Найти в Дзене
Читатель-Обыватель

Полузабытые классики и беллетристы русской литературы XX века. Топ 25.

Оглавление

До этого был пост про XIX век, который всем понравился, поэтому я решил рискнуть составить список полузабытых или полностью забытых русских писателей XX века.

Поскольку в XX веке происходило так много событий, причем в большинстве своем страшных, то очевидно, что было очень много людей, которые внезапно исчезли из поля зрения по разным причинам. Хотя есть и те, кого раньше хорошо помнили, а сегодня просто уже начинают забывать. Давайте попробуем восстановить потерянное. Особенно, я думаю и надеюсь, этот список будет интересен молодым людям, поскольку, согласитесь, 90-е разрезали поколения, как нож масло. Сегодня, на мой взгляд, сохранением литературного наследия занимается только издательство "Азбука-Аттикус", благодаря своей удачной серии Больших книг, без них были бы у нас лишь переводные "бестселлеры".

Тут, правда, стоит еще учитывать, что сам я родился не в СССР, поэтому то, что мне кажется "забытым", для старшего поколения, наоборот, может оказаться "вечным". Тут уже все субъективно, заранее извиняюсь, если попаду мимо темы. Еще хочу заметить, что у меня нет задачи кого-то особо выделить или занять чью-то идеологическую сторону. Это просто обыкновенный список людей, которые писали на русском языке художественные тексты и все. Здесь главный посыл: "Вот были такие люди, почему бы их не вспомнить?"

ЕЩЕ РАЗ, повторяю, у меня нет намерения кого-то выделить или занять чью-то сторону, поэтому сердечно прошу в комментариях не объявлять охоту на ведьм.

Как и пост про XIX век, этот список тоже будет расширяться со временем.

В общем, меньше слов, больше дел, поехали:

1) Яшин Александр Яковлевич

Яшин больше известен как поэт, но писал он еще и прозу, которую цензоры восхваляли, когда видели хвалу соц-го строя, или ругали, когда понимали, что текст вообще-то о темной его стороне, например, повести "Сирота" и "Выскочка" показывают, что наступает момент, когда люди неосознанно взращивают человека не труженика, а приспособленца или того, кто выполняет просто "представительские функции". Самой интересной повестью в творчестве автора считается "Вологодская свадьба" (1962), которая показывает плюсы и минусы деревни 60-х. Выступал за простую жизнь в природе, которая делает человека проще и мягче, большего и не надо.

2) Ясинский Иероним Иеронимович

-2

Вообще, его можно было бы отнести и к XIX веку, но так вышло, что писал он на рубеже веков и был при жизни очень известен, его читали наравне с остальными знаменитыми писателями, стоял в одном ряду с Андреевым, Горьким и другими, но умер в безвестности. Тем не менее, его можно отнести к XX веку, поскольку именно после революции написал свои главные автобиографические романы "Жар-птица", "Крепостники", "Роман моей жизни", он интересен в первую очередь как человек с занятной биографией, а не философ или идеолог. Ясинский до революции придерживался разных взглядов, выступал и за либералов, и народников, но потом понял, что лучше быть независимым, чем примыкать к какому-то лагерю, поэтому даже писал свою колонку, в которой беседовал с читателями: "Собрания бесед Независимого". Можно сказать, что он был блогером конца XIX века.

3) Ясенский Бруно (Виктор Яковлевич - получил русское имя после переезда в СССР)

-3

Ясенский родился в Польше. Писал стихи, прозу и пьесы. Выступал за социальную революцию, за что был выслан из Европы и приглашен в СССР. Писал на многих языках и вообще, можно сказать, был человеком мультикультурным. Очень любил Таджикистан, который вдохновил его на написание романа "Человек меняет кожу". Это идеологический роман-диспут с главным рефреном: "Жажда менять мир". Позже написал антифашистский роман "Заговор равнодушных", где демонстрирует как "уступничество перерастает в отступничество". Это два главных его романа, в которых он выступил против необоснованных репрессий 30-х. За что его незаконно арестовали и расстреляли, посмертно реабилитирован. В 60-х по его работам снимали фильмы, а эпиграф к роману стал очень знаменитым, думаю, даже молодые слышали: «Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».

4) Юшкевич Семен Соломонович

-4

Писал в основном депрессивную, безысходную прозу о бедных евреях. Но написал еще пьесы о массовом выступлении пролетариата, которые шли одновременно с пьесами Горького. Его "Король" стал самой радикальной драмой XX века.

5) Эренбург Илья Григорьевич

-5

Вы, конечно, такие: "Чего? Эренбург? Да его все помнят, он же автор "Оттепели", которая дала название целой эпохе, але!" Но в этом-то и вся проблема, что, на мой взгляд, его только так и помнят. А то, что он был целую половину века самым читаемым сатириком, беллетристом-романистом, затем одним из первых советских писателей - вряд ли сегодня кто-то знает, поэтому в этом контексте я решил его добавить в список. Сначала Эренбург прославился как едкий сатирик, благодаря своему роману "Необычайные похождения Хулио Хуренито", затем он прославился как беллетрист, писал по роману в год. Выделился еще своим философским "еврейским Швейком" - "Бурная жизнь Лазика Ройтшванцеца". Все зачитывались его сборником рассказов "Тринадцать трубок". Особенно стоит выделить роман "День второй" - шедевр того времени, который выделялся тем, что при прочтении понимаешь, что там меняется не герой романа, а сам автор! Словом, перечислять его достижения можно бесконечно. Эринбург работал, думаю, во всех жанрах, его наследие настолько обширно, что "Оттепель" на этом фоне просто меркнет.

6) Шагинян Мариэтта Сергеевна

-6

Человек с интересной биографией и энциклопедическими знаниями из разных областей. Но это не мешало ей романтически воспринимать советскую идеологию, поэтому написала много идеологической беллетристики, в том числе про Гражданскую войну, борьбу коммунистов с капиталистами и все в подобном духе. Интересно отметить, что она была одной из первых, кто написал производственный роман ("Гидроцентраль") и даже умудрилась написать тетралогию о Ленине, по сути роман-хроника в жанре нон-фикшн.

7) Шатров Михаил Филиппович

-7

Шатров в советское время был одним из самых популярных драматургов, поскольку все его пьесы это политические пьесы, исторического характера, размышления о смысле революции, как она будет развиваться дальше, о Ленине и т.д. и т.п. Поэтому как только СССР развалился, то о нем все забыли, что логично.

8) Цыбин Владимир Дмитриевич

-8

Цыбин в первую очередь поэт и практически или "почти", можно сказать, стоял рядом с известными шестидесятниками, но он представитель крестьянской литературы от линии Есенина, поэтому нельзя сказать, что он ярко "отпечатался" в коллективном сознании. На крестьянскую же тему писал повести и рассказы.

9) Холин Игорь Сергеевич

-9

Холин тоже известен в первую очередь как поэт, художник, но позже перешел к прозе, а его проза это философская сатира, байка, анекдот, с помощью которых он осмысливал те перемены, которые происходили весь XX век (автор умер в 1999г). Один из лидеров советского андерграунда.

10) Галактионова Вера Григорьевна

-10

Вера Григорьевна писательница современная, но родилась она в 48 году и первые литературные шаги совершала в XX веке. По ее собственному признанию наиболее сильное влияние на ее писательский стиль оказали Лесков, Бунин и Гаршин. Это ярко видно даже по названиям произведений и жанрам, ведь очень немногие писали в жанре "Сказы". Вот это тяготение к сказам и психологическим зарисовкам, отражение состояние человека, которого давит эпоха, история - очень актуально и по сей день, причем, многие работы Веры Григорьевны были написаны на рубеже 2000-х, например роман "На острове Буяне" или повесть о раскулачивании "Большой крест" (да-да, Яхина в этой теме не первопроходец, можно и других вспомнить, если постараться). Кроме того, Галактионова еще и публицист и, к примеру, написала очерки о чернобыльской трагедии "Черная быль - Белая Русь". В общем, думаю, многих заинтересует, кто не знал.

11) Вагинов Константин Константинович

-11

Не сказать, что Вагинов полностью забыт, поскольку его изучают в филологических университетах, но все-таки массовому читателю он неизвестен. До сих спорят о его таланте, для кого-то он интересен в контексте нэповской России, для кого-то это прямо философ-экзистенциалист. В любом случае, если бы не роман "Козлиная песнь" и связанные с ним другие работы, то вряд ли бы он запомнился.

12) Вахтин Борис Борисович

-12

Китаевед, публицист, сценарист, в 60-е был неформальным лидером молодых ленинградских писателей, организовывал литературные выступления, выступил инициатором составления сборника группы «Горожане». Вахтин относится к тем талантливым людям, которым власть не позволяла публиковаться открыто, поэтому он вел двойную жизнь, официальную и закрытую. Дело в том, у него все, так сказать, "своеобразное", язык очень художественный и построенный на противоречиях ("все изменяется, не изменяясь"), оксюморонах, сам его взгляд на мир был тоже "своеобразный", напоминающее почвенничество, но отличное от традиционного понимания. Он отрицал, если я правильно понимаю, человека города и человека культуры, поскольку они отрывают человека от земли, всех разделяя, а не объединяя. Разумеется, что такой ход мысли - это явно не поддержка советской формы власти, хотя тут, конечно, дело скорее в самой власти так таковой. Кроме того, в нем много от Гоголя.

13) Василий Николаевич Ажаев

-13

Автор писал автобиографическую прозу, а это значит, что пережил автор то, что врагу не пожелаешь. В 19 лет его по ложному доносу арестовали, отправили на Дальний восток, а, отбыв срок, остался там в качестве вольнонаемного. Самая сильная его повесть считается "Вагон", которую впоследствии отказывались печатать. Но самая интересная и сильная вещь - это роман "Далеко от Москвы". Это роман производственный, сюжет вертится вокруг стройки во время ВОВ, которая должна быть окончена в срок. Вроде все понятно, но читатель прошлого века не подозревал, что описываемое автором место - один из островов ГУЛАГа, а рабочие - зеки. Вот такой роман-маскировка.

14) Бакланов Григорий Яковлевич

-14

Бакланов представитель военной прозы. Его упрекали за то, что в его творчестве нет какой-то философии, психологии и т.п. Он писал просто, как есть, о судьбе частного человека на фронте. И, видимо, по этой же причине были порой конфликты с критиками, особенно из-за романа "Пядь земли", потому что там сделан акцент в теме ВОВ не на подвиге народа, а на трагедии народа, которая сделала миллионы людей несчастными, просто боль, просто смерть.

15) Балакшин Петр Петрович

-15

Прозаик, критик, переводчик, художник и, в первую очередь, историк эмиграции и сам его представитель, поэтому все его произведения посвящены этой теме, некоторые автобиографичны. Особенно он посвятил свои труды эмиграции на Дальнем Востоке, свой "Финал в Китае" он писал шесть лет. Многие , я так понимаю, работы до сих не опубликованы и не изучены.

16) Федорова Нина

-16

Яркий представитель русской литературы эмиграции, но незаслуженно забытый на родине. Федорова эмигрировала после революции в Китай, поэтому ее нашумевший в свое время за рубежом роман "Семья" (издан был в США), с автобиографическими деталями, повествует о русской интеллигентной семье, как островке, окруженном океаном Китая, затронутом волной революции. Речь там идет о самом ценном в жизни с точки зрения автора - семье и ее распаде. В общем, очень интересные исторические обстоятельства, очень приятный слог, но роман очень-очень женский, поэтому я рекомендую его в первую очередь женщинам, не пожалеете.

17) Успенский Лев Васильев

-17

Вообще-то Лев Васильевич в первую очередь филолог и популяризатор науки, но фишка в том, что его работы из области языкознания: "Слово о словах", "Ты и твое имя" и многие другие написаны как беллетристика. Легкий слог, юморок, все как мы любим. Еще он был знатоком и историком Ленинграда и Пскова, и тоже написал об этом книги. Но еще Успенский писатель-фронтовик, ведь он прошел ВОВ и написал свой военный роман "Шестидесятая Параллель".

18) Чулаки Михаил Михайлович

-18

Творчество автора довольно многогранное. С одной стороны это интерес к человеку и его делу ("Тенор" о певце, "Прощай, зеленая пряжка!" о враче психбольницы), абсолютно реалистичные. С другой стороны, с пониманием несовершенства мира, написанные в реалистическом ключе романы наполняются толикой гротеска и сюра, с фантастическим вопросом: "А что если бы?". Роман "Харон" о враче ракового хосписа начинается с реализма, который переходит в фантастические размышления героя о том, как бы он устроил мир. "Книга радости - книга печали" о человеке, который родился с крыльями и как ему трудно жить в действительности.

19) Четвериков Борис Дмитриевич

-19

Писал реалистические повести и рассказы о своем времени (начало XX века), затем, пройдя войну, пишет книги о блокадном Ленинграде и становится историческим романистом, размышляющем о пути страны, "Котовский" 2-х томник.

20) Тхоржевский Сергей Сергеевич

-20

Его прадед А. И. Пальм - петрашевец, который стоял вместе с Достоевским на эшафоте. Его дядя - камергер царского двора и переводчик Омара Хайяма. Его отец - историк, которого безвинно осудили в 30-х и отправили на Беломорканал, позже он погиб при блокаде Ленинграда. Самого автора 16-м мальчиком тоже осудили, он провел 6 лет в тюрьмах и в лагере на Воркуте, работал на шахте. Поэтому позже, выйдя на волю, свои первые повести будет писать на эту тему, об исковерканной юности, первой любви, отсутствии семьи и т.д. Но все они заканчиваются ноткой света, стойкости писателя. Затем в 60-х он начнет писать нон-фикшн повести о петрашевцах, декабристах и поэтах, революционере Петре Лаврове, в 90-е перейдет к мемуарной эссеистике: "Размышления во время бессонницы"

21) Лавренёв Борис Андреевич

-21

Лавренёв был участником Гражданской войны, поэтому основные его произведения посвящены теме революции, которую он описывал пафосно и романтично, да и вообще у него взгляд романтика. Отдельно его интересовала тема интеллигенции, ее судьба и роль в эпоху революции. Пьеса "Разлом" - собрала в себя, пожалуй, все его интересы и была очень популярна при его жизни. Также он писатель-маринист, поскольку всегда болел морем, и писатель-фронтовик, ведь он ушел добровольцем на фронт, когда наступила Великая Отечественная война.

22) Яковлев Александр Степанович

-22

Яковлев интересен скорее своей богатой биографией, чем произведениями, литература той поры его не особо приняла, упрекая его в том, что он каждый раз пытался написать роман, но ему этого так и не удалось. Зато его ценили за очерки событий, свидетелем которых он стал, а это теракты (он был эсером), революция, Первая мировая война, аресты и жизнь крестьян. Вся его жизнь - это постоянные столкновения, кровь, жестокость, которым он ужасался и старался достоверно все это передать, поэтому, можно сказать, он был скорее журналистом, чем писателем. Однако есть одна повесть, благодаря которой он стал известным - "Повольники", о вольнице на Волге от пугачевского бунта до 1917 года.

23) Неверов Александр Сергеевич

-23

Неверов, может быть это преувеличение, но его, так сказать, "хотели" поставить на один уровень с Чеховым, и думаю был на уровне Короленко, ведь он тоже писал такие небольшие рассказы о жизни, преимущественно о жизни во времена выбора между "белыми и красными". Он никогда не мог принять ту или иную сторону, поскольку это требовало жертв, за что его давила советская критика. Может быть, вы не знакомы с Неверовым, как и я, но название его повести вы точно слышали. Когда нагрянул голод, то в 21 году он отправился за хлебом и заработком в Ташкент и написал знаменитую повесть "Ташкент - город хлебный".

24) Леонов Леонид Максимович

-24

Всё-таки решил добавить в этот список Леонова, поскольку он больше знаком филологам. При этом что-то краткое и четкое написать здесь о нем очень сложно, Леонов был большим философом-символистом, слишком сложным и широким, особенно для коммунистической эпохи, с которой он своим творчеством вступал в осторожный конфликт. На каждую советскую крайность "к лучшему миру!", "только наука, только прогресс!" и проч., словом, на каждое "вперёд!" он как бы выступал противовесом и в этом положении поднимал глобальные темы и философски их рассматривал в своих текстах, обрабатывая из тонким стилем и сложной структурой построения. Он был очень плодовитым автором, но главным итогом своей жизни, перед смертью в 1994 году, пишет свой последний монументальный роман "Пирамида", где собралось всё - Бог, человек, цивилизация, Россия, природа, прогресс и всё-все-все. Леонов занимает особое место в русской литературе, настоящий классик, и очень жалко, что его многие забыли.

25) Форш Ольга Дмитриевна

-25

Была знакома со всеми поэтами и писателями - представителями Серебряного века, увлекалась теософией, символистами, философией Мережковского и Иванова. Под таким влиянием и были написаны первые рассказы, посвященные духовному пути личности. После революции начала писать романы на исторические темы 17-19 ВВ., ее интересуют темы художник и общество, и национально-освободительное движение. Позже напишет о революции "Горячий цех", состоящий из четырех романов, и "Сумасшедний корабль" - о творцах начала 20 века, в портретах которых угадываются Горький, Белый и другие.

Продолжение следует... Вот такая у нас богатая литература. С любовью, ваш ЧО.

Читали кого-нибудь? Много открыли для себя нового? Кого бы вы еще добавили? А еще, если интересно, вы можете скачать мой роман, подробности тут - да, это ссылка.