Найти в Дзене
Отмороженная

Якутский вариант отшельников Лыковых: рассказываю про семью живущую в старинном балагане в северной глуши

В таежной глуши Верхоянского района проживает семья якутских отшельников Слепцовых. Местные журналисты окрестили их якутским вариантом Лыковых. Семен и его супруга живут в родовом балагане, построенном то ли в 18-м, то ли в 19-м веке. Их история попалась мне в газете “Вести Верхоянья”. Рассказываю её подробнее.  В суровых климатических условиях 68-летний отшельник ведет свой скромный быт с супругой: без связи, электроэнергии, централизованного отопления, водоснабжения, водоотведения и других благ цивилизации. И это в 50-градусный мороз! Живут они между селами Сартан и Барылас в местности Байҕа (Тыаллаах) Верхоянского района. Там сотни километров до населенного пункта, зимой пешком не дойти, а транспорта у стариков нет.  Живут там, потому что там жили их предки. Этот балаган (у якутов так называется зимнее жилье) построил прадед Семена, его звали Тыаллаах Баhылай, богатый и зажиточный по тем временам человек. Его предок имел огромный табун лошадей в количестве 800 голов, а однажды даже

В таежной глуши Верхоянского района проживает семья якутских отшельников Слепцовых. Местные журналисты окрестили их якутским вариантом Лыковых. Семен и его супруга живут в родовом балагане, построенном то ли в 18-м, то ли в 19-м веке. Их история попалась мне в газете “Вести Верхоянья”. Рассказываю её подробнее. 

Автор фото: «Вести Верхоянья»
Автор фото: «Вести Верхоянья»

В суровых климатических условиях 68-летний отшельник ведет свой скромный быт с супругой: без связи, электроэнергии, централизованного отопления, водоснабжения, водоотведения и других благ цивилизации. И это в 50-градусный мороз! Живут они между селами Сартан и Барылас в местности Байҕа (Тыаллаах) Верхоянского района. Там сотни километров до населенного пункта, зимой пешком не дойти, а транспорта у стариков нет. 

Автор фото: «Вести Верхоянья»
Автор фото: «Вести Верхоянья»

Живут там, потому что там жили их предки. Этот балаган (у якутов так называется зимнее жилье) построил прадед Семена, его звали Тыаллаах Баhылай, богатый и зажиточный по тем временам человек. Его предок имел огромный табун лошадей в количестве 800 голов, а однажды даже сам император Николай I подарил ему пистолет. Точно сказать, легенда это или нет, я не могу. Никаких документальных подтверждений тому нет. 

В любом случае этот якобы подарок стал орудием отцеубийства. По воспоминаниям местных жителей, один из сыновей Тыаллаах Баhылайа проиграл в карты лошадей, нанеся тем самым большой урон семье. За этот необдуманный поступок азартный молодой человек был насмерть застрелен собственным отцом, тем самым царским даром. Вот такая жуткая история. 

Автор фото: «Вести Верхоянья»
Автор фото: «Вести Верхоянья»

Сам Семен не собирается менять место жительства. В балагане сохранились остатки старинной утвари и даже камелька (так у якутов называют печку). Но использовать его по назначению уже не представляется возможным. По этой причине на его месте установлена железная печка, на которой супруга Сэмэкэйэ готовит незамысловатую пищу. Потомственный хозяин балагана рассказывает редким гостям о том, что если не разложить у камелька дрова, то к ним являются иччи (духи). 

Автор фото: «Вести Верхоянья»
Автор фото: «Вести Верхоянья»

Сам балаган имеет богатую историю. Это подтверждают старинные и поврежденные временем латинские надписи, а также выцветшие и непонятные обычному человеку метки, вырезанные на стенах и балках старинного жилища, датированные разными годами ХVIII - ХIX веков. ИНтересное место, как и люди обитающие в нем.

Вы бы так смогли? Жить в доме, построенным еще вашим прадедом или все же жутковато?