Найти тему
Серебряный Месяц

"Напою жену, обниму Коня", да и Конь тоже напьется, ведь Конь и Жена одно целое (О поэте Сергее Городецком и его супруге Анне-Нимфе-БелКоне)

Знаковой фигурой Серебряного века был поэт и, как сейчас бы сказали, топ-менеджер различных тусовок того времени Сергей Городецкий. Он продюсировал, дружил и любил "со многими и многих", с особым удовольствием окучивая своим "цветущим посохом" крестьянских поэтов, но всегда возвращался под крылышко к своей красавице-супруге Анне, которая была ему и другом, и музой, и любовницей.

С Блоком на короткой ноге

Семья ученого и литератора Митрофана Городецкого была культурной и интеллектуальной ячейкой петербургского общества конца 19-начала 20 века. На стыке столетий сыну Митрофана Ивановича Сереже исполнилось 16 годков, и он уже знал, что хочет в этой жизни.

Увлекали его славянские напевы-перепевы, наряды-обряды, кострища-толковища и все, чем в стародавние времена заведовали славянские командармы Перун да Ярило. На историко-филологическом факультете столичного университета познакомился и подружился с Александром Блоком, общение с которым привело к большой поэзии. Сергей начал писать оригинальные стихи фольклорно-исторической направленности и быстро сумел получить признание мэтров в различных салонах Санкт-Петербурга.

Симпатичный Сережа
Симпатичный Сережа

Возможно, этому признанию способствовали и симпатично-эротичные личико с фигуркой студента Сережи, и его готовность к экспериментам в секс-общении со старшими дядями и тетями, но без таланта в литературе и в постель к "башневладельцам" Вячеславу Иванову и Лидии Зиновьевой-Аннибал не попадешь, и в обществе "Друзей Гафиза" с дядей Мишей Кузминым и его племяшом Сережей Ауслендером не покувыркаешься.

В Цех с Гумилевым, под венец с Анной.

Сергей сумел задружиться и с брутальным Николаем Гумилевым, который не только признал в Городецком большого поэта, но и разделил с ним ответственность за созданный ими Цех поэтов, которым они совместно руководили, обучая восторженных мальчиков и девочек искусству наполнения рифмованных строф волшебством поэзии.

Николай Степанович и Сергей Митрофанович
Николай Степанович и Сергей Митрофанович

Объединяло молодых людей не только любовь к творчеству, но и продвижение нового, ими же придуманного направления в поэзии - акмеизма. К этому времени в активе Городецкого - и мощные книги стихов "Ярь", "Перун", "Дикая воля", и женитьба на умнице и красавице Анне Козельской, которая пробовала себя в разных искусствах - театр, музыка, литература, но более всего обнаружила в себе талант любить и быть любимой.

В Аннушку влюблялись все, кто был с ней знаком или просто оказывался в одной компании. Блок отмечал ее необыкновенную красоту, композиторы Лядов, Гречанинов и Черепнин задаривали автографами своих нотных текстов с восхищенными посвящениями, художник Репин рисовал ее портреты, при этом, иначе, как Нимфой не называл.

Портрет Нимфы и Сергея Городецких работы Репина
Портрет Нимфы и Сергея Городецких работы Репина

Скоро весь Петербург называл ее Нимфой Алексеевной, но сама Нимфа пошла еще дальше. Вдохновленная мужниным увлечением язычеством и славянской древней культурой, она начала писать необычные стихи под необычным псевдонимом Нимфа Бел-Конь Любомирская.

"В лицо мне дышит Белый Конь, косит лиловым глазом"
"В лицо мне дышит Белый Конь, косит лиловым глазом"

Конь в понятиях древних славян был символом счастья и добра и связывался с культом Солнца. Белый конь считался посланником солнечного света и добра. Любомирская же расшифровывается совсем просто ― любящая мир. Любовь и христианство неразделимы. Вот одно из стихотворений Нимфы под названием "Мария-Магдалина":

В моих глазах молчит пустыня голубая
И в волосах завял полыни горький лист.
Я сгорбилась, в ночных молитвах нагибая
Лицо горящее пред тем, кто так лучист,
Что мне не вынести магического взгляда
Его больших тигрино-трепетных очей.
Но трижды, трижды я вошла бы в двери ада
Лишь за одну из девственных его ночей.

Тортом надо делиться

Кому посвящено выше приведенное поэтическое признание мы можем только догадываться. У меня, например, "девственные ночи" вызывают ассоциации с Блоком. А то, что Нимфа была от Александра Александровича без ума, свидетельствуют ее письма к Блоку, наполненные таким жаром эротической самоотдачи, что, удивительно, как бумага не загорелась от огня души и тела этой страстной женщины.

«Бывают дни, когда я во блаженной и смиренной любви своей к Вам, мой единый Бог, брожу без конца по пустынной набережной, и мне кажется, что я в золотой сетке качаюсь в синеве небесной. И нет у меня тела, — я Божья..."

Впрочем, Сан Саныч подобных дам умел "отшивать" тактично и безболезненно. То ли дело, загулять в ресторане и на десерт обход проституток устроить - вот это настоящая жизнь Поэта!

Кстати говоря, исследователи Серебряного века Роман Тименчик и Николай Богомолов полагали, что Городецкий был в курсе о любовных флюидах, рассылаемых Анной-Нимфой другим мужчинам, но вполне лояльно к этому относился. Видимо, муж понимал, что столь "изысканный торт" нельзя кушать одному, вкуснятиной надо делиться с товарищами по искусству. Сам-то он пробовал разные десертики, курируя-продюсируя ребяток-поэтов из созданных им же кружков группового секса чтения "Краса" и "Страда", куда были записаны Есенин, Ширяевец, Клюев, Клычков и другие "деревенские" активисты.

Полтора года Сережи жили вместе
Полтора года Сережи жили вместе

Жизнь сама все расставит по местам

Впрочем, мерное и мирное течение жизни было прервано революциями, войнами и прочим катаклизмами. Испытания укрепили семью Городецких, которые с годами чувствовали все большую любовь и привязанность друг к другу.

Сергей Митрофанович имя себе сделал в имперской России, а после большевистского переворота уже плыл по течению, подтверждая звание мэтра поэзии, к тому же не уехавшего. а оставшегося там, "где мой народ, к несчастью, был". Городецкий писал политические стихи — от окон РОСТА и агиток периода Гражданской войны, приветствий пролетарским поэтам, партийным съездам и космонавтам до текста кантаты «Песнь о партии»

Возможно, великая Анна Андреевна Ахматова, была чересчур строга и эмоциальна, когда в 60-е годы в своих "Записных книжках" скажет о бывшем «солнечном мальчике Сереже Городецком»:

«Дальнейшая судьба этого персонажа, вероятно, любопытна с многих точек зрения, но к истории русской поэзии никакого отношения не имеет»

Впрочем, Сергей Митрофанович, живший в эвакуации в Ташкенте в одном дворе с Ахматовой, тоже не был замечен в особой любви к Анне Андреевне. "Кто это пишет? - спросил как-то Городецкий, услышав незнакомые строки. Ахматова? А-а-а, моя недоучка..."

Ваганьково - последний приют Нимфы Алексеевны

Вернувшись из эвакуации, супруга Городецкого захворала, и в 1945 отправилась в лучший из миров. Похоронили Нимфу на Ваганькове, а Сергей Митрофанович долго и тяжело переживал кончину жены, часто вспоминал её - и в стихах-посвящениях, и в мемуарах. Вот что пишет Городецкий в автобиографии «Мой путь»:

«… в 1945 году я потерял жену, вернейшего друга и соратника всей моей творческой жизни…».

В 1946 году он поселился в Буграх под Обнинском с дочерью Рогнедой и внучкой Наташей, посадив у ограды берёзку в память об ушедшей жене. Он пережил её на 22 года и был похоронен в 1967 году рядом с супругой. Так что, Сергей и Нимфа снова оказались вместе.

Рогнеда, угадавшая с шахматистом и не попавшая в такт с композитором

Дочка Городецких Рогнеда, рожденная в 1909 году, унаследовала красоту и творческую составляющую родителей, и поначалу судьба благоволила к ней. Еще бы, ее ребенком держал на коленях Блок, крестным отцом был Бальмонт, с ней играл Есенин, она общалась с Ахматовой, дружила с актрисой Юнгер и летчицей Гризодубовой.

Рогнеда Городецкая
Рогнеда Городецкая

Семнадцатилетнюю Рогнеду увез в Европу первый муж, чехословацкий шахматный гроссмейтер Рихард Рети. На счастье влюбленным было отпущено всего три года - сорокалетнего шахматиста подкосила и свела в могилу скарлатина. Рогнеда же успела сняться в чешском кинематографе, подружиться с европейскими звездами театра, кино и литературы, но без мужа оставаться за рубежом не пожелала, вернувшись в Россию.

Второй брак с композитором Юрием Бирюковым радости не принес, хотя музыку тот писал неплохую. Как человека же, Бирюкова характеризует такая история.

Муж-шахматист
Муж-шахматист

Муж-композитор
Муж-композитор

В перерыве заседаний Второго съезда советских писателей тесть Бирюкова Сергей Городецкий подошёл к Анне Ахматовой и сказал, что хочет представить ей своего зятя, однако, через некоторое время вернувшись, сообщил, что зять не хочет знакомиться с «антисоветской поэтессой».

Мэтр поэзии Сергей Митрофанович Городецкий
Мэтр поэзии Сергей Митрофанович Городецкий

Думаю, что Анна Андреевна особо не расстроилась.

Ну, если только чуть-чуть.

Даже не за себя.

За Рогнеду.

И ее папеньку.