Первое впечатление бывает как обманчивым, так и очень верным. Как в этом плане складывались отношения Ленина и Сталина – об этом читайте в статье.
Заочное знакомство
Ленин рано обрел популярность, которая была парадоксальной. С одной стороны, все сторонники коммунизма были знакомы с трудами Владимира Ильича, высоко их ценили. С другой стороны, Ленин долгое время жил либо в эмиграции, либо на условиях подполья. Поэтому встретиться с ним было не так-то просто. Я имею в виду Иосифу Виссарионовичу Сталину.
У того была насыщенная молодость: грабежи, ссылки, конспиративные квартиры и так далее.
Заочно Джугашвили с Лениным познакомился в 1903 году посредством переписки.
Находясь в сибирской ссылке, Иосиф, ознакомившись с некоторыми трудами Владимира Ильича, записал, что Ленин в его глазах не простой руководитель партии, а основатель – человек, который прекрасно понимает, что партии нужно, который знает, что нужно, какие цели преследуются в конкретный период времени, что нужно делать, чтобы их достичь.
Джугашвили писал о Ленине как о «горном орле», который не знает страха, который смело ведет партию вперед к достижению намеченных целей.
Вот именно так Сталин писал о Ленине: «Горный орел». Из Симбирска.
Иосиф Виссарионович, без сомнения, восхищался Лениным, желал встретиться с лидером партии.
И судьба улыбнулась Джугашвили. А получилось всё очень интересно.
Рецензия
Первый шаг навстречу вождю пролетариата был таким:
Джугашвили отдал заметки о Ленине своему некоему приятелю на рецензию, чтобы тот написал отзыв. А товарищ по партии передал бумаги самому Ленину. Владимир Ильич ознакомился и написал короткое письмо Иосифу Виссарионовичу, поблагодарив того за лестный отзыв.
На самом деле, как я уже обращала внимание, лести там было минимальное количество. Сталин был предельно искренен. Что думал, то и писал.
Что еще написал Ленин:
1. Он кратко рассказал об основных ошибках партии и партийцев.
2. Поделился планами на предстоящее будущее.
В этом будущем предстояло принимать непосредственное участие Иосифу Виссарионовичу.
Встреча в Финляндии
На 1905 год была запланирована встреча членов РСДРП в Таммерфорсе. Делегатом от Тифлиса стал Иосиф Джугашвили. Вполне объяснимо. В этом городе Сталин был несомненным лидером, авторитетом и так далее.
Джугашвили ехал в Финляндию с радостным предвкушением – он очень хотел встретиться с Лениным.
Иосифа Виссарионовича ждало огромное разочарование. Он хотел увидеть «горного орла», а лицезрел обычного человека средних лет.
У Ленина были залысины, маленькие глазки. Он был небольшого роста. Скромным каким-то.
Сталин ожидал, что Владимир Ильич сейчас выйдет на трибуну и громогласное что-то станет рассказывать. Этого не произошло. Ленин сел в уголок и начал тихо с кем-то общаться.
Сталин был разочарован. Его картина мира частично обрушилась.
Дело, видимо, в том, что с юных лет Иосиф Джугашвили понимал революционную деятельность как некий активный процесс, в котором нужно сражаться, рисковать жизнью и так далее. Сталин именно так поступал.
А, например, публицист Николай Валентинов писал про Ленина, что Владимир Ильич предпочитал «уходить подобру-поздорову».
И, надо отметить, правильно вождь пролетариата делал. Поэтому он и был вождем. У революции есть всегда бойцы, которые сражаются за свои светлые идеи. А есть идеологи, которые придумывают эти сами светлые идеи. Ленин всегда был идеологом. И он был на своем месте. Объективно. Нужно это признать, не важно, какие у вас политические взгляды.
В общем, Сталин этого всего сначала не понял. Поэтому сильно разочаровался в Ленине. А потом как понял! И с тех пор Иосиф Виссарионович не сомневался в мощи Владимира Ильича, в том, что Ленин – это «горный орел».
Как к Сталину относился Ленин
В 1924 году верная соратница Владимира Ильича Надежда Константиновна Крупская, когда Ленина уже не было в живых, зачитала «Письма к съезду». Там и про Сталина тоже было.
Владимир Ильич отмечал, что отрицательными качествами Иосифа Виссарионовича являются грубость и несдержанность. Якобы в обычной жизни с этим можно было мириться, но не в партийной работе.
Сталина тогда эти слова сильно задели. Не в том смысле, что Иосиф Виссарионович сильно обиделся. Он прекрасно знал, о чем писал Ленин.
К слову, в мире существовало мало людей, которые могли упомянуть про сталинскую несдержанность и резкость.
Иосиф Виссарионович заявил, что готов уйти в отставку. Однако товарищи по партии этого решения не поддержали.
Потом Джугашвили еще несколько раз порывался уходить. Его не отпускали.