Найти тему
Счастливый Кормчий

Как изучение темы «Стили речи» превратить в творческую мастерскую

Оглавление

Здравствуйте, друзья!

Этот приём я использовала на уроке в 5 классе, но такая работа увлечёт и ребят постарше.

Теоретический материал по теме «Стили речи» сложный и объёмный. Ребёнок искренне не понимает, зачем ему знать о том, каково назначение, лексическое наполнение и прочие отличительные особенности каждого стиля.

Конечно, совсем без теории на подобных уроках не обойтись. Её достаточно в учебниках и справочниках. А сегодня я расскажу о том, как скучную тему превратить в творческий процесс.

На этапе повторения в 5 классе мы говорим только о трёх стилях: разговорном, научном и художественном. В начале урока на примере текстов разных стилей вспоминаем особенности каждого из них, при необходимости заполняем таблицу «Стили речи».

И начинаем творить!

Для начала я предложила 5-классникам посмотреть серию «Ход конём» мультипликационного сериала «Маша и Медведь». В процессе просмотра детям нужно было обратить внимание на слова Маши, запомнить их, а затем записать.

Вот некоторые из них:

- Ну и как тут ходят, чтобы победить?
- Ух, фигурки! Пешечки, слоники, поники!
- Надо поником ходить!
- Скачи, скачи, мой поник!

Дети, без труда определили, что слова Маши относятся к разговорному стилю.

А вот теперь – задача посложнее: содержание серии нужно изложить в научном и художественном стилях, помня о главных отличительных особенностях каждого. Научный стиль: точность, информативность, наличие научных терминов. Художественный стиль: образность, выразительность.

Для создания текста научного стиля мы воспользовались словарями, нашли в них слова: девочка, медведь, тигр, шахматы, ум. Для текста художественного стиля придумали слова и выражения, передающие эмоциональное состояние героев мультфильма.

Детское коллективное творчество вылилось вот в такие шедевры.

Научный стиль

Ребёнок женского пола и два хищных млекопитающих устроили состязание в настольной логической игре со специальными фигурами на 64-клеточной доске. Человеческая особь показала более развитые способности к мышлению, познанию, пониманию, запоминанию и обобщению.

Художественный стиль

«Ходить конём!» - таков был беспроигрышный манёвр Маши. Мишка и Тигр недоумевали и негодовали, пронзительно выли и рычали, вскидывали к небу лапы и рвали шерсть на мордах! Но удача была на стороне Маши.

Ребята так увлеклись процессом, что пожелали продолжить работу дома, взяв за основу другие мультфильмы. Уверена, что у них всё получится.

Благодарю за поддержку 👍 и комментарии.

Особенный мальчик среди моих пятиклассников
Счастливый Кормчий7 сентября 2022

#стили речи #творческая мастерская