Бельканто — это техника виртуозного пения, при которой исполнитель свободно извлекает насыщенный звук, плавно переходит от одной ноты к другой, сохраняет ровный голос и мягкий тембр во всех регистрах. Термин происходит от итальянского bel canto — «красивое пение».
Блестящий лёгкий и изящный стиль пения, характерный для итальянского вокального искусства середины 17 — 1-й половины 19 вв.; в более широком современном понимании — певучесть вокального исполнения.
Возникновение бельканто связано с развитием гомофонного стиля вокальной музыки, формированием итальянской оперы (начало 17 в.).
В дальнейшем, сохраняя художественно-эстетическую основу, итальянское бельканто развивалось, обогащалось новыми художественными приёмами и красками.
Ранний, патетический, стиль бельканто (оперы К. Монтеверди, Ф. Кавалли, А. Чести, А. Скарлатти) был основан на выразительной кантилене, приподнятом поэтическом тексте, небольших колоратурных украшениях, вводящихся для усиления драматического эффекта; вокальное исполнение отличалось чувствительностью, патетичностью.
Среди выдающихся певцов-мастеров бельканто второй половины 17 в. — П. Този, А. Страделла, Ф. А. Пистокки, Б. Ферри и др. (большинство из них было одновременно композиторами и вокальными педагогами).
К концу 17 в. уже в операх Скарлатти арии начинают строиться на широкой кантилене бравурного характера, использовании развёрнутой колоратуры. т.н. бравурный стиль бельканто (распространённый в 18 в. и просуществовавший до 1-й четверти 19 в.) — блестящий виртуозный стиль, в котором преобладает колоратура.
Искусство пения в этот период было подчинено главным образом задаче выявления высокоразвитых вокально-технических возможностей певца — длительности дыхания, мастерства филировки, умения исполнять труднейшие пассажи, трели (их насчитывалось 8 видов); певцы соревновались в силе и длительности звука с трубой и другими инструментами оркестра.
В «патетическом стиле» бельканто певец должен был варьировать в ариях вторую часть, а количество и искусность исполнения вариаций служили показателем его мастерства; украшения арий полагалось менять при каждом выступлении. В «бравурном стиле» бельканто эта черта стала доминирующей. Таким образом, помимо совершенного владения голосом, искусство бельканто требовало от певца широкого музыкально-артистического развития, способности варьировать мелодию композитора, импровизировать (так продолжалось до появления опер Дж. Россини, который сам стал сочинять все априации).
К концу 18 в. итальянская опера становится оперой «звёзд», целиком подчиняясь требованиям показа вокальных возможностей певцов.
Выдающимися представителями бельканто были: певцы-кастраты А. М. Бернакки, Дж. Крешентини, А. Уберти (Порпорино), Каффарелли, Сенезино, Фаринелли, Л. Маркези, Г. Гваданьи, Г. Пакьяротти, Дж. Веллути; певицы — Ф. Бордони, Р. Минготти, К. Габриелли, А. Каталани, Ч. Кольтелини; певцы — Д. Джицци, А. Нодзари, Дж. Давид и др.
Требования стиля бельканто обусловили определённую систему воспитания певцов. Как и в 17 в., композиторы 18 в. были одновременно и вокальными педагогами (А. Скарлатти, Л. Винчи, Дж. Перголези, Н. Порпора, Л. Лео и др.). Обучение велось в консерваториях, которые представляли собой учебные заведения и одновременно общежития, в течение 6-9 лет, при ежедневных занятиях с утра до позднего вечера.
Наиболее значительной вокальной школой была Болонская школа Ф. Пистокки (открыта в 1700). Из других школ наиболее известны: Римская, Флорентийская, Венецианская, Миланская и особенно Неаполитанская, в которой работали А. Скарлатти, Н. Порпора, Л. Лео.
Новый период в развитии бельканто наступает, когда опера вновь обретает утраченную цельность и получает новое развитие благодаря творчеству Дж. Россини, С. Меркаданте, В. Беллини, Г. Доницетти. В это время от певцов уже требуется реалистическая передача чувств живых персонажей; повышение тесситуры партий, большая насыщенность оркестрового сопровождения предъявляют к голосу повышенные динамические требования. Бельканто обогащается палитрой новых тембровых и динамических красок. Выдающиеся певцы этого времени — Дж. Паста, А. Каталани, сёстры (Джудитта, Джулия) Гризи, Э. Тадолини, Дж. Рубини, Дж. Марио, Л. Лаблаш, Ф. и Д. Ронкони.
Конец эпохи классического бельканто связан с появлением опер Дж. Верди. Украшения в вокальных партиях опер остаются только у сопрано, а в последних операх композитора вообще не встречаются. Кантилена, продолжая занимать основное место, развиваясь, сильно драматизируется, обогащается более тонкими психологическими нюансами. Изменяется общая динамическая палитра вокальных партий в сторону повышения звучности; от певца требуется двухоктавный диапазон ровного звучания голоса с сильными верхними нотами. Термин «бельканто» теряет первоначальный смысл, им начинают обозначать совершенное владение голосовыми средствами и прежде всего кантиленой.
Выдающиеся представители бельканто этого периода — И. Кольбран, Л. Джиральдони, Б. Маркизио, А. Котоньи, С. Гайярре, В. Морель, А. Патти, Ф. Таманьо, М. Баттистини, позднее Э. Карузо, Л. Бори, А. Бончи, Дж. Мартинелли, Т. Скипа, Б. Джильи, Э. Пинца, Дж. Лаури-Вольпи, Э. Стиньяни, Т. Даль Монте, А. Пертиле, Дж. Ди Стефано, М. Дель Монако, Р. Тебальди, Д. Семионато, Ф. Барбьери, Э. Бастианини, Д. Гвельфи, П.Сьепи, Н. Росси-Лемени, Р. Скотто, М. Френи, Ф. Коссотто, Г. Туччи, Ф. Корелли, Д. Раймонди, С. Брускантини, П. Капучилли, Т. Гобби.
Стиль бельканто оказал влияние на большинство европейских национальных вокальных школ, в т.ч. на русскую. Многие представители искусства бельканто гастролировали и преподавали в России. Русская вокальная школа, развиваясь самобытным путём, минуя период формального увлечения певческим звуком, использовала технические принципы итальянского пения. Оставаясь глубоко национальными художниками, выдающиеся русские артисты Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов и др. владели в совершенстве искусством бельканто.
Современное итальянское бельканто продолжает оставаться эталоном классической красоты певческого тона, кантилены и других видов звуковедения. На нём основано искусство лучших певцов мира (Д. Сезерленд, М. Каллас, Б. Нильсон, Б. Христов, Н. Гяуров и др.).
Словарик:
Бельканто – красивое, прекрасное пение
Колоратура - (итал. coloratura — украшение) — совокупность орнаментальных приёмов в вокальной музыке, прежде всего в классической опере, особенно итальянской и французской опере периода барокко (XVII—XVIII вв.), классицизма (вторая половина XVIII века) и раннего романтизма (первая половина XIX века).
Кантилена - (итал. cantilena «песенка» от лат. cantilena «пение») — широкая, свободно льющаяся напевная мелодия: как вокальная, так и инструментальная. Кроме того, термин также обозначает напевность самой музыки или манеры её исполнения, способность певческого голоса к напевному исполнению мелодии.
Сопрано – высокий певческий голос.
Филировка звука - постепенное разрежение плотности и густоты звука. Применяется, в частности, на длинных нотах, в постепенном затухании на концах «поющих» музыкальных фраз, после чего в воздухе как бы остается лишь легкий мерцающий звуковой шлейф. Особенно заметна филировка в конце какой-нибудь романтической кантиленой пьесы, где художественный образ требует «истаивающего» звучания (например, в «Лебеде» Сен-Санса).
Для примера:
https://www.youtube.com/watch?v=s-TwMfgaDC8 https://www.youtube.com/watch?v=KxnBjAaJWCc
Подготовила статью Новикова Ольга, музыкальный руководитель МКУК СКК Уриковского МО.