольких последующих месяцев при активном содействии Перси.
Форма романа Мэри Шелли своеобразна. "Франкенштейн, или Современный Прометей" -- роман в письмах, написанных мореплавателем и исследователем Робертом Уолтоном во время путешествия к Северному полюсу. Его корабль застревает во льдах, и в ледяной пустыне он встречает Виктора Франкенштейна, который рассказывает ему историю своей жизни. Талантливому ученому удалось открыть секрет оживления мертвой плоти. Из тканей, костей, органов мертвецов он сотворил человекоподобного монстра и вдохнул в него жизнь. Но вид создания Франкенштейна был настолько ужасным и отталкивающим, что ученый бежал от него.
Поначалу монстр был кроток и добр, "душа его горела любовью к людям". Но люди боялись и гнали его, и, обреченный на ненависть и одиночество, он быстро стал злым и жестоким и начал мстить своему создателю, убивая его родных и близких. В финале Франкенштейн умирает, а монстр, горько оплакивая своего создателя, обещает покончить с собой.
"Я воздвигну себе погребальный костер и превращу в пепел свое злополучное тело, чтобы мои останки не послужили для какого-нибудь любопытного ключом к запретной тайне, и он не вздумал создать другого, подобного мне",
-- с этими словами несчастное чудовище отправляется дальше на север, где намеревается наконец-то обрести покой.
В 1818 году роман был напечатан мизерным тиражом -- 500 экземпляров. Но и этого хватило, чтобы он стал сенсацией. Литературные критики были в растерянности -- одни резко критиковали книгу за "отвратительную абсурдность", другие восхваляли смелость и изобретательность автора. Лучшей похвалой для Мэри был отзыв ее отца:
"Это самое удивительное произведение, написанное 19-летним автором, из всех, что я читал до сих пор".
Продолжение ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал и читай:
Ирина Владимирова (с) "Лилит"