В семье Лии и Даниила Топольковых царил мир и покой.
Подрастала пятилетняя Инга, смышлёная девчушка. Она, как многие залюбленные дети, не знала берегов.
Ингу любили в коммунальной квартире за то, что она была интересная.
Вроде бы, взрослее своих лет.
Инга могла такое сказануть, что, порой, ставила в ступор взрослых!
Чего стоила одна фраза из детских уст: "Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо..."
Лия и Даниил сами не знали, где Инга могла услышать крылатое выражение из комедии римского писателя Публия Теренция в свои пять лет, но, дочерью своей гордились.
Уважали и прислушивались.
Так получилось, что Лия и Даниил принадлежали к очень редкой касте людей.
Их не били родители!
Ни разу в жизни!
Это было не из-за того, что дети росли идеальными, это шло от внутреннего убеждения родителей, что правильное воспитание – это разговоры.
Вот и Инге повезло. Бить её во втором поколении "небитых" никто не собирался.
Только, от родительского всепрощения, негодница совсем распоясалась.
Могла не поделиться с папой конфеткой по просьбе и научилась закатывать истерики в магазине, со зрелищным падением на грязный пол.
Она заламывала ручки и трагически кричала: "Вы мне вообще ничего не покупаете!"
Дома Инге, которая умудрялась забыть глубину семейного позора и скакала обезьяной, терпеливо внушали, что большая девочка не должна себя так некрасиво вести!
...В соседней от Топольковых комнате жила учительница, Нелли Фёдоровна, которая уже заработала законную пенсию, несмотря на моложавый вид.
Теперь она в режиме комфортного для себя удовольствия подрабатывала репетитором по русскому и литературе.
Готовила детей к экзаменам.
К ней ходили ученики.
Лия тоже обратилась к соседке, чтобы та научила Ингу читать.
– Нелличка Фёдоровна! У нас затык вышел. Ну, пожалуйста! Ей пять лет. Буквы знает, а соединять в слова не может! Я боюсь, что у меня не хватит терпения и знаний, и я все испорчу! Знаете, как она слово "мама" читает? "Мэа-мэа"!
Позанимайтесь с Ингой, прошу!
– Хорошо. Только...
– Что? Заплатить? Мы заплатим, сколько надо...
– Я не это хотела сказать...
– ... а что? Учеников много?
– Лия! Вы мне дадите хоть слово сказать? – нахмурилась соседка.
– Простите...
– Я Ингу люблю всей душой, но... она у вас сильно избалована!
– Да? – расстроилась Лия. – Так заметно?
– Да. Я возьмусь её учить, по-соседски. Но... если она будет не слушаться... то...
– То что?
– Я уже не работаю в школе, и теперь можно. Применю один действенный метод. Только, не обижайтесь, когда до него дойдет.
– Какой? – начала догадываться Лия.
– Тот самый. Дедовский.
"Неужели она побьёт Ингу?" – не поверила своим ушам Лия.
– Мы... с Даниилом... переговорим, готовы ли мы на такие меры... и примем решение, Нелли Фёдоровна!
– Хорошо.
Лия зашла в комнату и застала следующую картину.
Даниил и Инга играли в лошадку. Дочка сидела на широкой папиной спине и, не стесняясь, пришпоривала его пятками по рёбрам. Держалась за папины уши.
– Инга, ты мне уши оторвёшь! Слезай, мама пришла.
– Нет!
– Ну, хватит, я говорю!
От несогласия она стала колотить папу по спине кулачками.
– Лия, стащи её, – попросил Даниил. – Ну как? Возьмётся соседка за нашу "Человеческую нечужду"?
– Сейчас расскажу! Нелли Фёдоровна сказала, что Нечужда наша избалована до ужаса! Даниил, пойдём, я расскажу, что она предлагает!
Инга была отправлена рисовать, а родители, обсудив, решили, что урокам чтения на условиях Нелли Фёдоровны – быть!
... В условленное время, родители завели Ингу к соседке, и, от греха подальше, с обливающимся кровью сердцем, сбежали в продовольственный магазин.
Вернулись – а дома всё хорошо! Инга с конфетой в руках, гордая, вернулась в свою комнату.
– Меня тётя Нелли хвалила, – с порога сообщила дочка. – Мы сегодня буквы и звуки повторяли, я всё назвала!
– Молодец! – похвалили родители. – Когда в следующий раз теперь?
– Через день, – важно передала Инга.
... Она стала ходить на занятия, и скоро настал момент соединять звуки в слоги.
В ход пошла касса слогов.
... Инга не выспалась и пошла на пятое занятие насупленной, упиралась.
– Инга, – слышали они через стенку решительный, но, в то же время, добрый голос Нелли Фёдоровны, –
согласную букву необходимо протягивать как можно дольше, чтобы она мягко и плавно перетекала в гласную. Например, слог «ма» необходимо произносить следующим образом: «ммммм-аааа». Повтори!
– "Мэа".
– Нет, Инга. Без "э".
– Не буду, не могу.
– Да что с тобой? Мы ведь уже изучили по кассе слогов "ма", "ла", "ло". Ты заниматься не хочешь?
– Хочу.
– Усложним, если ты простое не можешь повторить! Читай!
Послышался голосок Инги:
– "Ар", "ом", "ус".
– Молодец! Это сложнее, а у тебя получается. А то, "не буду, не буду"! На сегодня хватит! Скоро читать у меня будешь, да ещё и рассказывать при встрече, что интересненького прочла!
Родители ушам не верили, что дело так хорошо шло! Нелли Федоровне удавалось как-то усмирять их чадушку!
Через несколько занятий, Инга уже освоила непривычные уху "шпы", "впу", "смо", "здры". Нелли Фёдоровна специально давала такие задания, чтобы у Инги не возникало соблазна угадывать текст, и тренировались навыки правильного звукопроизношения.
Оставался совсем маленький шажок!
Но тут Инга вновь заявила, что читать больше не хочет!
– Ну, как же, – уговаривала её мама. – Ты уже такие трудные слоги научилась читать!
– Не хочу, не буду! – бушевала девчонка.
Это услышала Нелли Фёдоровна.
Заглянула к ним в комнату и взглядом спросила у родителей – можно ли ей применить устрашающий способ?
Лия отвернулась к окну, ей жалко стало Ингу, а Даниил решительно кивнул головой. Да!
Нелли Фёдоровна повела маленькую соседку к себе. Было слышно, как она выдвинула ящик комода и звякнула чем-то металлическим по дереву.
Лия приготовилась к тому, что сейчас Инга будет истерически кричать.
Но нет!
Из комнаты Нелли Фёдоровны не было слышно ни криков, ни всхлипываний.
А слышался лишь ровный и старательный голосок Инги: "Ма-ша е-ла ка-шу".
Нелли Фёдоровна хвалила ученицу:
" Молодец, Инга! Умница! А это?"
Девочка читала: "Му-ха се-ла на ок-но"...
"Детка моя! Да ты у нас читаешь!" – воскликнула соседка.
Не в силах дождаться окончания урока, родители Инги заглянули в комнату.
...На гвозде, вбитом в бок шифоньера, висел толстый коричневый ремень!
Инга сидела, шёлковая девочка, косилась на него и старательно выговаривала слоги! Она читала!
Когда занятие закончилось и Топольковы зашли отблагодарить соседку, спросили, так как же она применяет дедовский метод?
Неужели, бьёт детей?
– Нет, ну что вы! – засмеялась Нелли Фёдоровна. – Я вешаю ремень и говорю детям: "Не пугайся. Это я приготовила для одного очень глупого и ленивого мальчика, который не хочет заниматься! Ты ведь не такая (такой)?"
И все мои ученики, как правило, очень стараются!
– А в прошлый раз ремня не висело, вроде бы, – сказала Лия.
– А в прошлый раз никто и не ленился, – усмехнулась Нелли Фёдоровна.
К семи годам Инга уже исправно читала. Она полюбила книжки, у неё получалось читать лучше, чем у других детей. Ингу хвалили.
Она и словесные диктанты "на время" сдавала хорошо. Постоянно наращивала словарный запас и умнела.
Однако, даже по прошествии времени, Инга поглядывала, почему-то, с опаской, на дверь Нелли Фёдоровны, несмотря на то, что занятия всегда проходили в спокойной и трудовой обстановке!
Видимо, дедовский метод оказался силён даже в теории!
Друзья, если Вам понравился рассказ, ставьте лайки и подписывайтесь на канал! Пишите отзывы, радуйтесь вместе с нами!
Интересный рассказ здесь.
С теплом, Ольга.
#чтениекниг
#битьребенка