Мамочки первоклассников спрашивают: "Ребёнок учится в первом классе. Есть проблема гиперактивности, дефицита внимания. Учительница молодая. Первый год в школе. Подозреваю, что не знает, как с моим ребёнком работать. Недавно заявила мне, что у ребёнка дизграфия. При чем , сказала так, будто это неприличная болезнь. Кто-нибудь сталкивался с дизграфией?" Ну, и дальше на форуме идут советы от девушки логопеда, других мамочек первоклассников. Рассуждения о раннем выставленном диагнозе. Другие спорят, говорят, что дизграфию можно заметить ещё до школы. Кто-то возражает, утверждая что в сентябре рано ставить такой диагноз, нужно дождаться конца года. И вообще вероятность того, что неговорящий до трехлетнего возраста ребенок выдаст в школе дизграфию - это сто процентов! Можно бесконечно рассуждать о причинах повышенной активности у детей, искать связи с пороками развития, либо наоборот утверждать, что это одаренные в разных областях "дети индиго" , они ускоренного развития в физическом либо и в интеллектуальном плане. Идеальных людей нет. В чём-то прорыв, где-то прореха. Всех подравнять под одну линейку и подвести к общему знаменателю не получится. Но, какие претензии к новому молодому учителю? Вот это самое безапелляционное возмущение мамы удивляет. Сама, значит, не старалась, не корректировала поведение ребенка, не готовила его к школе, зная наперёд, что высидеть за партой он не сможет. Теперь ещё и почерк... А как тогда заниматься, получать знания? Показывать знания на оценку? Не страдать из-за полученных оценок? Вам и так идут на встречу. С первого класса, местами и во втором классе начальной школы оценок детям не ставят. Раздают картинки за хорошую успеваемость - звёздочки, солнышки, конфетки, мало ли ещё чего поощрительного! А вы, мамочки гиперактивных, присмотритесь к мамочкам отличников, бабушкам отличников. Какие они спокойные и рассудительные, осознанные и пунктуальные, прилежные и исполнительные! И вам сразу станет понятно, как открытие, что вы лично в чём-то не дорабатываете, не уделяете ребёнку достаточно времени. А он, ребёнок, пытается компенсировать своей активностью вашу недоработку. Причинка недоработки в вас. Да, активные детки чаще всего плохо работают руками. Не умеют красиво рисовать. От природы. Природа виновата? У них непонятный дёрганый почерк. А как же иначе, виновата неусидчивость. И вишенка на торте - учительница неопытная, не знает подход, она не сможет во время справиться, уложиться в урок, чтобы обучить ВАШЕГО ребёнка и постоянно будет вам напоминать о его отставании, а потом - об отсутствии у него базы. Вроде как до школы ребенок уже должен быть достаточно подготовлен и образован, а она, учительница молодая, только задаёт и задаёт домашние задания. Спрашивает, выполненное дома с родителями и тестирует, тестирует... Парадокс нынешнего школьного образования накладывается на вашу неподготовленность и физиологию. Пофигисты-родители уровня "Бог" начинают метаться и менять классы, ищут опытного педагога, потом бегают по другим школам, им ни кто не может угодить. А и не должен. Почему они "пофигисты"? Они ждут готовых решений. Но в главном они правы: они хотят, чтобы учитель учил. Не в той, так в другой школе. Они убегают от проблем со скоростью бешенного поросёнка. В конце концов и они успокоятся и начнут платить репетитору. Но не с первого же класса? Как решить проблему с дизграфией? Приучите ребёнка читать. Он будет словно сканер воспринимать правильно написанное. Он станет грамотным, запоминая день за днём правильное написание слов, у него разовьется память, образное мышление и в конце концов! Ему захочется самому писать, стать "писателем". Некоторые дети со школьной скамьи пишут стихи, лирические стихи, о первой влюбленности. А как же! Они обладают знаниями из книг, у них есть чужой и свой опыт. Начинают делиться. Пусть пишут в компьютере. А каллиграфией стоит заниматься с первых уроков в школе. Вместе с учителем, дома набиваете детскую руку, следите за направлением письма. Вы сами должны точно знать, как водить ручкой, правильное написание каждого составного крючка в каждой букве. Помню неприятное происшествие лично в моей семье. Когда второй ребенок пошел в первый класс, мы писали с ним буквы и над заглавной "Р" сын вывел~ не с лева-направо, а справа-налево и мы с мужем заспорили. Муж утверждал бездоказательно, что пусть мол, пишет как хочет. А я доказывала, что письмо слева-направо прерывается, письменная вязь возвращается обратно, а это говорит о том, что у человека бардак в голове, а бардак в голове мешает человеку жить. В дополнении к иллюстрации нашего с мужем спора открою завесу семейного скандала; сильный мужчина стянул меня за ногу с дивана и заявил, что завтра же все выяснит у учительницы, может ли ребёнок писать так, как ему удобно. В итоге, спустя много-много лет, когда самый младший пошел в школу, муж до тех пор так и не знает, во сколько у них там первый звонок. И он однажды задал мне такой вопрос, на что я ему ответила: "А ты угадай!" И он так и не угадал. Ведь он всё время работал... К чему я об этом рассказываю? А всё предельно просто. Человек, который не особо вникает в то, как скрупулезно выполняет задание ваш ребенок, да и вы сами, ссылаясь на то - пусть делает, как хочет! Пусть делает, как может! Он не желает вашему ребенку добра, вы сами не желаете вашему ребенку добра, вы от него отмахиваетесь. Отмахнётесь раз-другой, войдет в привычку отмахиваться. Отсюда - дефицит внимания у ребенка, а не только от недостатка времени у родителей. Ведь именно по-этому после первого сентября в младшей школе первоклашек толпой встречают у входа их родители, бабушки и дедули. Чтобы учиться вместе с ним, с первоклассником: выслушивать учителя, вникать в вопросы, узнавать в точности домашние задания, делать их правильно с детьми дома, учиться вместе с детьми в первый, во второй, в третий раз... Многие родители специально берут для этого отпуск после первого сентября. Но находятся мамочки, которые ждут, что учитель научит всему, успеет уделить внимание каждому неусидчивому ребёнку. Ведь учителю за ЭТО платят! Да, есть разница в методе преподавания опытных педагогов, одаренных педагогов, педагогов "от Бога" и тех, кто только пришёл работать в школу. Опишу для иллюстрации снова только два момента, которые я заметила в нашей школе. Завуч начальных классов сама преподавала у первоклашек, доводила "до ума", и к выпуску они уже практически всем классом "висели" на доске почёта. А способы воздействия на неподдающихся у неё каждый раз находились разные. Например, девочка очень маленького роста Дана вела себя по-детсадовски. Когда она уставала на уроках, могла запросто развалиться полежать в проходе между партами или начать ползать там же потихоньку. Вот вам и неусидчивость! Педагог попросила умельцев родителей смастерить коротенькие маленькие диванчики на троих, поставили два такие диванчика к задней стене класса между шкафов с книгами. Вот там могли посидеть и полежать на уроках и на переменах дети. Может быть для таких же целей в коридоре у старшеклассников стояла домашняя мягкая "тройка", диван и два кресла. Не потому, что кто-то притащил мебель из дома, не выкинул, а для того, чтобы в школе было по-домашнему. Случайно заглянув в тот же класс спустя годы, я обнаружила в углу кабинета, рядом с доской, огромное высокое кресло-трон, с золотой короной. Это кресло стояло для тех детей, кого необходимо было поставить на уроке в угол. И вот, чтобы не ставить в угол, родители сейчас такие, начнут возмущаться, соорудили в углу для провинившегося трон, откуда и ему видно, как класс тянет на уроке руки и работает. Это что касается воспитания гиперактивных первоклашек. Моя старшая дочь (я не устану повторять эту историю в мамских группах), к году знала самые простые стишки на слух и могла за мной повторять последнее рифмующееся слово.
Не к трём годам, к году! А в два с половиной года она уже рассказывала на Красной площади под Новогодней ёлочкой со сцены Некрасова "Мужичок-с-ноготок!" В полтора годика я её оставила у бабушки, а сама вышла из декрета на работу и уехала за восемь тысяч километров на БАМ, в Тынду. Бабушка зимой выводила внучку на прогулку и обе рисовали палочкой буквы на снегу. К лету внучка уже знала у бабушки весь алфавит. И когда мы поехали с ней на море в отпуск, то маленькую девочку во дворе у нашей хозяйки, где мы снимали дом, часто просили рассказать большие буквы из газеты.
- Это - А. А это - А в тапках, - говорила дочка про букву - Д.
- Мне тлюдно! - говорила она, когда её просили назвать мягкий знак и опускала голову на руки, сложенные как у первоклассницы на столе, в тенистом дворе под виноградником. Потом прошло ещё три года, прежде чем дочка начала читать. А читать заставляла её я, загоняя на верхний ярус кровати, где раскладывала перед ней детские книжки. Это было наказание за излишнюю активность ребёнка, - час читать! Гиперактивность поменялась на усидчивость. Ей стало так интересно в мире книг! У неё изменился характер. И у неё развивалась уникальная память. К школе девочка перечитала две библиотеки - нашу и бабушкину. Конечно же, она не интересовалась взрослой литературой, сама выбирая книги для чтения. А там были и Джонатан Свифт, и Киплинг. Все сказки Пушкина бабушка прочла девочке еще в три года. На Пушкине она выросла. И в три года уже смотрела по телевизору передачу для детей, обучающую английскому языку. Ей очень нравилась эта передача с повторяющимися детскими песенками. Вот такая настольная лампа из СССР была на заставке этой телепередачи.
Заниматься надо с ребёнком дома, за-ни-мать-ся! А у многих мамочек сейчас дети до трёх лет не разговаривают! Раньше, в советскую эпоху это был нонсенс и редчайший случай. А я здесь рассказываю про своего ребёнка, вес при рождении у которого был кило семьсот. Девочка окончила школу с медалькой, поступила сразу на два факультета очно и заочно. Другое дело, что заочную учебу она бросила, потому что влюбилась. Но по окончании учебы снова поступила в университет. И снова - что? Влюбилась... Когда на вручении диплома восседала в зале бабушка, она прошептала себе под нос: "Подстрелил на взлёте..." Потому, что у внучки спокойно мог бы быть "красный" диплом. Вот такие бывают "выдерги" и непоседы.
Что делать с некрасивым почерком у ребёнка? Ищите у него другие интересы. Находите у него талант, которым обладает только ваш сын или дочь. Может быть парень с непонятно каким почерком будет делать пальчиками пиццикато по клавиатуре и станет чудным программистом. Тогда вопрос: а зачем вообще ему этот каллиграфический почерк? Есть у японских учёных теория о том, что для подготовки специалистов будущего совершенно разных направлений, не обязательно - программистов, нужно заниматься с ними именно каллиграфией. Парадокс? Уроки каллиграфии были введены в школах с первого по одиннадцатый класс. Многие продвинутые фирмы Японии приглашали для своих руководителей учителей сенсеев, которые занимались с ними каллиграфией в обеденный перерыв. Именно для того, чтобы развивалась творческая креативно-мыслящая личность. Это делают у себя японцы - самая трудолюбивая исполнительная нация. Ищите компромисс, находите талант и удивляйте им школьных педагогов с претензиями. У каждого ребёнка в жизни есть уникальный выбор - найти свой путь, свою индивидуальность. И раньше времени не забивайте на него, развивайте с младенчества, не ждите, когда подрастёт, но "не забивайте в него гвозди"!
#талантливые дети #красивый почерк #