До этого был пост про XIX век, который всем понравился, поэтому я решил рискнуть составить список полузабытых или полностью забытых русских писателей XX века.
Поскольку в XX веке происходило так много событий, причем в большинстве своем страшных, то очевидно, что было очень много людей, которые внезапно исчезли из поля зрения по разным причинам. Хотя есть и те, кого раньше хорошо помнили, а сегодня просто уже начинают забывать. Давайте попробуем восстановить потерянное. Особенно, я думаю и надеюсь, этот список будет интересен молодым людям, поскольку, согласитесь, 90-е разрезали поколения, как нож масло. Сегодня, на мой взгляд, сохранением литературного наследия занимается только издательство "Азбука-Аттикус", благодаря своей удачной серии Больших книг, без них были бы у нас лишь переводные "бестселлеры".
Тут, правда, стоит еще учитывать, что сам я родился не в СССР, поэтому то, что мне кажется "забытым", для старшего поколения, наоборот, может оказаться "вечным". Тут уже все субъективно, заранее извиняюсь, если попаду мимо темы. Еще хочу заметить, что у меня нет задачи кого-то особо выделить или занять чью-то идеологическую сторону. Это просто обыкновенный список людей, которые писали на русском языке художественные тексты и все. Здесь главный посыл: "Вот были такие люди, почему бы их не вспомнить?"
ЕЩЕ РАЗ, повторяю, у меня нет намерения кого-то выделить или занять чью-то сторону, поэтому сердечно прошу в комментариях не объявлять охоту на ведьм.
Как и пост про XIX век, этот список тоже будет расширяться со временем.
В общем, меньше слов, больше дел, поехали:
1) Яшин Александр Яковлевич
Яшин больше известен как поэт, но писал он еще и прозу, которую цензоры восхваляли, когда видели хвалу соц-го строя, или ругали, когда понимали, что текст вообще-то о темной его стороне, например, повести "Сирота" и "Выскочка" показывают, что наступает момент, когда люди неосознанно взращивают человека не труженика, а приспособленца или того, кто выполняет просто "представительские функции". Самой интересной повестью в творчестве автора считается "Вологодская свадьба" (1962), которая показывает плюсы и минусы деревни 60-х. Выступал за простую жизнь в природе, которая делает человека проще и мягче, большего и не надо.
2) Ясинский Иероним Иеронимович
Вообще, его можно было бы отнести и к XIX веку, но так вышло, что писал он на рубеже веков и был при жизни очень известен, его читали наравне с остальными знаменитыми писателями, стоял в одном ряду с Андреевым, Горьким и другими, но умер в безвестности. Тем не менее, его можно отнести к XX веку, поскольку именно после революции написал свои главные автобиографические романы "Жар-птица", "Крепостники", "Роман моей жизни", он интересен в первую очередь как человек с занятной биографией, а не философ или идеолог. Ясинский до революции придерживался разных взглядов, выступал и за либералов, и народников, но потом понял, что лучше быть независимым, чем примыкать к какому-то лагерю, поэтому даже писал свою колонку, в которой беседовал с читателями: "Собрания бесед Независимого". Можно сказать, что он был блогером конца XIX века.
3) Ясенский Бруно (Виктор Яковлевич - получил русское имя после переезда в СССР)
Ясенский родился в Польше. Писал стихи, прозу и пьесы. Выступал за социальную революцию, за что был выслан из Европы и приглашен в СССР. Писал на многих языках и вообще, можно сказать, был человеком мультикультурным. Очень любил Таджикистан, который вдохновил его на написание романа "Человек меняет кожу". Это идеологический роман-диспут с главным рефреном: "Жажда менять мир". Позже написал антифашистский роман "Заговор равнодушных", где демонстрирует как "уступничество перерастает в отступничество". Это два главных его романа, в которых он выступил против необоснованных репрессий 30-х. За что его незаконно арестовали и расстреляли, посмертно реабилитирован. В 60-х по его работам снимали фильмы, а эпиграф к роману стал очень знаменитым, думаю, даже молодые слышали: «Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».
4) Юшкевич Семен Соломонович
Писал в основном депрессивную, безысходную прозу о бедных евреях. Но написал еще пьесы о массовом выступлении пролетариата, которые шли одновременно с пьесами Горького. Его "Король" стал самой радикальной драмой XX века.
5) Эренбург Илья Григорьевич
Вы, конечно, такие: "Чего? Эренбург? Да его все помнят, он же автор "Оттепели", которая дала название целой эпохе, але!" Но в этом-то и вся проблема, что, на мой взгляд, его только так и помнят. А то, что он был целую половину века самым читаемым сатириком, беллетристом-романистом, затем одним из первых советских писателей - вряд ли сегодня кто-то знает, поэтому в этом контексте я решил его добавить в список. Сначала Эренбург прославился как едкий сатирик, благодаря своему роману "Необычайные похождения Хулио Хуренито", затем он прославился как беллетрист, писал по роману в год. Выделился еще своим философским "еврейским Швейком" - "Бурная жизнь Лазика Ройтшванцеца". Все зачитывались его сборником рассказов "Тринадцать трубок". Особенно стоит выделить роман "День второй" - шедевр того времени, который выделялся тем, что при прочтении понимаешь, что там меняется не герой романа, а сам автор! Словом, перечислять его достижения можно бесконечно. Эринбург работал, думаю, во всех жанрах, его наследие настолько обширно, что "Оттепель" на этом фоне просто меркнет.
6) Шагинян Мариэтта Сергеевна
Человек с интересной биографией и энциклопедическими знаниями из разных областей. Но это не мешало ей романтически воспринимать советскую идеологию, поэтому написала много идеологической беллетристики, в том числе про Гражданскую войну, борьбу коммунистов с капиталистами и все в подобном духе. Интересно отметить, что она была одной из первых, кто написал производственный роман ("Гидроцентраль") и даже умудрилась написать тетралогию о Ленине, по сути роман-хроника в жанре нон-фикшн.
7) Шатров Михаил Филиппович
Шатров в советское время был одним из самых популярных драматургов, поскольку все его пьесы это политические пьесы, исторического характера, размышления о смысле революции, как она будет развиваться дальше, о Ленине и т.д. и т.п. Поэтому как только СССР развалился, то о нем все забыли, что логично.
8) Цыбин Владимир Дмитриевич
Цыбин в первую очередь поэт и практически или "почти", можно сказать, стоял рядом с известными шестидесятниками, но он представитель крестьянской литературы от линии Есенина, поэтому нельзя сказать, что он ярко "отпечатался" в коллективном сознании. На крестьянскую же тему писал повести и рассказы.
9) Холин Игорь Сергеевич
Холин тоже известен в первую очередь как поэт, художник, но позже перешел к прозе, а его проза это философская сатира, байка, анекдот, с помощью которых он осмысливал те перемены, которые происходили весь XX век (автор умер в 1999г). Один из лидеров советского андерграунда.
10) Галактионова Вера Григорьевна
Вера Григорьевна писательница современная, но родилась она в 48 году и первые литературные шаги совершала в XX веке. По ее собственному признанию наиболее сильное влияние на ее писательский стиль оказали Лесков, Бунин и Гаршин. Это ярко видно даже по названиям произведений и жанрам, ведь очень немногие писали в жанре "Сказы". Вот это тяготение к сказам и психологическим зарисовкам, отражение состояние человека, которого давит эпоха, история - очень актуально и по сей день, причем, многие работы Веры Григорьевны были написаны на рубеже 2000-х, например роман "На острове Буяне" или повесть о раскулачивании "Большой крест" (да-да, Яхина в этой теме не первопроходец, можно и других вспомнить, если постараться). Кроме того, Галактионова еще и публицист и, к примеру, написала очерки о чернобыльской трагедии "Черная быль - Белая Русь". В общем, думаю, многих заинтересует, кто не знал.
11) Вагинов Константин Константинович
Не сказать, что Вагинов полностью забыт, поскольку его изучают в филологических университетах, но все-таки массовому читателю он неизвестен. До сих спорят о его таланте, для кого-то он интересен в контексте нэповской России, для кого-то это прямо философ-экзистенциалист. В любом случае, если бы не роман "Козлиная песнь" и связанные с ним другие работы, то вряд ли бы он запомнился.
12) Вахтин Борис Борисович
Китаевед, публицист, сценарист, в 60-е был неформальным лидером молодых ленинградских писателей, организовывал литературные выступления, выступил инициатором составления сборника группы «Горожане». Вахтин относится к тем талантливым людям, которым власть не позволяла публиковаться открыто, поэтому он вел двойную жизнь, официальную и закрытую. Дело в том, у него все, так сказать, "своеобразное", язык очень художественный и построенный на противоречиях ("все изменяется, не изменяясь"), оксюморонах, сам его взгляд на мир был тоже "своеобразный", напоминающее почвенничество, но отличное от традиционного понимания. Он отрицал, если я правильно понимаю, человека города и человека культуры, поскольку они отрывают человека от земли, всех разделяя, а не объединяя. Разумеется, что такой ход мысли - это явно не поддержка советской формы власти, хотя тут, конечно, дело скорее в самой власти так таковой. Кроме того, в нем много от Гоголя.
13) Василий Николаевич Ажаев
Автор писал автобиографическую прозу, а это значит, что пережил автор то, что врагу не пожелаешь. В 19 лет его по ложному доносу арестовали, отправили на Дальний восток, а, отбыв срок, остался там в качестве вольнонаемного. Самая сильная его повесть считается "Вагон", которую впоследствии отказывались печатать. Но самая интересная и сильная вещь - это роман "Далеко от Москвы". Это роман производственный, сюжет вертится вокруг стройки во время ВОВ, которая должна быть окончена в срок. Вроде все понятно, но читатель прошлого века не подозревал, что описываемое автором место - один из островов ГУЛАГа, а рабочие - зеки. Вот такой роман-маскировка.
14) Бакланов Григорий Яковлевич
Бакланов представитель военной прозы. Его упрекали за то, что в его творчестве нет какой-то философии, психологии и т.п. Он писал просто, как есть, о судьбе частного человека на фронте. И, видимо, по этой же причине были порой конфликты с критиками, особенно из-за романа "Пядь земли", потому что там сделан акцент в теме ВОВ не на подвиге народа, а на трагедии народа, которая сделала миллионы людей несчастными, просто боль, просто смерть.
15) Балакшин Петр Петрович
Прозаик, критик, переводчик, художник и, в первую очередь, историк эмиграции и сам его представитель, поэтому все его произведения посвящены этой теме, некоторые автобиографичны. Особенно он посвятил свои труды эмиграции на Дальнем Востоке, свой "Финал в Китае" он писал шесть лет. Многие , я так понимаю, работы до сих не опубликованы и не изучены.
16) Федорова Нина
Яркий представитель русской литературы эмиграции, но незаслуженно забытый на родине. Федорова эмигрировала после революции в Китай, поэтому ее нашумевший в свое время за рубежом роман "Семья" (издан был в США), с автобиографическими деталями, повествует о русской интеллигентной семье, как островке, окруженном океаном Китая, затронутом волной революции. Речь там идет о самом ценном в жизни с точки зрения автора - семье и ее распаде. В общем, очень интересные исторические обстоятельства, очень приятный слог, но роман очень-очень женский, поэтому я рекомендую его в первую очередь женщинам, не пожалеете.
17) Успенский Лев Васильев
Вообще-то Лев Васильевич в первую очередь филолог и популяризатор науки, но фишка в том, что его работы из области языкознания: "Слово о словах", "Ты и твое имя" и многие другие написаны как беллетристика. Легкий слог, юморок, все как мы любим. Еще он был знатоком и историком Ленинграда и Пскова, и тоже написал об этом книги. Но еще Успенский писатель-фронтовик, ведь он прошел ВОВ и написал свой военный роман "Шестидесятая Параллель".
18) Чулаки Михаил Михайлович
Творчество автора довольно многогранное. С одной стороны это интерес к человеку и его делу ("Тенор" о певце, "Прощай, зеленая пряжка!" о враче психбольницы), абсолютно реалистичные. С другой стороны, с пониманием несовершенства мира, написанные в реалистическом ключе романы наполняются толикой гротеска и сюра, с фантастическим вопросом: "А что если бы?". Роман "Харон" о враче ракового хосписа начинается с реализма, который переходит в фантастические размышления героя о том, как бы он устроил мир. "Книга радости - книга печали" о человеке, который родился с крыльями и как ему трудно жить в действительности.
19) Четвериков Борис Дмитриевич
Писал реалистические повести и рассказы о своем времени (начало XX века), затем, пройдя войну, пишет книги о блокадном Ленинграде и становится историческим романистом, размышляющем о пути страны, "Котовский" 2-х томник.
20) Тхоржевский Сергей Сергеевич
Его прадед А. И. Пальм - петрашевец, который стоял вместе с Достоевским на эшафоте. Его дядя - камергер царского двора и переводчик Омара Хайяма. Его отец - историк, которого безвинно осудили в 30-х и отправили на Беломорканал, позже он погиб при блокаде Ленинграда. Самого автора 16-м мальчиком тоже осудили, он провел 6 лет в тюрьмах и в лагере на Воркуте, работал на шахте. Поэтому позже, выйдя на волю, свои первые повести будет писать на эту тему, об исковерканной юности, первой любви, отсутствии семьи и т.д. Но все они заканчиваются ноткой света, стойкости писателя. Затем в 60-х он начнет писать нон-фикшн повести о петрашевцах, декабристах и поэтах, революционере Петре Лаврове, в 90-е перейдет к мемуарной эссеистике: "Размышления во время бессонницы"
21) Лавренёв Борис Андреевич
Лавренёв был участником Гражданской войны, поэтому основные его произведения посвящены теме революции, которую он описывал пафосно и романтично, да и вообще у него взгляд романтика. Отдельно его интересовала тема интеллигенции, ее судьба и роль в эпоху революции. Пьеса "Разлом" - собрала в себя, пожалуй, все его интересы и была очень популярна при его жизни. Также он писатель-маринист, поскольку всегда болел морем, и писатель-фронтовик, ведь он ушел добровольцем на фронт, когда наступила Великая Отечественная война.
22) Яковлев Александр Степанович
Яковлев интересен скорее своей богатой биографией, чем произведениями, литература той поры его не особо приняла, упрекая его в том, что он каждый раз пытался написать роман, но ему этого так и не удалось. Зато его ценили за очерки событий, свидетелем которых он стал, а это теракты (он был эсером), революция, Первая мировая война, аресты и жизнь крестьян. Вся его жизнь - это постоянные столкновения, кровь, жестокость, которым он ужасался и старался достоверно все это передать, поэтому, можно сказать, он был скорее журналистом, чем писателем. Однако есть одна повесть, благодаря которой он стал известным - "Повольники", о вольнице на Волге от пугачевского бунта до 1917 года.
23) Неверов Александр Сергеевич
Неверов, может быть это преувеличение, но его, так сказать, "хотели" поставить на один уровень с Чеховым, и думаю был на уровне Короленко, ведь он тоже писал такие небольшие рассказы о жизни, преимущественно о жизни во времена выбора между "белыми и красными". Он никогда не мог принять ту или иную сторону, поскольку это требовало жертв, за что его давила советская критика. Может быть, вы не знакомы с Неверовым, как и я, но название его повести вы точно слышали. Когда нагрянул голод, то в 21 году он отправился за хлебом и заработком в Ташкент и написал знаменитую повесть "Ташкент - город хлебный".
24) Леонов Леонид Максимович
Всё-таки решил добавить в этот список Леонова, поскольку он больше знаком филологам. При этом что-то краткое и четкое написать здесь о нем очень сложно, Леонов был большим философом-символистом, слишком сложным и широким, особенно для коммунистической эпохи, с которой он своим творчеством вступал в осторожный конфликт. На каждую советскую крайность "к лучшему миру!", "только наука, только прогресс!" и проч., словом, на каждое "вперёд!" он как бы выступал противовесом и в этом положении поднимал глобальные темы и философски их рассматривал в своих текстах, обрабатывая из тонким стилем и сложной структурой построения. Он был очень плодовитым автором, но главным итогом своей жизни, перед смертью в 1994 году, пишет свой последний монументальный роман "Пирамида", где собралось всё - Бог, человек, цивилизация, Россия, природа, прогресс и всё-все-все. Леонов занимает особое место в русской литературе, настоящий классик, и очень жалко, что его многие забыли.
25) Форш Ольга Дмитриевна
Была знакома со всеми поэтами и писателями - представителями Серебряного века, увлекалась теософией, символистами, философией Мережковского и Иванова. Под таким влиянием и были написаны первые рассказы, посвященные духовному пути личности. После революции начала писать романы на исторические темы 17-19 ВВ., ее интересуют темы художник и общество, и национально-освободительное движение. Позже напишет о революции "Горячий цех", состоящий из четырех романов, и "Сумасшедний корабль" - о творцах начала 20 века, в портретах которых угадываются Горький, Белый и другие.
Продолжение следует... Вот такая у нас богатая литература. С любовью, ваш ЧО.
Читали кого-нибудь? Много открыли для себя нового? Кого бы вы еще добавили? А еще, если интересно, вы можете скачать мой роман, подробности тут - да, это ссылка.