Это компиляция из нескольких постов в Телеграме, чтобы были в одном месте и можно было бы добавлять еще что-нибудь. Никакого девиза к аркану, чтобы поместить его в заглавие, не родилось, потому что он в принципе об устранении каких бы то ни было отождествлений. Начнем с пояснения отсутствия названия у аркана подписи на большинстве доставшихся нам старых колод.
Итак, Вирт сообщает нам следующее: "Все картины Таро подписаны словами - Фокусник, Папесса, Императрица и так далее, - и только Аркан XIII намеренно оставлен без подписи, как будто средневековые художники из отвращения отказались дать имя скелету с косой, урожай которого состоит из человеческих голов. Значит ли это, что они отказывались видеть в этом вселенском разрушителе эфемерных форм только лишь Смерть? Похоже, они считали, что существует одна только Жизнь, и не верили не в Смерть, ни в Небытие. То, что существует, может изменять свой внешний вид, но никогда не разрушается и не исчезает; все сущее бесконечно изменяется под воздействием великого преобразователя, которому обязаны своим происхождением индивидуальные существа. Растворяя использованные формы, которые более не отвечают своему предназначению, этот агент производит омолаживающее действие, поскольку высвобождает энергии и помогает им войти в новые живые комбинации".
Фламель: "Если не видишь самым первым, прежде всех остальных цветов, черный цвет, знай, что ты ошибся в своем делании и нужно всё начинать сначала!"
Да будет мне позволено вставить свои пять копеек созерцаний на тему этого аркана.
"В это задумчивое созерцательное время Рыб, растворяющей Воды, есть смысл поработать со Старшим арканом Смерть, ведь именно его принято ассоциировать со стихией Воды и растворением форм. Часто этот аркан чисто визуально пугает, ибо мы вообще об этом предпочитаем не думать. Но в раскладах он почти никогда не говорит о реальной физической смерти, только в особых сочетаниях и определенных раскладах. Даже в ряду старших арканов он стоит не в конце, а в середине, что в общем говорит о том, что и после него жизнь вроде как продолжается. Так что речь идет о переходе, о трансформации, об потере прежних свойств, качеств и сюжетов. Если правильно прожить аркан, если уж им накрыло, то здесь в каком-то хоть отдаленном приближении происходит принятие самой возможности смерти, а также принятие преходящести форм и более лёгкое освобождение от них, текучесть и плавность.
Здесь жизнь всегда покидает более грубые формы и идет переход к более тонким, именно поэтому во время действия этого аркана ты еще не знаешь, что тебя ждет впереди - ты там еще не был, на этом уровне тонкости. Более грубые формы - это привычные социальные роли, маски, ценности, то, чем заполняется и забивается время. Человек теряет привычные социальные опоры, они как бы размываются, растворяются, и происходит подвисание в нигде. Человеку внутри него становится тесна его жизнь в привычных социальных рамках, он хочет больше воздуха, больше свободы и испытывает отчаяние. Интенсивность этого переживания может быть разной - от тотального переживания бессмысленности всего и вся и ужаса пустоты собственной жизни (например, на возврате Сатурна) до какого-то локального состояния тонкой и едва уловимой усталости, цепляющего только одну сферу жизни.
Ты как будто бы больше не чувствуешь своей связи и отождествления с каким-то аспектом своей жизни и своей личности, больше не хочешь думать определенным образом, больше не хочешь переживать определенную эмоцию, больше не хочешь делать одни и те же действия, больше не хочешь повтора сюжета - задрало. Оно больше не имеет жизненной силы для тебя в своем текущем виде, а может быть и вообще, там нет для тебя положительной энергетической отдачи, обратной связи, даже никакой вторичной выгоды уже нет. Сила, энергия определенных вибраций, заложенная в процесс, иссякла, приведя к накоплению определенного количества сущностного знания, опыта, к кристаллизации форм. Теперь это знание должно быть переработано самим оператором и должно смодулировать новую энергетическую волну, другой вибрации, чтобы позволить запуститься новому процессу в той сфере жизни, где человек переживает действие аркана Смерть.
Аркан Смерти по частям (реже - полностью) убивает автоматическую социальную личность, которая двигается по заложенным стереотипам, которые она воспринимает как свои опоры, от пункта к пункту, т.е. по сути является объектом каких-то внешних правил и воздействий, и возвращает человеку его субъектность, потому что в этот момент человек сталкивается с пустотностью общепринятых сюжетов для себя и в нем проявляется желание калибровать свою жизнь по каким-то иным ориентирам, и делать это самостоятельно, изнутри, найти свет своей жизни. Идет возврат от внешней формы к сути, потому что, например, формальная смена работы с менеджера на менеджера, да даже на начальника менеджера не решит проблему отчаяния. Какие-то внешние формы, принятые в твоем социуме, которые ты ассоциировал с привычным тебе образом бытия, умерли и должны сгнить и отвалиться. Но не сами по себе, а должна быть проделана определенная работа с умом: тонкое переживание усталости (или тотальный ужас бессмысленности) должно быть сформулировано в конкретные слова - что именно больше не должно присутствовать в жизни в прежнем виде, а также в намерение отпустить это безвозвратно, отказаться полностью и открыться всевозможности и поиску сакрального, развивая свою интуицию и чувствование пути и направления. Это суть проявление воли. Скрываться от этого переживания, пытаться отвлечься, обмануть свою интуицию - красть у себя же. Раньше сядешь - раньше выйдешь, как говорится.
А то бывает так, что человек просто не дает себе труда это сделать - остановиться в ежедневном беге и прочувствовать то состояние, которое его тревожит, погрузиться в него. Усталость, ощущение бессмысленности ежедневных повторений (или регулярного возврата одного и того же сюжета) возрастают, и если долго не обращать на это внимания, продолжая возвращать себя на морально-волевых в один и тот же пустой сюжет, они могут просто соматизироваться, т.е. разрушить тело.
Второе препятствие для прохождения аркана - инерция прежних сюжетов еще может быть велика, понимание сути этого процесса или отчаяние может быть недостаточно глубоким, и тогда возникает опасность сразу метнуться к другим внешним ориентирам, т.е. испугавшись, от ума попытаться придумать себе дальнейшее направление (из числа уже известных и похожих на то, что иссякло), не пережить состояние умирания до конца, а продолжать агонизировать и тратить ресурсы. Например, привыкнув быть заядлым путешественником, почувствовать, что больше не хочешь бессмысленно как турист скакать по странам, но не имея ключей к тому, чего же именно ты тогда хочешь относительно путешествий, какого их сущностного наполнения, уговорить себя поехать ещё куда-нибудь - вдруг станет снова интересно? Но нет, не становится. Таким образом понятно, что никакого действительного обновления в этом случае не произойдет и новой питательной среды не возникнет.
Символизм: скелет с косой, иногда на коне (напр., на итальянских колодах XV в. и на Райдере-Уэйте). Скелет - у человека остается только самое главное, его духовная опора, его вечная часть, та фундаментальная природа вещей, базовая структура всего сущего, которая остается неизменной в ходе обычных перемен. "Мясо" внешних связей, социальных ролей и масок растворяется, растворяется т.н. "социальная личность".
Коса - тоже знак, указующий на время. Время безжалостно, оно скосит все наши представления о себе, всё то, с чем "социальная личность" себя ассоциирует: профессия, работа, хобби, концепции, роли, тело, привязанности и т.д. В конце-концов, в могилу это с собой не унесешь, это всё будет растворено. Останется только сущностное. Посему очень частый вопрос человека к себе на Смерти: "Что я тут делаю?" и "Зачем мне вот это вот всё?", "Боже мой, что я тут забыл?", "Будь что будет, но вот так больше не хочу!"
Итак, само состояние выглядит как тотальная усталость от всего (но не та усталость, когда хорошо поработал, а именно душевная), в уме нет ничего по теме вопроса, к чему хотелось бы вернуться, но и нового в уме тоже ничего нет, вообще нет источников энергии или вдохновения, не прет, браться ни за что не хочется, о чем ни подумаешь - всё обрыдло, а заменить нечем. Ты всё уже прикинул, как оно опять будет, и уже заранее от этого устал. Привычный социум ничего тебе предложить не может. От этого страдание, уныние, страх или тревога, или отдых или облегчение, кто как воспринимает.
Если человек знаком с этим состоянием и его сутью, то оно его, безусловно, радует, поскольку на опустошенном поле он может позволить вырасти нечто новому, еще более сущностному и субъективно ценному, подлинно сакральному, а старое можно с облегчением и благодарностью отпустить, "наконец-то кончилось" или "спасибо этому дому, пойдем к другому". Он как бы освобождает пространство для дыхания. Если не знаком или еще не привык, то тревожный дискурсивный ум начинает создавать в человеке страдание. Кто-то лежит, уставившись в потолок, и всем завидует, кто хоть чем-то занят и во что-то вовлечен; кто-то ходит и закрывает гештальты – что-то чинит, убирает, приводит в порядок, ибо двигаться всё равно некуда; кто-то невротически жрет в попытке отвлечься от этого переживания, так как впереди неизвестность, и т.п. Да мало ли ловушек. (На самом деле я тут лукавлю: даже если человек знаком с этим состоянием, всё равно каждый раз переживается как первый, с прежней интенсивностью и отчаянием). Причем необязательно, что запущенные процессы закончатся на Смерти; здесь происходит отпускание привязанностей к этим процессам, а сами процессы могут наполниться новым содержанием, если там есть, чему наполняться. Если нечему, придет Башня. Например, необязательно, что закончится какая-то творческая деятельность, но исчезнет привязанность к ее текущей форме, в связи с чем она получит возможность обновиться, принять несколько иную форму или наполниться новым смыслом.
Как уже было сказано, длительность и размах переживания могут быть разными: оно может захватить несколько лет и все сферы жизни, сопровождаясь массой сложных и переплетенных процессов, и всё это будет похоже на распутывание клубка и движение наощупь, пересобирание себя по иным лекалам, а может прожиться за сутки. Но если уж оно захватило, то всё: пока не умрёшь, не возродишься.
И еще одно дополнение:
Намкай Норбу: "Дхарма предполагает, что все практики и философия в Дхарме направлены на растворение эго. Эго является главным препятствием к состоянию созерцания и просветления. Это сила, создающая иллюзию отдельности субъекта и объекта и скрывающая реальное единство всей природы. Можно сказать, что для того чтобы отказаться от эго, нужно сначала работать над созданием здорового, разумного эго (в противовес дикому и безумному). Нужно иметь нечто прочное и ясно определенное, прежде чем вы сможете принять его отвержение".
Перефразируя Дхарму в русле несколько ином, можно сказать, что чтобы что-то растворить и сделать летучим, сначала нужно это сгустить и фиксировать, предельно отождествиться со своими надеждами и страхами относительно этого и прожить весь соответствующий опыт, чтобы его исчерпать, совершив определенное количество попыток и поняв, что ни надежды не реализуются, ни страхи уже не мотивируют, плевать на них. Чтобы отказаться от опор, надо их иметь. Тогда останется только суть, свободная от надежд и страхов. Если в ней есть золотое зерно, оно даст новые всходы в виде спонтанных безусильных действий, просто потому что так движется намерение и мы движемся вместе с ним. Если нет, оно отвалится с концами. В результате всех этих операций мозаика вдруг становится калейдоскопом.