И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? (Откр.13:3-4)
Свидетельство тайнозрителя о ране, которой отмечена одна из голов «зверя из моря», косвенно ссылается на события первых дней после сотворения мира, когда за обольщение человека в Эдемском саду на «змия древнего» (Откр.20:2) было наложено проклятие в виде «хождения на чреве» и «питания прахом» (Быт.3:14).
И тогда же между змием (и семенем его) и родом человеческим была положена непримиримая вражда, которая в итоге должна была принять вид открытой брани, — то есть такого противостояния, при котором стороны наносят друг другу поражающие удары:
и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт.2:15)
А поскольку книга Откровение в буквальном смысле говорит об одной из голов зверя ὡς ἐσφαγμένην εἰς θάνατον и πληγὴ τοῦ θανάτου, то есть представляет ее не просто «пострадавшей», но «заколотой» и «умерщвленной на смерть», — это означает, что рана выходящего на брань против человечества «сатанинского семени» вполне библейская, и свидетельствует об уже нанесенном дракону и зверю смертельном поражении.
При этом вполне очевидно, что «поразил зло в голову» не кто иной, как родившийся от жены чудесный Младенец (Откр.12:5), Сын Божий и Сын Человеческий (сравн. – «…когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены…», Гал.4:4), Который победил смерть и ниспроверг силу и власть человеконенавистника-диавола.
Кроме того, весьма знаменательно, что смертельная рана, нанесенная одной из семи звериных голов, представляет эту голову «царством фараона египетского», — ведь именно в событиях исхода из Египта змий-фараон вместе со своим войском был «поражен в голову» и «потоплен в море», сравн.:
Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли! Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде; Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни (Пс.73:12-14)
Ты владычествуешь над яростью моря: когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их. Ты низложил Раава, как пораженного; крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих (Пс.88:10-11)
Причем с учетом того, что именно по образу исхода из Египта совершилась Новозаветная Пасха, — та рана от меча, которую имеет выходящий из моря нечестивый зверь, не символическая, а реальная, и несмотря на ее временное исцеление «восстановиться» от такого поражения у «вселенского зверя» уже не получится.
(«Исцеление раны», которое видит и оценивает «вся земля», не означает «полного выздоровления»: эта библейская рана всего лишь «затянулась» на то время, пока ветхий мир дополняет меру собственных беззаконий и утверждается в собственной погибели, сравн. – «…и продолжение жизни дано им только на время и на срок», Дан.7:12)
Однако не уверовавшее и неверное человечество не может и не желает ни понимать, ни принимать тот факт, что рана зверя по-настоящему смертельная, и, наблюдая в самом себе засилье зла, воспринимает зверя вполне здоровым, и весьма сильным, и даже неуязвимым для любого оружия, — и в итоге делает единственно возможный для язычников «торговый» вывод, что противостоять настолько сильному и настолько опасному противнику «себе дороже», поэтому намного выгоднее просто подчиниться ему и его правилам, сославшись и в самих себе, и друг перед другом на свое мнимое бессилие (сравн. – «…кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?», Откр.13:4).
Что касается Церкви Христовой, — она видит истинную духовную реальность и осознает смертельную тяжесть раны, которая уже нанесена и «древнему змию», и представляющему его «зверю из моря». Поэтому несмотря на весьма значительную власть и силу, сопровождающую их явления и проявления, христиане верят и разумеют, что зло сокрушено на небе и ослаблено в поднебесном мире, — и, укрепляемые верой в Спасителя и в Благовестие, не только не поклоняются «неуязвимому зверю», но и ведут с этим «зверем» бескомпромиссную смертельную брань.
И, тем не менее, зло до времени остается вполне дееспособным, что соделывает весь ветхий мир и «полем брани», — и самым непосредственным участником вселенского противостояния света и тьмы. Именно в рамках этого глобального противостояния «зверь из моря» постоянно преследует народ Божий, — а христиане, «укрываясь в пустыне», продолжают совершенное Спасителем «поражение в голову» тех, в ком воплощается нечестивое «семя диавола» (сравн. – «...вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины», Ин.8:44).
При этом «поражать христиан в пяту» (т.е. наносить вред «от земли», действуя через плоть) ни диавол, ни «мир сей» в новозаветные времена уже не властны, — ведь Господь даровал верным «крылья орла» («…и даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия…», Откр.12:14), — а вместе с ними и полную духовную неуязвимость:
се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Лк.10:19)
Однако несмотря на то, что многие христиане с Божьей помощью и могут, и одерживают над силами тьмы свои личные духовные победы, — эти победы не избавляют от власти зла весь видимый мир. Ведь смертельная рана «египетской» головы зверя на время исцелела, а сам зверь унаследовал всю оставшуюся у дракона силу и власть, — так что, будучи практически бессильным в духовном смысле, он сохраняет способность применять и использовать «земные» средства и методы, позволяющие ему убивать человеческую плоть.
А поскольку те, кто не верует в Спасителя, не веруют и в воскресение мертвых, — «вся земля», то есть весь мир неверующих, даже не думает сражаться со зверем, убеждая себя о том, что «если бы Христос соответствовал тому, что о Нем говорят церковники, Он моментально уничтожил бы все земное зло. А раз зло имеет неодолимую силу, — лучше плохо жить по его законам, чем безвозвратно умереть, восставая против этих законов».
Более того, каждый человек, в тайне своего сердца склонившийся под нечестивую «звериную» власть, сам становится частью зверя, выходящего из моря.
(Именно о таком последствии неверия свидетельствуют слова «И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?», Откр.13:3-4)
Другими словами, только у христиан, сохраняющих слово истины и верующих не в силу зверя, а в силу Воскресения, нет и не может быть подобных недоумений и подобных страхов:
Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф.10:27-28)
При этом в видимом мире, который по свидетельству ап. Иоанна исполнен различными похотями и «лежит во зле» (1 Ин.5:19), в новозаветные времена складывается ситуация, когда собственная власть дракона и его зверя не так уж и велика, — но ее всячески умножают и возвеличивают те, кто не имеет ни веры, ни желания держаться света, стоять за правду и стяжать христианские добродетели. Тем более, что для оправдания собственного бездействия и покорности злу человеку достаточно просто убедить самого себя в том, что «зверь, выходящий из моря», непобедим и неуязвим, и что «вся земля» и так живет по его принципам и правилам, — поэтому «бунт одиночки» никому ничем не поможет и ничего в этом смысле не изменит.
Мало того, некоторые представители «мира сего» стремятся словом и делом уничтожать всех тех, кто восстает против зверя своей жизнью и смертью, — ведь Церковь Христова в конечном счете обличает не абстрактное зло, но конкретные человеческие пороки, первым из которых является лукавая покорность неверия.
...............................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно... (Откр.13:5-6)
Предыдущая статья: «Зверь из моря» на престоле дракона: кто это и что это? (Откр.13:2)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #одна из голов зверя смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела, Откр.13:3 #И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, Откр.13:3 #и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? Откр.13:4