Новички, которые выходят на маркетплейсы, совершают массу ошибок, мешающих организовать эффективные, прибыльные продажи. Если некоторые ошибки приводят к потере части клиентов или росту издержек, то другие промахи могут полностью заставить продавца (также их называют «селлер») уйти с маркетплейса. Анна Шафигуллина, преподаватель и эксперт Академии-Е.КОМ, рассказывает о популярных ошибках при выходе на площадки.
Выход на маркетплейс без теоретической подготовки
Если вы не знаете, какие документы следует оформлять для торговли определёнными товарами, какие комиссии на используемой площадке, чем FBO отличается от FBS и другие тонкости ведения торговли на маркетплейсе, то вам рано начинать продажи. Незнание комиссий приведёт к непредвиденным расходам, которые не были изначально заложены в цену товара. А отсутствие сертификата соответствия при поступлении требования о его предоставлении приведёт к блокировке продаж и личного кабинета со стороны площадки. Поэтому все подобные нюансы продавец обязан знать заранее.
До выхода на маркетплейс изучите теоретические материалы: полностью прочитайте правила площадки, посмотрите бесплатные обучающие видео от селлеров на YouTube, найдите ответ на возникший вопрос в поисковике.
Можно также обучиться на курсах подготовки менеджеров по работе с маркетплейсами. В Академии-Е.КОМ, экспертом которой я являюсь, представлено большое количество курсов по работе с разными площадками. Академия не только дает теоретические навыки, но и сопровождает запуск продаж.
Только когда вы поймёте, что изучили процессы торговли в e-commerce и полностью знакомы с нюансами выбранной площадки, можно регистрироваться на маркетплейсе и начинать продажи.
Продажа популярных товаров
Новичок часто пытается начать с товаров, которые очень хорошо продаются. Например, селлер посмотрел, что люди покупают чехлы для телефонов и решил тоже начать их продавать. Это может стать большой ошибкой по ряду причин. Во-первых, в нише уже много продавцов, конкурирующих за торговлю однотипным товаром. У этих селлеров уже есть отзывы и продажи, поэтому с большей вероятностью будут покупать у них, чем у небольшого магазина. Во-вторых, успех в такой нише может быть достигнут только с помощью предоставления уникальной вариации товара. Бездумное копирование чужого дизайна не принесёт ничего, кроме расходов на закупку чехлов. Правильным решением в этой ситуации было бы придумать уникальный принт для чехла и выходить на рынок с ним. Но такой способ подходит больше опытным продавцам, которые могут себе позволить продавать товары, сделанные для него на заказ. Новичку рекомендуется просто найти другую, менее конкурентную нишу.
Продажа малопопулярных позиций
Обратная сторона вышеописанной ситуации. Иногда новички, наоборот, находят непопулярную нишу с менее десятком продавцов и пытаются продавать в ней. Но, возможно, эта ниша неконкурентная не просто так, и звуковой шар для котов не продают много людей просто потому, что на такой товар нет достаточного спроса. Рискнув продавать подобную позицию без предварительного анализа спроса, вы придёте к тому, что просто закупите никому ненужный товар. Избежать такую ситуацию можно, только проанализировав рынок заранее. Крупный продавец мог бы с помощью рекламы привлечь внимание к малопопулярному товару, но новичку заниматься подобным не рекомендуется.
Неправильное оформление карточки товара
Новичок, оформляя карточку товара, ограничивается заполнением базовой информации, не используя SEO (поисковую оптимизацию), а в картинках часто просто помещает фотографию товара без инфографики. Правильно оформленное описание должно содержать ключевые слова, по которым человек сможет найти позицию через внешнюю поисковую систему. В том числе стоит сделать упор на особые свойства товара, которых может не быть у конкурентов. Желательно также изменить название товара так, чтобы оно максимально охватывало поисковые запросы на подобную тематику в самом поисковике маркетплейса для достижения максимальных просмотров. Кроме непосредственного названия, обратите внимание на максимально полное заполнение всех характеристик товара.
Игнорирование работы с отзывами
Обычно люди неохотно оставляют отзывы о товаре, а товар с маленьким количеством отзывов будет выглядеть ненадёжным. Как только человек выходит на маркетплейс, можно попросить друзей и знакомых написать отзывы для продаваемых товаров, чтобы поднять посещаемость на странице товаре. Некоторые площадки дают возможность легально получить отзывы за баллы. Даже 1-2 отзыва повысят доверие покупателя к вашему товару.
Ошибки при упаковке и маркировке
Маркетплейсы не принимают товар, который упакован или промаркирован неправильно. Из-за этого селлер может потерять время и средства на переупаковку и перемаркировку товара. Обычно все правила о конкретном товаре будут написаны в личном кабинете. Главное — ими не пренебрегать, и тогда торговля будет без возвратов и ненужных издержек.
Сильное снижение цены
Новички, желающие быстро занять часть рынка и завоевать доверие клиентов, прибегают к такому инструменту, как демпинг. Это понятие означает специальное изменение цены на ниже рыночной с целью привлечения покупателей. Селлеры даже готовы торговать какое-то время в убыток, чтобы набрать продаж, отзывов, клиентскую базу. Но эта стратегия очень рисковая, ведь конкуренты, увидевшие ваши действия, начнут под них подстраиваться и стараться выгнать вас с рынка, поскольку вы уменьшаете прибыль другим продавцам. Так конкуренты могут начать продавать ещё ниже, и если они крупные селлеры, то они смогут вытерпеть временное понижение цены, а вот вы за это время успеете разориться, продавая товар по настолько низкой цене. Поэтому новичкам рекомендуется не прибегать к демпингу, выбирая менее рисковые способы конкуренции.
Заключение
Мы разобрали ряд ошибок, которые приводят селлеров к потере прибыли или полной приостановке деятельности как продавца. Новичок, изучивший приведённые решения проблем, без труда сможет избежать этих ошибок и начать прибыльный, эффективный бизнес. Главное помнить, что перед использованием какого-либо инструмента или началом продажи товара, следует провести самостоятельный анализ на их реальную применимость или ликвидность, изучив опыт людей, использовавших приёмы или продающих определённые позиции до вас. Тогда с помощью учёта чужих ошибок вы сможете не совершать собственные.