Постоянные читатели знают о моем интересе к необычным мостам. В конце статьи дам ссылки на рассказы о тех, о которых уже писала. В прошлые выходные мы отправились в Зеленодольский район Татарстана. На встречу с вот этим интересным мостом.
Вернее, это даже не мост, а часть насыпи с проездом. Верхняя часть моста не сохранилась. Мой муж даже поднялся наверх, хотя там все заросло, и видно, что люди там не ходят. Не увидел там ни рельсов, ни шпал.
Но о том, что там была железнодорожная ветка, напоминает насыпь, которая находится чуть поодаль от этого моста. С мостом не соединяется, и видно, что была срыта искусственно. Для чего, я так и не поняла. Говорят, что использовали землю.
Этому мосту более 100 лет. Построен он в самом конце XIX века, предположительно в 1893 году. Ветка железнодорожная соединяла Канаш и Свияжск. В начале XIX века в 20-30 годах проложили новую дорогу, чуть севернее, а эта оказалась заброшенной. Так что железнодорожный мост прослужил недолго.
А вот эта арка служит и по сей день, это единственный проезд автомобильного транспорта в деревню Русские Ширданы. Сразу скажу, дороги здесь не очень. И если вы решитесь повторить наш маршрут (в конце расскажу, как проехать от Казани), то выбирайте сухую погоду.
Мост очень атмосферный, сюда любят приезжать на фото сессии. Из меня модель не очень, но в интернете видела очень живописные фотографии: и внутри арки, и сверху на бывших железнодорожных путях, и на фоне деревни в просвете.
И если уж вы доберётесь до этого места, то обязательно заезжайте в селение Русские Ширданы. Оно историческое, известно уже с XVI века! Название, предположительно происходит от названия чувашского блюда - ширтан. Народы здесь жили разные, чуваши тоже.
Село мне показалось заброшенным. Есть недавно построенные дома, но многие - в полуразрушенном состоянии, перекосившиеся, с забитыми ставнями. Грустно…
Нашла данные по населению за 2018 год: здесь жило всего 55 человек. Но что интересно, на пору существования рядом той железнодорожной линии с мостом приходится пора расцвета села: в 1897 году здесь жило 419 человек, в 1908 - 353.
И в центре села - старинная церковь. Тоже в таком же грустном состоянии. А у церкви интересная история. По одним данным была построена в 1772 году - и тогда ей 250 лет! По другим данным - в 1784. Но точно известно, что построили ее на средства военного - полковника П.И.Лазарева.
Церковь носит имя Петра и Павла. И также, как и Петропавловский собор (о нем я писала здесь), построен в стиле русского барокко, но более позднего периода, на стыке с неоклассицизмом. К сожалению, не нашла ни одной фотографии раннего периода, чтобы понять, как выглядела церковь. Сейчас только по каменным деталям можно понять, какой он был величественный! Ах, если бы увидеть это в цвете.
Я рада, что сейчас находятся благотворители и волонтёры, которые восстанавливают храмы. И, кстати, скоро выйдет статья об одном таком соборе в Тихом плесе. Там совсем другая история.
Здесь пока не так радостно. Хотя по некоторым деталям - по лесам, правда заброшенным, по завезённым доскам, закрытой двери видно, что здесь тоже стараются что-то сделать. Говорят, что какой-то военный (интересно, опять военный!) начал восстановление собора. И часть собора, та, что за закрытой дверью, действующая! С трудом верится, но все возможно.
Если кто-то знает о попытках восстановления собора, напишите в комментариях.
Ну и в конце, как обещала, расскажу, как ехали мы. Из Казани по М-7, свернуть на Исаково, проехать деревню Протопоповку и свернуть влево. Выезжаем в поля и едем минут 15. Слева останутся Старые Ширданы. Пользовались навигатором - ориентировались на Русские Ширданы. Не ездите в дождливую погоду. Со слов жителей деревни - не проехать.
И, если было интересно читать, не забудьте поставить лайк (большой палец вверх). Возможно, вас заинтересует и это:
Мост дяди Коли. Расскажу историю единственного висячего моста через Казанку
Висячие мосты Татарстана. Расскажу, как проехать за красивыми видами и непередаваемыми ощущениями
Древнее русло Казанки, которое стало болотом. Расскажу зачем разбирают Горбатый мост