Найти в Дзене
Фонд Теософия

Научно-исследовательский семинар "Тайная Доктрина Е. П. Блаватской", Ю.С. Панди (Индия) 26 декабря 2020 год

Международный спикер Теософского общества, Национальный лектор индийской секции, президент Федерации штат Уттар Прадеш и Уттахкаранды (Индия), Ю.С. Панди.

Тайная доктрина - Космогенез... Космическая эволюция (Станца I, Шлока 1)

История эволюции космоса, прослеживаемая в Станцах, представляет собой абстрактную алгебраическую формулу этой эволюции. Эта абстрактная формула может быть применена mutatis mutandis ко всей эволюции; к эволюции нашей Земли, земной цепи, Cолнечной вселенной и так далее.

Семь станц, приведенных в "Космической эволюции", представляют собой семь членов этой абстрактной формулы. Они относятся к семи великим этапам эволюционного процесса, о которых в Пуранах говорится как о "семи творениях", а в Библии - как о "днях" сотворения. Приведенные Станцы относятся только к космогонии нашей Солнечной системы... Они относятся к нашему видимому космосу, после "ночи Создателя".

Космогония, описанная в Станцах, не предназначена для замены наилучших научных взглядов на космическое и человеческое происхождение. Еще меньше это попытка "поставить науку в правильное положение" в отношении конкретных событий, которые входят в компетенцию последней. Скорее, эти Станцы, как и все другие, касаются одного и только одного: места человека в Космосе и места Космоса в Человеке. Этот комментарий также касается космогенеза с точки зрения психического. Попытка состоит в том, чтобы показать, что процесс космического проявления полностью является движением в рамках единства сознательного бытия к достижению самосознательного опыта.

С начала времён люди искали разгадку трёхчастной тайны: тайны происхождения, тайны настоящего бытия и тайны судьбы. Обычно их поиски были направлены наружу от данных чувственного опыта; назад в кажущуюся уверенность в завершённом прошлом, вперёд к размышлениям о неопределённое будущее. Лишь очень редко "какой-нибудь мудрец, стремящийся к бессмертию, с перевернутым взглядом видел внутреннее "Я", "Я", являющееся "Господом того, что было и должно быть". (Катха-упанишада)

-2

В этом, однако, и заключается реальная цель всех древних космогоний: пригласить нас обратить свой взгляд внутрь к источнику и происхождению как "внешней" вселенной явлений, так и "внутренней" вселенной сознания, найти там повсеместную и вечную одновременность того, что здесь рассматривается как поток отдельных событий во времени; и, прежде всего, познать высшую тайну нашей собственной сущности.

Тайная доктрина, по-видимому, связанная со стихами Дзиан, - это Вечная Мудрость, лежащая в основе учений всех религий, действительных фактов, о которых мы никогда не сможем иметь больше, чем толкования, если только сами не приобретем в них опыт. По этой причине она тайная.

Знание, которое эти Станцы стремятся передать, является не аналитическим знанием дискурсивного ума (манаса), а чувственным знанием интуитивного ума (Буддхи).

Нет части человека, так же как и нет части космоса, которая не появилась бы из единого источника. Внутри нас и вокруг нас мы не переживаем ничего, кроме аспектов божественного сознания; но если мы хотим прийти к знанию об источнике всего сущего, то мы должны искать его в том единственном месте, где мы можем иметь знание из первых рук, и это - внутри нас самих. Вокруг нас в макрокосме, внутри нас в микрокосме, всякий по-своему дает нам знание о другом в том божественном взаимодействии субъекта и объекта, который является источником всего познания и всего бытия.

На протяжении всего этого времени мы говорим о движении в сознании; кроме сознания нет ничего. Первые три Станцы посвящены постепенному пробуждению совершенно непроявленных и трансцендентных космических начал, которые стоят за проявленной вселенной и порождают ее. Станца I описывает, насколько это возможно, состояние Космической Ночи Космического Глубокого Сна; Станца II изображает состояние Космического Сна и намекает на события, происходившие во Тьме при подготовке к грядущему Рассвету; Станца III описывает Рассвет по мере того, как он воссиял до полного восхода того Божественного Разума, содержимым которого является проявленная вселенная.

Станца I... Ночь Вселенной...

Станца I описывает состояние Единого Всего во время растворения, до первого трепетания или повторного пробуждающегося проявления. Первая станца начинается с непроявленности всего. В этом состоянии вечного покоя (пралайя) нет ни форм, ни дифференциации, поэтому ее нельзя описать. Это состояние может символизироваться только отрицаниями; ибо, поскольку это состояние абсолютности само по себе, оно не может иметь ни одного из тех специфических признаков, которые служат нам для описания объектов в положительном значении.

Гимны из Ригведы, приведенные перед Станцами, указывают на это отрицательное состояние. Несколько строк Гимна:

Ничто не существовало: ни ясное Небо,
Ни величья свод, над Землею простертый.
* * *
Не было смерти и бессмертия не было.
Не было границ между днем и ночью.
Лишь Единый в своем дыхании без вздоха,
И ничто другое не имело бытия.
Царил Мрак, и все было сокрыто изначала.
В глубинах Мрака — Океана бессветного.

-3

Проявление вселенной - это циклическое событие, которое происходило раньше и будет происходить снова. Между проявлениями все уносится во тьму небытия. В этот момент история начинается.

С одной стороны, новая вселенная станет новым творением ab initio, с другой - повторением бесчисленных творений.

Шлока 1. ПРЕДВЕЧНАЯ МАТЕРЬ-РОЖДАЮЩАЯ (ПРОСТРАНСТВО), СОКРЫТАЯ В СВОИХ ПОКРОВАХ, ВЕЧНО-НЕВИДИМЫХ, ЕЩЁ РАЗ ДРЕМАЛА В ПРОДОЛЖЕНИИ СЕМИ ВЕЧНОСТЕЙ.

Елена Петровна Блаватская в самом начале пролога «Тайной доктрины» упоминает, что на первой странице показанной ей Древней Рукописи изображен чистый, белый диск на черном фоне. Она также говорит, что это изображение Космоса в Вечности, до пробуждения все еще дремлющей Энергии, эманации Слова в более поздних системах. Шлока 1 Станцы I описывает это состояние.

Предвечная Матерь-Рождающая (Пространство) и Невидимые Покровы

«Матерь-Рождающая», Пространство, есть вечная, всегда-сущая Причина всего — Непостижимое Божество, чьи «Невидимые Покровы» являются мистическим Корнем всей Материи и Вселенной.

-4

Пространство есть то единое, вечное, что нам легче всего представить незыблемым в его отвлеченности и вне влияния и зависимости от присутствия или отсутствия в нем объективной Вселенной. Оно вне измерения во всех смыслах и самосущно. Дух есть первая дифференциация от «Того», Беспричинной Причины, как Духа, так и Материи. Как учит нас Эзотерический Катехизис — «оно, не “безграничная Пустота”, не “условная Полнота”, но и то и другое. Оно было и всегда будет».

Так «Покровы» означают нумен недифференцированной Космической Материи. Это не материя, как мы знаем ее, но духовная сущность материи, которая совечна и даже едина с Пространством в его отвлеченном смысле. Корень-Природа является также источником тончайших, невидимых свойств в видимой материи. Это, как бы Душа Единого и Бесконечного Духа. Индусы именуют это Мулапракрити — Корень-Материя и утверждают, что это есть Первозданная Субстанция, являющаяся основанием, Упадхи, или Проводником каждого феномена, физического, психического или умственного. Это есть Источник, из которого излучается Акаша. (ТД I, 35)

Эти станцы описывают оккультные истины; следовательно, их можно рассматривать не только с (одной?) точки зрения. Значит, с другой точки зрения:

Предвечная матерь рождающая - это великое Вместилице, великая Мать, Вселенская Природа, Мулапракрити и Натура-натуранс Спинозы. Она - утроба, из которой рождается все, что будет Вселенной. Ее часто символизируют как великие темные Воды, воды хаоса — в греческой мифологии как богиню Рею. Из нее появится материя.

В индуистской мысли Мулапракрити, даже когда он не "дремлет", т.е. даже когда космос проявлен, называют авьякта, непроявленной. Она также известна как Авидья, слово с двойным значением корня vid, знать и быть, ибо Авидья - это великое неведение, так же как и великое небытие. Оно не ведает, потому что является "содержательной" стороной единой и предельной реальности, называемой в этом стихе вечно-невидимыми покровами. Оно небытийно, потому что в нем нет ничего определенного, ничего, что существует в корневом смысле этого слова, т.е. присутствия.

Предвечная матерь-рождающая на этом этапе не изолирована от своего источника, единого Корня сознания и формы. Этот источник известен как Парабрахман в индуистской мысли, Шунья или Татхагата-гарбха, лоно Будды; иногда также как Бхута-коти, Предел Бытия в буддийской мысли. Этот единый источник здесь называют вечно-невидимыми покровами, в которых Предвечная Матерь-Рождающая сокрыта во сне. Она всегда загадка.

Ещё раз дремала

В метафизическом пространстве, ещё раз находящемся в состоянии сна, "ещё раз" подразумевает, что был предыдущий цикл деятельности до наступления ночи Вселенной. Это относится не к Абсолютному Абстрактному Пространству (про которое, являющееся неизменным, нельзя сказать, что оно дремлет или бодрствует), а к тому, что мы можем назвать докосмическим пространством. Говорится, что Пралайя длится семь эонов, но мы не должны думать, что время шло. Время относительно, и оно существует только в проявленном космосе. В этот момент существует состояние вневременности, называемое в станцах "Продолжительностью".

В словах "ещё раз" вводится понятие чередования Космического Дня и Ночи как повторяющегося, бесконечно повторяющегося процесса. Этот процесс является метафизическим фундаментом всех тех ритмов, которые мы видим в этом мире - лета и зимы, дня и ночи, посева и уборки урожая, систолы и диастолы, вдоха и выдоха, бодрствования и сна, прилива и отлива и т.д., и т.п. Везде в природе, физической или психической, от "атома" до вселенной, этот ритм будет установлен. Все это связано с биением Космического Сердца.

Таким образом, Космос - это не мертвый механический процесс, а живое существо. Каждое сердцебиение, человеческое или получеловеческое, во вселенной, каждая вибрация так называемой материи основаны на этом Космическом Сердце или Дыхании.

Именно по этой причине тот, кто прислушивается к внутреннему ритму своего сердца, переходит за его пределы к ритму вселенной - в практике йоги, - становясь способным получить подлинные знания о космическом процессе и его непроявленном корне.

Семь вечностей

Упомянутые Вечности - это вековые циклы, кальпы или эоны. Станцы делят период космического проявления, День Брахмы, на семь великих веков, настолько великих, что психологические ассоциации термина "вечность" необходимо использовать для того, чтобы дать какое-либо представление об их масштабе. Космическая Ночь пралайи символизируется как имеющая ту же протяженность, даже несмотря на то, что "времени не было", чтобы дать представление о ее эквивалентности дню.

-5

Семь - это число совершенного цикла (совершенных циклов?)

Семь Вечностей означают семь периодов Манвантары на протяжении Махакальпы или «Великого Века» (100 Годов Брамы), составляющего итог в 3.11104 лет; каждый Год Брамы состоит из 360 Дней и такого же числа Ночей Брамы. День же Брамы исчисляется в 4.32 x 109 лет смертных. Эти Вечности принадлежат к самым сокровенным исчисленьям, в которых для того, чтобы прийти к истинному итогу, каждая цифра должна быть 7x (7 в степени х), причем х разнится согласно с природой цикла в субъективном или реальном мире… должна быть неизбежно кратной семи. Ключ к этому не может быть дан, ибо в этом заключается тайна... (ТД I, 36) семи.

Фонд содействия развитию социально значимой и просветительской деятельности «ТЕОСОФИЯ»