Найти тему

В чем коварство «зверя, выходящего из земли»? (Откр.13:12-14)

Антонио Сисери. Ecce Homo. 1871
Антонио Сисери. Ecce Homo. 1871

Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив (Откр.13:12-14)

Большинство богословов и толкователей воспринимают образы и события, представленные в Откр.13:12-15, как свидетельства об особых «временах антихриста», когда вся власть в мире сосредоточится в руках одной-единственной богоборческой личности, преданной всем возможным грехам и порокам, которая прямо и недвусмысленно объявит себя богом и под страхом смерти потребует от всех «живущих на земле» воздать ей «личные» божественные почести, сравн.:

Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога (2 Фес.2:3-4)

(Очевидно, что в контексте утверждений из 2 Фес.2:3-4 возможно обсуждать исключительно «последнего антихриста», так как «обычные» антихристы появились уже во времена ап. Иоанна и обольщали людей все новозаветные времена, но их отличительным признаком является отрицание Миссии Иисуса Христа, а не претензии на «личную божественность», сравн. – «И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время... Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына», 1 Ин.2:18-22)

Однако буквальные утверждения главы 13 и те смыслы, которые рассматривались и обсуждались в ходе всего предыдущего разговора, позволяют усомниться в том, что «зверь из земли», совершающий «великие знамения» и «чудеса», в конце концов объявит Всевышним Богом и Творцом Вселенной самого себя.

(Здесь есть смысл отметить, что утверждение «выдавая себя за Бога» из 2 Фес.2:3-4 не тождественно фразе «именуя себя Богом», так как греч. слово ἀποδείκνυμι в своем первом значении соответствует понятию «показывать», а во втором значении — понятиям «представлять» и «предъявлять», и только в третьем значении может означать «провозглашение» и «объявление»)

Так, например, если не следовать заранее сформированным «апокалиптическим ожиданиям», а оставаться в рамках смыслов и свидетельств книги Откровение, можно заметить, что «зверь из земли» не добивается «личных» божественных почестей, но имеет цель привести всех «живущих на земле» к нечестивому поклонению, объектом которого является «зверь, выходящий из моря» (Откр.13:12).

Более того, и«великие знамения», и обольстительные чудеса, которые творит «зверь из земли», служат очень похожей цели, а именно склонению всего человечества к тому, чтобы люди сделали себе «образ зверя, который имеет рану от меча и жив» (Откр.13:14). Причем когда такой образ сделан, «зверь из земли» вкладывает в него дух, чтобы этот образ «ожил» и стал еще одним активным действующим лицом вселенской новозаветной брани, принуждающим поклоняться самому себе, — а устроивший все это «зверь из земли» остается как бы в стороне от происходящих событий, то есть не выступает ни объектом, ни субъектом организованного и вдохновленного им нечестивого поклонения (Откр.13:15).

Другими словами, «зверь из земли» не претендует на престол дракона, переданный «зверю из моря», и не предлагает самого себя в качестве объекта для поклонения, и не ведет открытую брань со святыми, — то есть остается «на вторых ролях» и действует не как «власть имеющий», а как находящийся в услужении.

А самый существенный и коварный аспект его нечестивой миссии заключается в том, что всю свою немалую силу «второй зверь» успешно использует для склонения «живущих на земле» к прямому и буквальному нарушению первой и второй заповедей, которые гласят: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исх.20:2-5, Втор.5:6-9).

(Здесь можно отметить, что «зверь из моря», к поклонению которому приводит живущих на земле «второй зверь», появляется из вод, которые «ниже земли»)

Причем в аспекте «подведения» человечества к глобальному нарушению двух основополагающих заповедей чрезвычайно важным представляется то обстоятельство, что некий «рукотворный образ», который наряду со «зверем из моря» должен стать объектом всеобщего поклонения, создается не самим «зверем из земли», хотя он способен творить «великие знамения» и «действует… со всею властью первого зверя» (а первому зверю передан не только престол, но и сила, и власть дракона), — так что «собственноручно» сотворить тот или иной образ ему не составляет труда.

Однако с учетом того, что реальной целью второго зверя является не образ «зверя из моря» как таковой, а обольщение «живущих на земле», — вполне логично, что «зверь из земли» направляет свои усилия не на «собственноручное» изготовление некоего нечестивого образа, а на создание условий, при которых такой образ сделают сами люди (а в несколько ином прочтении, — чтобы подобный образ «изготовил» сам для себя каждый человек). Более того, если (и когда) «зверь из земли» добивается этой цели, — он тут же «умывает руки» и «отходит в сторону», чтобы вся полнота вины за нарушение первой и второй заповедей легла на тех, кто сам изготовил для себя нечестивый образ и поклонился этому образу.

А подобное «распределение ролей» означает, что открывающаяся в главе 13 панорама не ограничена последними днями ветхого мира, но повторяется в разных условиях и обстоятельствах все без исключения новозаветные времена.

Так, например, нечто подобное (с точностью до деталей) произошло почти 2000 лет назад на суде у Понтия Пилата, сравн.:

Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших (Мф.27:22-25)

Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал [Пилат] Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели (Ин.19:14-16)

(Здесь можно заметить, что в соответствии с «ролям» участников неправедного суда, в результате которого был отпущен разбойник и распят Спаситель человечества, «зверю из моря» соответствует Римская империя и кесарь, «зверю из земли», который пока не творит чудес и знамений, но имеет земную власть, — Понтий Пилат, однако решающие слова «распни Его» произносит образ первого зверя, который при деятельном участии Пилата был создан неверующими иудеями.

Тем не менее, поскольку разговор о том, что есть «зверь из моря», что есть «зверь из земли» и что есть «образ первого зверя», только начался, и в рассуждениях на эту тему будут рассматриваться другие библейские образы и смыслы, — большая просьба набраться терпения и не спешить с окончательными выводами)

С другой стороны, несмотря на то, что каждый из двух зверей ведет войну против Бога и Церкви своими методами и в своем статусе, у них есть множество признаков, которые можно назвать общими, и которые свидетельствуют об этих персонажах как о рожденных от одного (диавольского) семени (Быт.3:15).

Во-первых, оба выходящих на брань против человечества нечестивых персонажа именуются «зверями», то есть имеют хищническую суть, и при этом опираются на силу и власть человеконенавистника-диавола.

Во-вторых, оба зверя действуют так, чтобы «живущие на земле» нарушили первую и вторую заповеди, то есть поклонились дракону, первому зверю и «собственноручно» изготовленному самими людьми образу первого зверя. Но если первый зверь склоняет людей к идолопоклонству проявлением великой власти, силы и могущества, так что живущие на земле кланяются ему и дракону от удивления и мнимого бессилия (Откр.13:4,8), — то «зверь из земли», преследуя ту же цель, прибегает к обманам и обольщениям, причем использует одновременно и власть, и лесть, и потакает различным низменным устремлениям, и т.д.

(Другими словами, когда кто-то не желает или не готов прямо поклониться дракону и «первому зверю», «зверь из земли» предлагает таким людям самим «нарисовать» себе и в себе тот образ, который готов удовлетворять человеческие похоти и которому «удобно» и выгодно служить и кланяться)

И, в-третьих, у обоих зверей совершенно одинаковые уста, которые в самом общем смысле принадлежат дракону и воплощают в ложное слово нечестивую «драконью» сущность (сравн. Откр.13:5Откр.13:11; Откр.13:2 Откр.13:12), в результате чего вся система, включающая в себя и «вселенскую силу» первого зверя, и «вселенское обольщение» со стороны второго зверя, и угрозу смертью со стороны «оживающего образа зверя», от первой до последней черты вдохновляется и поддерживается низверженным на землю драконом (т.е. проистекает от его престола, и совершается его силой и его властью, и служит цели физического и духовного человекоубийства, Ин.8:44).

А это означает, что в главе 13 книги Откровение прорисовано обольщение, соблазнение и подчинение всего мира силами «двух зверей и ожившего образа», каждый из которых так или иначе представляет самого диавола. Причем достаточно сложная «переадресация поклонов», когда «драконья» сила и власть, преданная «зверю из моря», становится поводом для поклонения дракону (Откр.13:3) и самому «зверю из моря» (Откр.13:8); а «зверь из земли» провоцирует поклониться «зверю из моря» (Откр.13:12) и сделать его образ (Откр.13:14); а изготовленный людьми образ «зверя из моря» под угрозой смерти заставляет поклоняться самому себе (Откр.13:15), — также в итоге сводится к поклонению диаволу.

И хотя приложить явленные в главе 13 образы и смыслы к видимой реальности очень и очень непросто, — вся прорисованная в «звериных» образах панорама в самом общем смысле укладывается в несколько утверждений из Первого соборного послания ап. Иоанна:

Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин.2:15-17)

Или в несколько строк из послания ап. Павла в Коринф:

Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего (1 Кор.7:29-31)

А многочисленные, но не вполне очевидные связи между «образами зверей» из книги Откровение и теми процессами, которые происходят в видимом мире, во многом обусловлены тем, что свидетельства главы 13 прорисовывают реальность новозаветной духовной брани не в русле привычной современному человеку повествовательной логики, — но в библейских образах разрушения скрижалей завета, разбитых из-за золотого тельца, которого «собственноручно» изготовил отступивший от клятвы народ Израиля с целью воздать рукотворному истукану божественные почести.

Именно такие смыслы являются определяющими для разумения тех образов книги Откровение, которыми завершается глава 13, — и именно этим смыслам будут посвящены несколько следующих публикаций.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: «И дано ему было вложить дух в образ зверя...» (Откр.13:15)

Предыдущая статья: По какому признаку можно безошибочно распознать «зверя из земли»? (Откр.13:11)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #зверь из земли заставляет поклониться первому зверю рана которого исцелела, Откр.13:12 #зверь из земли творит знамения и чудеса и огонь низводит с неба на землю перед людьми, Откр.13:13 #зверь из земли обольщает живущих на земле чтобы они сделали образ зверя который имеет рану от меча и жив, Откр.13:14