Найти в Дзене
андрей наумов

« Ф О Р М О Ч К А » Т-34 с башней штамп

Летом 1942 г. на фронте под Сталинградом сложилось чрезвычайно тяжелое положение, которое грозило скорой потерей города и прекращением производства там танков. 28 июля вышло распоряжение ГОКО № 2120, предписывающее УЗТМ начать производство Т-34 на своих площадях с 1 октября 1942 г., а также удвоить выпуск башен ввиду остановки завода № 264 (Сталинградская судоверфь).

Литейные цеха Уралмаша, занятые отливкой башен КВ и Т-34 начали задыхаться, не справляясь с увеличенной программой башенного производства. Начала сказываться нехватка «жидкой брони», формовочной земли. Введение новой шестигранной башни для Т-34, широко известной, как «гайка», и отличавшейся более простой формой, несколько отсрочило кризисную ситуацию, но не могло снять ее полностью. Попытки организовать на заводе выпуск сварных башен были отклонены, так как стоимость и время изготовления единицы продукции без применения сварочных автоматов были чрезмерными.

После рассмотрения предложенных проектов, к исполнению приняли вариант, разработанный И.Вахрушевым и В.Ананьевым. В конце месяца макет башни с подробным описанием представили на рассмотрение ОГК НКТП. Руководство Наркомата первоначально прохладно отнеслось к проекту, так как еще весной положение с броневым прокатом средней и большой толщины было катастрофическим. Однако к концу лета 1942 г. путем жесткой стандартизации, уменьшения номенклатуры проката и стопроцентного контроля выпускаемой продукции положение с 45-мм бронелистом выправилось. Но 60-мм листа, из которого предлагалось штамповать башенные купола, все еще было недостаточно. Поэтому по согласованию с ОГК НКТП в сентябре проект был переработан на использование 45-мм листа и в середине месяца матрица и пуансон для выпуска первой башни были готовы. 19 сентября из бронелиста средней твердости были отштампованы первые три башенных купола, прозванные заводчанами «формочками». Эксперимент показал, что вопреки высказываниям скептиков, купола получились цельными, без разрывов, деформаций и трещин. Термообработка тоже не привела к дополнительным проблемам, а главное — снарядостойкость штампованного купола оказалась куда лучшей, чем таковая даже у самой лучшей литой башни, несмотря на меньшую толщину стенок. На первый взгляд впечатление о башне портила ее стоимость, которая на 5000 рублей превышала таковую у литой, но производительность труда при штамповке была высочайшей.

1 октября 1942 г. началось серийное производство штампованных башен. В ходе производства конструкция башни, по крайней мере, дважды изменялась. Первое изменение произошло в декабре 1942 г. Суть изменения неизвестна, но благодаря ему стоимость штампа была уменьшена, а его долговечность - увеличена. Второе изменение было проведено весной 1943 г., когда завод начал вести проектные работы над танком У-37. Для этого башня была немного увеличена в объеме, чтобы можно было использовать круг обслуживания большего диаметра. А несколько позднее башни начали оборудовать приварными наблюдательными башенками, устанавливаемыми над люком командира орудия.

Выпускаемые в серии башни первоначально шли на танки собственной сборки. Но когда УЗТМ был переориентирован на производство САУ и выпуск Т-34 на заводе прекратился, штампованные башни вместе с башнями танка ИС пошли на ЧТЗ, где устанавливались на танки наряду с литыми башнями местного производства. Выпуск штампованных башен на УЗТМ продолжался до 1 марта 1944 г., когда согласно заводскому отчету, их было отгружено 2050 шт. (по отчету Наркомата — 2062).

-2
-3
-4
трофейный Т-34
трофейный Т-34