Исследования показывают, что цвет не просто способен символизировать конкретную эмоцию или настроение, но и — при правильных обстоятельствах — вызывать у людей эту эмоцию, приводить в нужное состояние.
Цвет важен для всех визуальных творческих направлений: кино, фотография, рисунок, дизайн и прочее. В дизайне значение цвета выражено особенно ярко в виду разнообразия форм, которые требуют цветовых решений: от упаковки до материалов для социальных сетей. При столкновении с визуальным выражением, первое, что считывается человеком подсознательно — цвет. Благодаря поведенческому маркетингу и психологии бренды давно научились вызывать нужные реакции и создавать необходимое настроение с его помощью.
Учёные давно установили зависимость между цветом и эмоциями. Перед вами «Карта эмоций» или «Колесо эмоций» Роберта Плутчика.
Схема отражает как насыщенность каждой из эмоций посредством цветового кода, так и демонстрирует отношения полярности или противоположности эмоций. Помимо самих базовых эмоций схема указывает 8 производных, образуемых смешиванием двух прототипных эмоциональных состояний.
Цветовой круг послужит консультантом при определении цветовой палитры для ваших проектов: от выборки цветовых решений для визуальных концепций до формирования эмоционального фона при создании тех или иных дизайнов. Например, оформление инфографик или событий.
В цвете также важны его характеристики. Основные из них приведены и описаны ниже:
1. ЦВЕТОВОЙ ТОН (если представить, что пустые места среди «лепестков» «Колеса эмоций» имеют цвет, то переход от цвета к цвету имел бы подтон) — положение цвета в спектре, его название: красный, синий, жёлтый и т.д. Необходимо различать понятия «тон» и «подтон»: тон – это основная краска, подтон – примесь другого цвета. За счёт разности подтонов и образуются разные оттенки одного и того же цвета. Например, жёлто-зелёный и сине-зелёный. Основной тон – зелёный, подтон (в меньшем количестве) – жёлтый или синий.
2. ТЕМПЕРАТУРА (северо-западные цвета «Колеса эмоций» - тёплые, а северо-восточные - холодные) — определяется подтоном цвета, в следствии чего выделяются тёплые и холодные цвета. При добавлении к основному тону жёлтого пигмента температура цвета будет ощущаться тёплой, а при добавлении синего пигмента холодной.
3. ЯРКОСТЬ (центральные цвета «Колеса эмоций») — на этот параметр влияет световое излучение: если сильное, то цвет максимально яркий: чем меньше света, тем цвет выглядит темнее. Любой цвет при максимальном снижении яркости становится чёрным. Не путайте понятие «яркость цвета» с понятием «яркость освещения». Существует термин «яркость», в значении «чистота», «сочность» цвета, то есть максимально интенсивный цвет без примесей чёрного, белого или серого.
4. НАСЫЩЕННОСТЬ — понижение яркости за счёт добавления чёрного цвета.Тёмно-красный – это насыщенный (глубокий) красный, тёмно-синий – насыщенный (глубокий) синий и т.д.
5. СВЕТЛОТА (в «Круге эмоций» края «лепестков» самые светлые и ближе всего к белому) — характеристика, противоположная насыщенности цвета: чем больше светлота, тем ближе цвет к белому. Максимальная светлота любого цвета – белый цвет.
6. ХРОМАТИЧНОСТЬ — степень «чистоты» цвета, отсутствие примесей в его тоне, его сочность. При добавлении в основной цвет серого пигмента, цвет становится менее ярким, иначе – приглушённым, мягким. Его хроматичность (цветность) понижается. При максимально сниженной хроматичности цвета любой цвет становится одним из оттенков серого.
Вкупе с эмоциями цвет способен создавать ассоциации или их транслировать, которые при построении визуальной концепции играют ключевое значение. Через ассоциации создаётся тот самый «вайб», из которого формируется впечатление, которое при визуальном знакомстве ограничивается мгновенной реакцией «нравится или не нравится».
Помимо эмоционального воздействия подробно описанные характеристики цвета помогут вам ориентироваться при работе с цветокоррекцией.
Ниже приведены первостепенные ассоциации, а таже положительные и отрицательные ассоциации для основных цветов. И некоторые дополнительные факты о цветах.
Перейдём к градация «цветности» в визуале профилей, каждый из пунктов которой имеет особенности. Пункты выделены на основе использования круга Иттена.
МОНОХРОМНОЕ СОЧЕТАНИЕ — сочетание любых оттенков в пределах одного цвета.
КОНТРАСТНОЕ СОЧЕТАНИЕ — сочетание 2-х самых насыщенных цветов, которые расположены друг напротив друга.
ОДНОУРОВНЕВОЕ СОЧЕТАНИЕ — сочетание любых оттенков разных цветов, которые лежат на одной окружности.
ПАСТЕЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ — сочетание самых ненасыщенных цветов на одной окружности, которые лежат максимально близко к белому цвету.
АХРОМАТИЧЕСКОЕ СОЧЕТАНИЕ — сочетание черного и белого цвета с их оттенками без включения ярких цветов (часто с добавлением «натурального» коричневого).
Надеюсь, вам статья была полезна и интересна. Хочу верить, что взаимосвязь между цветом и эмоциональной окраской стала вам куда яснее. Буду рада вашим комментариям!