Едва странные авторы странного ЖЖ who_stole_tarts успели разразиться странной публикацией "Лошадка мохноногая нам не конкурент. Мы животных не обижаем. Расходимся )" , и я тут же начала искать "лошадку мохногую".
А чем ч%рт не шутит, подумалось мне, вдруг да родители семейства Т-ковых узнали, наконец-то, что для детей вход в Московский зоопарк бесплатный, да и у многодетных родителей наверняка есть льготы по оплате входного билета. И повели детей на встречу с прекрасным - павианом, бегемотом и пандами Жуи и Диндин?
Но я рано радовалсь. К моему стыду (я очень давно не была ребенком!) я уже и забыла слова из классической детской песенки про елочку:
"В лесу родилась елочка, в лесу она росла, зимой и летом стройная зеленая была.....Чу! Снег по лесу частому под полозом скрипит. Лошадка мохногогая торопится-бежит. Везет лошадка дровенки, а в дровнях мужичок. Срубил он нашу елочку под самый корешок....."
Цитируется по онлайн-изданию Проза.ру
Получается, ЖЖ-пирожники загадали нам очередную загадку. "Они не конкуренты" лошадке из детской песенки.... В каком смысле? Очередной экспрессивный набор слов про Репку, УО в средней школе в восемь лет? Или что?
Скажу я вам, мне эти ребусы разгадывать совершенно не охота, давайте я вам лучше расскажу совершенно рождественскую историю про эту самую "Елочку".
В 1878 году, на восемь лет позже Владимира Ульянова, в Москве в семействе обрусевшего литовца Адама Гейдройца родилась дочка Раечка. Адам служил на Моспочтамте, супруга, разумеется, занималась домом и детьми: у Раечки было еще двое младших сестер. Все шло прекрасно в конце прекрасного девятнадцатого века, Раечка училась в женской гимназии и, судя по дальнейшим событиям, окончила ее на отличные отметки. Домашние вечеринки с музицированием, детские елки под рождество с золочеными орехами и блестящими игрушками, хруст французской булки.....
Папа Адам скончался, когда его старшей любимой дочери было всего десять лет. Вдова как-то дотянула на пенсии по потере кормильца до окончания Раисой гимназии, а затем пришлось туго, видимо урожденная Холмогорова не обладала практичностью Марии Александровны Ульяновой, урожденной Бланк (это я все о семье Ульянова-Ленина, так на всякий случай - прим. автора статьи).
Раечке пришлось пойти в гувернантки, вот тут, видимо, и пригодилиь отличные отметки в гимназии : отличный аттестат гимназии давал право быть "домашним учителем", то есть, по сути приравнивался к документу о получении профессионального образования.
Гувернанткой барышня Раиса Гейдройц пошла не абы куда, а в дом вдового князя Кудашева, инспектора по делам печати Канцелярии Московского Генерал-Губернатора, то бишь Великого Князя Сергея Александровича. Вот же были времена и люди!
Князь Алексей Иванович Кудашев был хоть и вдвое старше Раечки Гейдройц (ему было уже целых 50 лет!), но еще не настолько стар, чтобы не обращать внимание на хорошенькую, приятную в обращении, а главное - полюбившуюся сыну Алеше - барышню Раису Адамовну. Они обьяснились, и мадемуазель Гейдройц стала княгиней Кудашевой. Впрочем, я склонна предполагать, что в ее жизни изменилось немногое: прислуга стала называть ее Ваше Сиятельство, и во время раутов в доме Кудашева она уже не сидела скромно у чайного столика, а занимала свое законное место рядом с мужем, а в остальном как занималась хозяйством будучи гувернанткой, так и занималась, став княгиней.
Как жаль, что я не обладаю способностью трогательно описывать события на манер Лидии Чарской! Я бы описала, как гармонично и умиротворенно протекала жизнь супругов. Князь ходил в присутствие, княгиня занималась Алешей, которого считала не пасынком, а родным сыном. По вечерам супруги или принимали у себя, или посещали знакомых своего круга, или ехали в театр, слушать "Жизнь за царя" или смотреть "Сильфиду". Хруст французской булки продолжался, ему гармонично аккомпанировал звон колоколов и аромат пирогов....
В 1903 году Раиса Адамовна послала в детский журнал "Малютка" простенькие стихи собственного сочинения. Там был весь трогательный рождественский набор - и пушистая елочка, и серенький зайка, и мохноногая лошадка и пасторальный мужичок на дровнях. Стишок напечатали, но для семейства Кудашевых это не стало событием. Хотя княгиня Раиса Адамовна номер журнальчика, на всякий случай сохранила....
И очень скоро жизнь понеслась под откос...... В 1905 году - смертельное и жестокое покушение на московского генерал-губернатора Великого Князя Сергея Александровича (совершенно удивительная фигура, возможно я еще как нибудь напишу свою версию его невероятной судьбы), началась кровавая прелюдия к Октябрьскому перевороту - революция 1905 года. Еще через несколько лет - Первая Мировая, и ставший к тому времени взрослым молодой князь Алексей Кудашев уходит на фронт и гибнет в огромной мясорубке войны.
Через год, не дожив до Октябрьского переворота, умирает от горя князь Кудашев и Раиса Адамовна остается одна в княжеской усадьбе на углу Воротниковского и Старопименовского переулков. В 1917 году Раисе Кудашевой уже 39 лет, для того времени уже практически пожилая женщина.
Да, мы чуть не забыли про "Елочку!" Стихи княгини в том же роковом 1905 году попадаются на глаза музыканту - любителю Леониду Бекману. Господин Бекман не был музыкантом, он был биологом и агрономом, песни были просто домашним увлечением. В общем, что то вроде Сергея и Татьяны Никитиных.Они с женой (на минуточку профессором Московской консерватории) Еленой Бекман-Щербиной положили "Елочку" на музыку и песенка понравилась не только семейству Бекманов, но и еще многим людям. По воспоминаниям Елены Александровны, услышав "Елочку" молодой Рахманинов даже упрекнул скромных авторов: "Почему вы так мало пишете детских песен?" Первыми поклонниками "Елочки" были, помимо гениального Рахманинова, сестры Гнесины, Танеев и Скрябин. "Елочка" пошла в народ, ее публиковали в музыкальных сборниках и на много лет она стала неофициальным "гимном Рождества".
Но вернемся к Раисе Кудашевой. В 1917 году рррреволюционные матросики вышвырнули ее из княжеского особняка. Бывшей княгине, впрочем, еще повезло: она осталась в живых (прожила вообще долгую жизнь, скончалась в 1964 году в возрасте 86 лет) и даже до старости проработала себе тихо-мирно в библиотеке.
Напоследок расскажу еще два трогательных апокрифа из жизни создательницы "Елочки" и мохноногой лошадки Раисы Кудашевой. Первый. Незадолго до начала Первой мировой семейство Кудашевых ехало из Москвы в Петербург и их соседями по вагону оказались приятная бабушка с очаровательной пятилетней внучкой. Внучку попросили спеть и она с готовностью тоненьким голосом вывела "В лесу родилась елочка....." Княгиня спросила, откуда эта песенка, и бабушка радостно поведала - из сборника детских песенок господина Бекмана, "настоящего сокровища для домашнего музицирования". Княгиня, зардевшись, призналась что слова "Елочки" написала она.
Второй апокриф. Когда началась Великая Отечественная, скромная пожилая библиотекарша, бывшая княгиня Кудашева жила совсем голодно, а у нее на руках была еще сестра с племянником. И вот, Раиса Адамовна "набралась наглости" и пошла ..... проситься в Союз Писателей, просто потому что там давали хорошие пайки. Каким то чудом она попала на прием к тогдашнему Секретарю СП Александру Фадееву ("Молодая Гвардия", "Разгром", "Последний из Удэге") и робко попросила рассмотреть ее заявление. "А что вы написали? Роман, повесть, сборник рассказов может быть?" Старушка призналась, что писала когда то стихи для детей. Фадеев вежливо отказал, сказав что СП - для больших серьезных творений, а не для детских стишков. Тогда Раисе Адамовне ничего другого не оставалось, как признаться в авторстве "Елочки". Пламенный лит-революционер, якобы, прослезился, вспомнил свое дореволюционное детство под сенью рождественской елочки, и приказал мгновенно оформить товарищу Кудашевой членский билет СП и пропуск в спецраспределитель.
Такая вот, почти рождественская история. Но остается тайна - при чем тут соперничество с"лошадкой мохноногой" одного маленького многодетного семейства из Котловки?
Жду ваших версий, догадок, фантазий на тему. Встречаемся в комментах!