Прогуливаясь в Санкт-Петербурге по проспекту Римского-Корсакова, Вы не сможете пройти мимо большого шестиэтажного дома, выделяющегося среди иных домов проспекта, окрашенных в теплые пастельные оттенки. Дом привлекающий внимание, в темно - серых тонах, таких характерных для холодного северного города, основательный и монументальный, под номером 41- доходный дом Веге Роберта Георгиевича
Дом, построенный в стиле неоклассицизм, в 1912-1914 годах по проекту архитектора Сергей Осипович (Иосифович) Овсянникова (1880—1937) — русского и советского архитектора, Профессора, доктора архитектуры, специалиста по проектированию и строительству промышленных зданий и комплексов, а также при участии военного инженера И. П. Ставицкого - смотрит свои фасадом с двором - курдонёром (и дорого, и функционально, и не у каждого доходного дома есть) на набережную Крюкова канала
Курдонёр (фр. cour d'honneur, нем. Ehrenhof — двор чести, почётный двор) — парадный двор перед зданием дворца, особняка, усадебного дома, ограниченный главным корпусом и симметричными боковыми флигелями. По красной линии обычно отделяется от наружного пространства оградой с воротами. Курдонёр — французское изобретение, обычай устройства внутренних почётных дворов наследует рыцарские традиции. Классический образец курдонёра был создан в эпоху правления французского короля Людовика XIII в Версале.
Такой тип строения позволял сделать квартиры, выходящие окнами во двор, более светлыми и, следовательно, привлекательными для будущих съемщиков и, конечно же, более дорогими в плане аренды для владельца дома.
Но давайте по порядку...
Кто этот Веге, что мог позволить себе столь большой и богатый по оформлению дом? Итак, Роберт Георгиевич Веге:
- родился в 1869 году,
- в 1894-м завершил обучение в Николаевском кавалерийском училище, Лейб-гвардии Гродненский гусарский полк;
- в 1900-х служил в Главном штабе, подполковник (с 1909-го в отставке);
- от отца в 1912 году получил Киновиевский ультрамариновый завод, став его единоличным владельцем. Георгий Иванович Веге - немец по национальности и врач по образованию основал в 1876 году на правом берегу Невы ультрамариновый завод. Потребность в ультрамарине (дорогом и привозном) в России была, а таких заводов - нет. Дела на заводе шли блестяще- вплоть до революции завод производил больше половины всего ультрамарина в России
- Веге Р.Г. был владельцем незначительного количества акций в компании «Жорж Борман» (российская кондитерская компания и торговая марка второй половины 19 века — первой четверти 20 века), Г.Г.Бормана - поставщика императорского двора. Но многие гиды и риелторы, основываясь на этом факте, ошибочно величают Роберта Веге "шоколадным королем";
- в 1912 году Роберт Веге выкупил участок и приступил к проектированию и возведению своего доходного дома - дома не простого, а богатого как внешне, так и внутренне.
Абсолютно все квартиры этого дома предназначались для людей состоятельных и знатных - потолки высотой 3,10 метров; квартиры с собственной кухней (до 20 метров), 7-10 комнат, лестницы отапливались каминами, а дом был еще оснащен «подъемными машинами» - лифтами.
Дом Веге напоминает итальянское палаццо эпохи Возрождения: цокольный этаж облицован серым гранитом; Стены здания на уровне 1-го и 2-го этажей оформлены терразитовой штукатуркой и декорированы рустом. Весь фасад дома полон украшений: горельефы, растительный орнамент, флорентийские и венецианские окна, балконы, эркеры, все указывает на богатство владельца и его постояльцев.
Парадный въезд во двор оформлен декоративной колоннадой и скульптурами атлантов. Вам они никого не напоминают?
Конечно же, знаменитых атлантов, поддерживающих портик нового Эрмитажа! И атланты у дома Веге появились неспроста!
Предполагалось, что люди проживающие в этих квартирах будут не только состоятельны материально, но и еще культурны, образованны и богаты духовно!
Так жильцами этого дома в разные годы были:
- Александр Ильич Зилоти (русский пианист, дирижёр и музыкально-общественный деятель, педагог) с семьей - супругой Верой Павловной Третьяковой - дочерью основателя Третьяковской галереи, Третьякова П.П. и сыновьями и дочерьми. Их гостями были Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин, Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев;
- Игорь Эммануилович Грабарь - русский и советский художник-живописец, реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог;
- Михаил Ефимович Лобашев - советский генетик и физиолог, живший в доме более 40 лет.
Попасть во двор и в парадные дома простому обывателю не получится - тут доживают свой век старожилы (дети/внуки тех, кто получил право проживать тут за свою хорошую работу в 30-40 гг. 20 века), , остальные квартиры принадлежат представителям новой русской элиты.
В вестибюле парадного двора на стенах сохранились мраморные сюжетные барельефы, а также две скамьи из природного камня, с мраморными сатирами на поручнях
После революции очень многие жильцы покинули свои квартиры, уехав кто в Финляндию, во Францию или США. Роберт Веге также покинул Россию, навсегда эмигрировав во Францию, где умер в 1943 году.
Сегодня дом Веге постепенно обретает своё былое величие, коммунальных квартир не осталось - проводилась реставрация атлантов, косметический ремонт фасадов и парадных, в 2015 году запустили исторические часы, расположенные на фасаде дома, которые до этого долгие десятилетия не работали...
Буду признательна за Ваш "лайк" - так пойму, что данная тема и заметка были интересны! Подписывайтесь на канал!
Пишите в комментариях какие доходные дома Петербурга нравятся Вам!
#петербург #санкт-петербург #веге #доходный дом #архитектура #история #атланты #неоклассицизм #курдонёр