Вот уже который день по просторам нашей необъятной родины гуляет открытое письмо Севастополя Виктора Альбертовича Оганесяна, директора Первой Гимназии им. А.С.Пушкина г. Севастополя Министру просвещения РФ.
Надо отдать должное смелости этого заслуженного учителя, ведь все эти проблемы из года в год копились в образовании, назревали, как гнойная рана и вот, наконец, вылились наружу.
Читая это письмо, как педагог скажу, можно смело подписаться по каждым словом, ведь то, о чём идёт речь будоражит учительскую общественность очень давно. Из всех телевизоров,в интернете нам говорят, что нагрузка на учителей снижена, документация минимизирована, зарплаты повышены, а что на деле? На деле кошмар. Но мы, педагоги народ терпеливый, пошумели, повозмущались и, глотая слёзы, пошли работать, вновь и вновь мирясь с суровой действительностью.
В чём же суть письма? Виктор Альбертович затрагивает все самые наболевшие вопросы: про учебные планы, про бардак с программами и учебниками, говорит о вечных мониторингах, рейтингах, олимпиадах.
Касается он и темы вечных проверок питания, воспитательной работы, уровня компетенции руководителей, школьных сайтов и естественно таблиц успешности и компетентности каждой школы.
От себя скажу, работая в школе, получая каждый день бесконечное количество отчётов от разных инстанций, думаешь почему нельзя сделать единую структуру, которой мы должны отчитываться, а ни 150 между собой никак не сообщающихся структур???
Присылают мероприятий провести столько, что не хватает дней в неделе, чтобы всё это сделать. Учитель, заместитель директора, директор просто вынуждены брать работу домой, чтобы успеть всё освоить, отчитаться, придумать, организовать.
Ещё один пункт, который особо чётко бросается в глаза это наши образовательные аббревиатуры. Я процитирую:
"О великий, могучий! К слову сказать, сколько дурацких аббревиатур «гуляет» в нашем ведомстве! ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, РДР, РЦОКО, НОКО, ВСОКО, ФГОС, ФАНО, ФИРО!.. Вершина этого словотворчества, – ШНОР – школа низкого образовательного результата. Есть школы, а есть ШНОРы. И чиновники с удовольствием произносят, прости Господи! – это ублюдочное словцо. А что, когда-то, в двадцатые годы прошлого века, были шкрабы (школьные работники), теперь – ШНОРы. Бедные С. И. Ожегов и Д. Н. Ушаков!"
Ещё один момент, о котором сказано вскользь в конце письма, это защита учителя. Вот например, в Казахстане за оскорбление учителя грозит арест. А что у нас? Любой ученик может издеваться, хамить, огрызаться, а ты ему в вежливой и тактичной форме должен объяснять, что так делать не нужно. Ещё и после всего родителя тебя сделают виноватым и побежат жаловаться в прокуратуру.
А ведь этот самый учитель, каждые пять лет за несчастную надбавку в тысячу рублей должен проходить аттестацию, и доказывать, что может преподавать и получать эту надбавку. И ладно бы просто доказать, что знаешь свой предмет, что у тебя есть призеры по олимпиадам, высокий балл ЕГЭ и ОГЭ, так нет из этого тоже сделали настоящее шоу.
За надбавку в тысячу руб. учитель каждые пять лет проходит процедуру дознания, процедуру идентификации. Именно такой термин употребляют иногда некоторые умники… А ведь за эти годы педагог стал более опытным, мастеровитым… Нет, говорят ему, а ты докажи. У учеников высокие результаты? Ну и что. Много победителей олимпиад? Ну и что. Нет жалоб со стороны родителей? Ну и что. Причём, чтобы доказать, надо собрать побольше всяких справок, характеристик и прочих бумажек, каждая из которых стоит определённое количество баллов. Стоит… Баллы… Справки… Слова-то какие! Да разве можно в баллах измерить труд учителя? Надо вернуться к тому порядку, который существовал раньше. Главный критерий – стаж. Через каждые пять лет – хорошая надбавка.
В этом потоке бесконечных бумажек и отчётов учителя просто лишаются творчества, самостоятельности и своей уникальности. Перестают делать действительно интересные уроки, а проводят занятия, загоняя их в какие - то рамки.
В нашей школе учителя уже шутят, что если бы детей в школе не было, было бы идеально.
Подводя итоги вышесказанного, хочется верить, что смелость этого заслуженного учителя не пройдет даром, что общественность не пошумит и перестанет, а дальше будет писать, и пытаться достучаться до нашего правительства, рассказывая о наболевшем. Ну, а последние прислушаются к нашей боли и попытаются исправить такое бедственное положение российских школ.
А Вы, как считаете?