Так сложилось, что я с детства обожаю творчество Владимира Семёновича Высоцкого. Увлечение это пришло случайно. В году 1987-м я освоил отцовский древний бобинник «Дайна» и начал записывать на него все песни подряд, которые звучали по телевизору. Всё там было: и Пугачёва, и Кобзон, и шестилетний Родион Газманов… мне было принципиально не важно, что записывать. И однажды телепрограмма разродилась четырёхсерийным документальным фильмом про Владимира Высоцкого, в котором звучали его песни. Естественно, я с магнитофоном был наготове. Так у меня появился первый самодельный сборник песен Высоцкого, который был заслушан мной до дыр и выучен наизусть. Потом уже появились и пластинки, и переписанные у знакомых концерты.
До этого, конечно, я краем своего детского уха что-то слышал о Высоцком. Когда мне было лет 9-10, в пионерлагере в радиорубке частенько крутили пластинку, на которой Высоцкий пел под инструментал. «Скалолазка», «Ноль семь», «Что случилось в Африке» и так далее, думаю, многие слышали эту пластинку. И в то же время в отряде «старшаков» был некто Лёня Песоцкий, который вечерами пел песни под гитару. Я подозревал, что это и есть тот самый знаменитый исполнитель, только не мог взять в толк, как правильно – Песоцкий или Высоцкий.
Чуть позже я увидел Высоцкого по телевизору, в музыкальной паузе передачи «Что? Где? Когда?» Мать вздрогнула и сказала: «Господи! Зачем покойников показывать?» Мне было несколько странно видеть покойника, который сидел и распевал песни. Как-то становилось слегка не по себе. Зато я, наконец, узнал, как выглядел Владимир Высоцкий. Кстати, «Место встречи» к тому времени я уже посмотрел, но абсолютно не вдавался в подробности, кто там играл главные роли. Помню, какое жуткое впечатление произвела на меня сцена, когда бандиты убивают старичка-сторожа и его внука.
Короче. Я безмерно уважаю Владимира Семёновича и знаю наизусть десятки его стихов и песен.
Но, так вышло, что фильмов с его участием я почти не видел, хоть и могу все их перечислить их по пальцам, так как много о них читал в книгах и статьях о Высоцком. Не стоит удивляться – в начале 90-х мне их посмотреть было просто негде, а потом телевизор исчез из моей жизни лет на десять. Нет, я не «сидел», всего лишь пошёл учиться в военное училище со всеми вытекающими последствиями. Сейчас, наконец, появилась возможность всё пересмотреть, но вы же понимаете, что для этого нужно поставить перед собой цель, бросить всё, сесть и посмотреть фильм, что получается далеко не всегда ввиду нехватки времени. Поэтому я благодарен Дзену за то, что благодаря ему, я уже посмотрел немало прекрасных фильмов. Обзоры делать надо? Надо! Так отчего же не совместить приятное с полезным?
Сегодня я представляю вашему вниманию роскошный фильм. Действительно, роскошный. Я знал, что Высоцкий играл в нём поручика Брусенцова, и то, что многие критики ругали фильм за то, что слишком уж благородный образ белого офицера получился у Владимира Семёновича. Не принято в то время было показывать в фильмах «белых» с человеческими чертами. Вспомните «Неуловимых»: «белые» там или клоуны, или садисты.
Вот я и представлял себе, что этот фильм рассказывает про белогвардейца Брусенцова и какого-то его товарища. Оказалось, я ошибался: роль Брусенцова – второстепенная.
А рассказывает фильм про молодого парня-красноармейца Андрея Некрасова, роль которого блестяще исполнил Олег Янковский.
Некрасов до войны был фотографом, а в руки «красных» попала трофейная кинокамера. Вот и было принято решение – отправить Некрасова на аэроплане пролететь над позициями врага и запечатлеть всю обстановку на видео.
А так как оборудование было довольно громоздким, в помощь Некрасову выделили помощника – разжалованного командира роты Ивана Карякина в исполнении Ролана Быкова.
Персонаж Карякина – жемчужина этого фильма. Карякин глуповат, резок в суждениях, но, в то же время он верен своим принципам, и он отважный боец. Помимо актёрского таланта Ролана Быкова надо отдать должное сценаристам – как здорово они прописали каждую фразу Карякина! Смотришь, и улыбка самопроизвольно растягивается от уха до уха!
Анатолий Папанов очень хорош в роли чудаковатого красного командира с будённовскими усами.
А персонаж Высоцкого, хоть и необходим для объёмного отражения обстановки того времени, всё же, повторюсь, второстепенный. Как играет Высоцкий? Да отлично играет, хоть, на мой взгляд, играть в этом фильме особенно ему было нечего. За исключением сцены с конём, конечно. Газманов, когда писал своего «Есаула», явно вдохновлялся этим фильмом.
Брусенцов оказывает знаки внимания сестре милосердия, которую играет Ия Саввина.
Зрители помоложе могут её не знать, но, если напомнить им, что она озвучивала Пятачка в «Винни-Пухе», им придётся признать, что творчество Ии Саввиной не обошло и их стороной.
Отдельно хотел бы отметить «экшен»-сцены: разве смогут сейчас киноделы снять, как тачанку расстреливают из пулемёта и она переворачивается вместе с лошадьми?
Помимо драматически-развлекательной составляющей, фильм имеет и познавательную сторону: в нём рассказывается история штурма Перекопа в ноябре 1920 года. Можно по-разному относиться к «белым» и «красным», но, после просмотра фильма зрителю становится кристально ясно, что не за то погибали наши предки, чтобы в наше время в Крыму размещались военные базы НАТО.
Пусть у предателей своего прошлого сейчас временные успехи на отдельных участках фронта – время восстановит справедливость. Как не смогли помочь иностранные интервенты «белым» сто лет назад, так не смогут они помочь и сейчас предателям искусственно выдуманной нации. По сути, сейчас идёт та же самая гражданская война – русские воюют против русских.
Ладно, чего-то понесло меня. Если кто-то по каким-то причинам ещё не смотрел этот фильм, считайте, что я сделал вам шикарный «подгон»!
Спасибо за внимание и приятных выходных!
Не забывайте нажать "палец вверх" под обзором!
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Год назад на канале:
«Батарейки в комплект не входят» (1987): морально устаревшая сказка про фиксиков
Постер для статьи взят с сайта kinopoisk.ru, также статья содержит кадры из фильма «Служили два товарища» (1968).
#кино #галопом по кино #владимир высоцкий #ролан быков #олег янковский #кино ссср