Важнейший советский фильм конца 1920-х — «Живой труп» (1929) Федора Оцепа, снятый совместно с немецкими кинематографистами. Оцеп начинал как кинокритик и сценарист еще в немом кино, писал для Пудоквина, был со-режиссером Бориса Барнета, поставил сильнейшую драму «Земля в плену» (1928), а после этой экранизации одноименной пьесы (!) Льва Толстого остался в Германии и продолжил славную режиссерскую карьеру в европейском и американском кино.
История о незадачливом муженьке (Всеволод Пудовкин), решившем инсценировать свою гибель, чтобы дать жене развод (порядки в конце XIX века были суровыми), стала основой для редкого в своем роде советского фильма в эстетике немецкого экспрессионизма. У нас картину оценили не сразу, а вот в Германии она стала огромным хитом.
И это редкий случай, когда фильм лучше и, по меньшей мере, увлекательнее литературного первоисточника.